Урок основы религиозных культур и светской этики в 4 классе «Защитники Отечества»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Заинская средняя общеобразовательная школа №6” Заинского муниципального района Республики Татарстан



Урок основы религиозных культур и светской этики в 4 классе
Тема: Защитники Отечества






Учитель начальных классов
Чернова Людмила Михайловна




Г. Заинск, 2014 год



Тема: Защита Отечества.

Цель урока: формирование у младших школьников чувства патриотизма и любви к Родине, основанного на знании и уважении отечественной истории и православной культуры.
Задачи:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Ожидаемые результаты:
Ключевые понятия: Родина, героизм, справедливая война, миротворец.
Справедливая война – это оборонительная война, которая направлена на защиту Родины, семьи и веры.
Миротворец -  тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор.
Оборудование: Мультимедийная установка, презентация урока, репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря», колокольчик

Ход урока:
Организационный момент.
Минутка релаксации: слушание музыки леса (голоса птиц)
- Что вам сейчас представилось? 1. Слайд.


- Вспомните, что такое Родина? Подберите к слову «родина» синонимы. (Родина, Отчизна, Отечество, Россия, Русь.)
РЕЛЛИ РОБИН (Учащиеся получают карточки с заданием).
- Составьте пословицы.
Кто Родине верен, стой смело.
Русскую заповедь знай, а товарищ дружеством.
Тяжело в учении, тот в бою примерен.
За правое дело, в бою не зевай.
Бой красен мужеством, легко в бою.

Проверка выполнения задания.
- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? (Ответы детей, по определению темы урока). Какие задачи поставим?
- На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой. Постарайтесь быть внимательными на уроке, работать дружно, помогайте друг другу. Желаю успеха каждому из вас!





2. Этап усвоения новых знаний.

ТИМБИЛДИНГ
(Собрать за 1 минуту мозаику иллюстрации репродукции В. М. Васнецова «Три богатыря»).
- Все узнали картину? («Три богатыря»).
- Кто автор этой картины? (художник - Виктор Михайлович Васнецов)
2. Слайд.


На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили, уважали, шли за ними на бой, слагали песни, сказки, былины, легенды об их жизни.
- Ребята, пожалуйста, назовите славных русских богатырей, которых известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил на картине «Богатыри»! (Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич)
В былинах и легендах три богатыря Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле, они никогда не встречались. Их разделяли века – Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович – в 13 веке, а Илья – в 12-м веке.
А почему автор объединил всех этих богатырей в одну картину?
Беседа по вопросам:
От кого богатыри защищали Русь? Кто, по вашему мнению, мог быть врагом русской земли?
Как рассказы, о подвигах богатырей сохранились до наших дней?
О них можно прочитать в древних летописях, только в старину их не рассказывали, а пели с помощью музыкального древнего инструмента. Кто знает его название?
- Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали. Читайте былины, русские народные сказки, исторические книги и вы ещё больше узнаете и полюбите свою Отчизну.
Физкультминутка
У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).  Вот таков! Корень да его – Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень) Листья да его – Вот так широки, (развести руки в стороны) Ветки да его – Вот так высоки! (руки вверх) Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)  На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)  Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце) Чтобы землю родную Защищать от врага!
- Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь жителей Руси – России нарушались военными грозами. Почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. Принято делить войны на справедливые и несправедливые.
- Найдите и прочитайте в учебнике, какие войны с христианской точки зрения называются справедливыми? (стр. 89)
- Война может быть справедливой, только если она оборонительная, когда воин защищает свою Родину, семью и веру. Поэтому русские воины хорошо знали слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих».
3. Работа по учебнику.
прочитайте текст учебника на стр.90 2 абзац и ответь, как должен вести себя воин - христианин
с врагами Отечества?
с мирными жителями?
с пленными и ранеными?

4. Закрепления нового материала

- История знает много примеров верного служения Родине. О некоторых героях земли русской нам расскажут ваши одноклассники, которые дома подготовили сообщения о них.

Сообщение ученика об Александре Невском. Слайд 3,4.


СТЁ ЗЕ КЛАСС
-Почему А. Невского называли миротворцем?
- Кто такой миротворец?
За свои величайшие победы без оружия русской православной церковью он причислен к лику святых. В храмах вы сможете увидеть икону с изображением лика А. Невского. В честь князя построено в России множество храмов, в Санкт-Петербурге его именем назван величественный монастырь – Александро-Невская лавра, которой 8 апреля 2013 года исполнилось 300 лет. В Российском государстве учрежден орден Александра Невского, которым награждают лучших защитников нашей Родины.
Слайд 5.


Сообщение ученика о Дмитрии Донском.
Слайд 6


- Почему святой Сергий дал благословление на битву? Этот ответ вы можете найти в дополнительном задании стр. 92 (читает участник №2 стол №4)


Сообщение ученика о Фёдоре Фёдоровиче Ушакове.
Слайд 7.


- Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни
- Вспомните и назовите имена защитников Отечества, которые прозвучали сегодня на уроке?
(Дмитрий Донской и Александр Невский, Илья Муромец, Федор Ушаков, Сергий Радонежский.)
- Как вы думаете, а в наше время есть герои? (ответы детей).
Есть много людей, которых мы не знаем, но они ежедневно совершают героические поступки, спасая людей, рискую своей жизнью. Перед вами Орден Мужества России. Этим Орденом награждают в нашей стране за самоотверженность и выполнение гражданского долга. Слайд 8.


Таким орденом посмертно наградили 7-летнего Женю Табакова.
Где можно получить информацию о героях нашего времени? Как их имена? Ответ на этот вопрос и будет вашим домашним заданием.

Рефлексия.
Слайд 9.
Закончи предложение
Сегодня на уроке я узнал, что .
Я познакомился с такими понятиями как
Я расскажу своим родителям .
А урок я хочу закончить песней «Служить России» Слайд 10.
Какое настроение осталось у вас от урока? Покажите свой цвет настроения или приклейте свой стикер с вопросом на нашу парковку.
Молодцы! Спасибо всем за урок!











Список литературы.
1.     С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. -  М.: Просвещение, 1991.
2.     С.Алексеев. Сто рассказов из русской истории. - М.: Юридическая литература,1991.
3.     В.Борисенков. Бессмертные подвиги молодежи. -  М.: Знание,1959
4.     Н.Борисов. Они повторили подвиг Сусанина. -  М.: Просвещение,1987
5.     В.Володин, Л.Левченко. Недаром помнит вся Россия.-  М.: Молодая гвардия, 1987
6.     С.Григорьев. Рассказы о Кутузове. -  Н.:1990
7.     История Отечества. Справочник школьника.  - М.: Слово, 1996
8.     Школьная энцеклопедия «История Росии XX век». -  М.: Олма-Пресс образование





Рисунок 6Картина Три богатыря ВаснецовРисунок 2знак ордена ал невРисунок 9знак ордена ал невРисунок 10Александр в схимеРисунок 11C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\урок 28 Защита Отечества\Александр в схиме.jpgРисунок 1315