Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этике

Пояснительная записка.
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики», автор Данилюк А. Я, утвержденной МОиН РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Преподавание ведётся по учебнику: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2010г., входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
В общем количестве часов изменений нет, так как программа полностью соответствует Примерной базовой программе.
Преподавание ведется на алгоритмическом уровне.
Основными формами организации образовательного процесса предусматривает применение следующих технологий: игровые, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие, ИКТ, технологии критического мышления, проектная деятельность, технологии уровневой дифференциации. Среди методов обучения преобладают репродуктивно-продуктивные и объяснительно-иллюстративные. Занятия представляют собой преимущественно комбинированный тип урока.
Виды и формы контроля: устный опрос, творческие работы, проектная деятельность. Оценивание достижений учащихся происходит при помощи отметок (пятибалльная шкала).
Цель обучения: Создание условий для достижения результатов, предусмотренных ФГОС
Задачи обучения:
Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
Активизация познавательной активности школьников.
Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

















Общая характеристика учебного предмета


Наименование раздела
Всего часов
В том числе




Проектная деятельность
Лабораторные работы
Контрольные работы

1
Светская этика
34
2




Итого
34
2




Место учебного предмета курса в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение основ религиозных культур и светской этики в 4 классе отводится 34 часа из расчёта: 1 час в неделю.









































Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.















Содержание тем учебного курса.

Модуль «Светская этика».
Россия – наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным. Род и семья – исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству.









































Календарно – тематическое планирование.

№ урока
Тема урока
Вид учебной деятельности
Календарные сроки
Фактические сроки







1
Россия – наша страна
Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики
Героев России



2
Что такое светская этика?
Беседа; комментированное чтение; работа с литературным и фольклорным текстами; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи



3
Мораль и культура
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



4
Особенности морали.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы, работа с иллюстративным материалом ; участие в учебном диалоге.



5-6
Добро и зло.
Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи, .



7-8
Добродетель и порок
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа



9
Свобода и моральный выбор человека
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа



10-11
Свобода и ответственность

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.



12
Моральный долг

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.



13-14
Справедливость
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа, проект.



15
Альтруизм и эгоизм

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.



16-17
Дружба
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. Подготовка материалов для стенгазеты.



18
Что значит быть моральным
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.



19-20
Род и семья - исток нравственных отношений
в истории человечества
Беседа; комментированное чте-
ние; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге, проект.



21
Нравственный поступок
Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.



22
Золотое правило нравственности




Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.




23-24
Стыд, вина и извинение.
Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём.



25
Честь и достоинство
Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём.



26
Совесть.
Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана



27
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.
Работа с иллюстративным материалом; беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи.



28
Джентльмен и леди.
Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.



29
Образцы нравственности в культуре Отечества.
Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.



30
Этикет
Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана



31-32
Семейные праздники
Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. Проект



33-34
Защита проектов
Защита проектов













































Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных, метапредметных, личностных результатов.
Предметные результаты.
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Метапредметные результаты.Д:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе


Личностные результаты.
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.










































Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса.
Для учителя:
Данилюк А.Я. Основы светской этики 4-5 класс: М: Просвещение, 2010.- 63с.
Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика 4 класс: М:Баласс, 2010.- 78с.
Студеникин М.Т. Основы светской этики 4 класс: М:Русское слово, 2013.- 158с.
Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики»: М: Русское слово, 2013.- 69с.
Для ученика.
Данилюк А.Я. Основы светской этики 4-5 класс: М: Просвещение, 2010.- 63с.
Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики»: М: Русское слово, 2013.- 69с.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Интерактивная доска, проектор, ноутбук



































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




15