Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ «Основы светской этики» на тему: «Чувство Родины»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» города Армянска
Республики Крым
Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ «Основы светской этики» на тему: «Чувство Родины»
Подготовила: учитель начальных классов
Дубоделова Светлана АликовнаАрмянск
2016г.
Тема: «ЧУВСТВО РОДИНЫ»
Тип урока: комбинированный.
На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный, (синквейн, оценка настроения).
Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.
Цели урока:
Образовательные:
изучить основные понятия «Родина», «Отчизна»; «родное», «род», научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики, сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание.
Развивающие:
развивать интерес к знаниям о родном Подмосковье, его традициях на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами, развивать память.
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, толерантное и доброжелательное отношение, стремление быть тактичным и деликатным.
Задачи:
способствовать формированию понимания обучающегося того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы;
развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
формировать способность слушать и принимать во внимание то, что говорят другие люди, учить прогнозированию последствий своих поступков;
способствовать развитию чувства патриотизма, любви к Родине, эстетическому воспитанию, бережного отношения к родному краю, живой природе;
воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности обучающихся по сохранению и улучшению окружающей среды.
Планируемые результаты:
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
формирование чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества;
развитие сознательности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
умение формулировать понятия «Родина», «Отчизна», «родное», «род», назвать правила дружбы;
практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
приобретение навыков работы в сотрудничестве.
Метапредметные результаты:
адекватное использование речевых средств, для решения различных познавательных задач;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое собственное мнение;
слушать собеседника и вести диалог;
уметь аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
понимание, знание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна»;
знание золотого правила, правила дружбы;
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, музыка, окружающий мир.
Оборудование:
учебник по ОРКСЭ А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс,
тетради,
карточки с пословицами,
презентация,
плакат,
сердечки, цветные смайлики настроения,
эпиграф.
Ход урока
Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания)
Учитель:
Вместе за руки возьмемся
Мы друг другу улыбнемся.
Дружно скажем добрый день!
Ведь работать нам не лень.
Здравствуйте, ребята!
Садитесь, пожалуйста.
Наш добрый дом - Гимназия, мы – учителя и гимназисты - единое
целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результат.
Волшебные слова, которые вы прочитаете на доске, помогут Вам на уроке:
«Правила работы на уроке» (написаны на доске):
Не болтай ты понапрасну,
Убеждай и рассуждай.
Нам не нужен шум и гам,
Все задачи решай сам.
Если ты не сможешь вдруг,
Всегда придёт на помощь друг!
Самоопределение к учебной деятельности
Учитель:
Отличное настроение это всегда залог успеха. Хочется пожелать вам, чтобы оно сохранялось на уроке. А если у нас хорошее настроение, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Посмотрите на своего соседа по парте. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
Актуализация знаний и постановка темы урока.
Учитель:
Откройте свои тетради, давайте проверим, как вы справились с заданием закончить предложения. (Ученики читают написанные предложения в тетрадях.)
- Когда я на природе, то…(Предполагаемые ответы детей: любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)
- Когда я прихожу в лес, я помню, что…(Предполагаемые ответы детей: нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.)
- Когда я оказываюсь на лугу, я …(Предполагаемые ответы детей: не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.)
-Когда я собираю ягоды и грибы, то …(Предполагаемые ответы детей: не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды. Не ломаю ветки.)Подводя итог можно сказать, что природа это …(Предполагаемые ответы детей: волшебные двери к добру и доверию.)
Учитель:
Любовь к природе - великое чувство. Любить свой край, беречь природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Чувство любви помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее.
Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".
Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы научиться понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, читать ее язык, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".
Свою любовь и восхищение родной природой поэты, композиторы, художники выражали в своем творчестве. В песне «Наш край», композитор и поэт показали красоту русского леса, морей и гор, необъятные просторы нашей Родины.
(Звучит песня «Наш край», музыка Кабалевского Д.Б., слова: Пришелец А.)
Учитель:
Отгадайте загадку: «В своем доме и стены помогают»,
«Что краше солнца, дороже золота?» (Ответы детей)
Верно, Родина!
Вы, наверное, догадались, о чем мы будем с вами говорить? (Ответы детей)
О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.
Тема нашего урока: «Чувство Родины»
Эпиграфом послужат нам слова М. Пришвина “Любить природу – значит любить Родину” (Записать на доске).
Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)
Мы постараемся сегодня затронуть глубокие чувства в сердце каждого, заглянуть в свой душевный мир, почувствовать искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина».
III. Изучение нового материала.
Учитель:
(Чтение стихотворения)
Россия
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России, -
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом. П. Синявский.
А что для вас значит понятие «Родина»? (Ответы детей)
Место, где человек родился, где жили и живут его предки.
Родина это родной край, по которому он тоскует и готов защищать.
Самое дорогое и важное для каждого человека это Родина.
Ребята, как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (Ответы детей)
Корень «род».
Это слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами, с близкими людьми.
Физкультминутка:
 (Звучит музыка) 
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.(Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)
Работа у доски
(Работа в группах, один представитель называет слова)
Попробуйте подобрать к каждой букве слова «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова
Р - родная, раздольная, разумная и т.д.
О – огромная, очаровательная, открытая и т.д.
Д – добрая, душевная, достойная и т.д.
И – интересная, известная, интеллектуальная и т.д.
Н – необъятная, наилучшая, ненаглядная и т.д.
А – авторитетная, активная, актуальная, аккуратная и т.д. 
Подберите синонимы, подумайте, какие подойдут к слову «Родина»?
(Предполагаемые ответы детей: родной край, Отечество, Отчизна)
Как вы думаете, слова: отчество, отец, отчий являются однокоренными
к слову «Отчизна» (Ответы детей)
А как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?
(На доске плакат со словами Вольтера).
Здесь говорится о глубоких и сильных чувствах, которые выражают любовь к родному, любимому месту на Земле. Душа всегда связана с чувствами. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом. 
Как Вы думаете, у каждого человека есть город, деревня, где он родился, своя Малая Родина?
А что значит «малая родина»? (Ответы детей)
Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок, но самый дорогой для всех нас. Место, которое мы называем своим домом на просторах нашей большой Родины.
А сейчас мы послушаем ребят, которые приготовили стихотворение
(Дети читают стихи)
«Россия – наша Родина»
Нет края на свете красивей,Нет Родины в мире светлей!Россия, Россия, Россия, –Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?Терпел пораженья любой!Россия, Россия, Россия, –Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,Тебя бережём мы и чтим,А если нарушат границу,Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:"А чем дорога вам страна?"– Да тем, что для всех нас Россия,Как мама родная, – одна! (В. Гудимов)
Работа с пословицами.
Задание на столах для каждой группы в конвертах, постарайтесь собрать из этих слов пословицы о Родине и объяснить их значение:
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Знает весь свет — тверже русских нет.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
Русский человек добро помнит.
Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях.
Составьте синквейн по теме нашего урока к слову «Родина»: существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное. Предложение.
А у меня получился вот такой синквейн. Можете дополнить ваш синквейн, у кого были затруднения. Отчизна, Отечество, Родина, родная, любимая. Я люблю свою Родину.
IV. Закрепление нового материала.
Учитель:
Родина - это и огромное пространство в 1/6 всей земной коры, и ракета, нацеленная к луне, и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Великие открытия, достижения в разных областях культуры, науки и спорта, имена знаменитых людей, которым аплодирует весь мир. Родина это наши родители, дом, город и родная гимназия, все мы с нашим миром, чувствами, радостями и заботами.
Упражнение «Снежинка»
Учитель:
Сейчас мы с вами выполним одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте инструкцию:
- сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,
- сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, затем еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.
- Что мы видим? У всех листы получились разные. 
Все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях. Но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Строить дальнейшую жизнь России, сильного демократического государства мы можем только вместе. И нам под силу любые трудности, если мы будем объединены одной идеей:
V. Рефлексия
Название: «Цветное настроение».
Цель: повысить самооценку обучающихся своих творческих способностей; повысить уровень энергии в классе. 
Научить аргументировать свое мнение, перерабатывать изученную информацию.
Технология проведения: оцените свою работу на уроке, покажите цветные смайлики настроения (Красный цвет – «У меня все получилось»; Синий цвет – «Узнал новое, но не все получалось»; Зеленый цвет – «Ничего не понял».)
Учитель
Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»
Какая тема нашего урока?
Ребята, что вы узнали нового?
Что бы вы хотели узнать?
Какие цели и задачи мы ставили на уроке?
Оцените свою работу на уроке, покажите цветные смайлики настроения.
VI. Заключительное слово учителя
Учитель:
Завершить урок хочется пожеланием всем добра, радости и стихотворением о Родине.
Холмы, перелески, луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей —
Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)
«Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» К. Паустовский.