СТАТЬЯ НА ТЕМУКАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО БИОЛОГИИ


Кукина Светлана Ивановнаучитель биологии и химииМуниципального казённого общеобразовательного учрежденияКашарская средняя общеобразовательная школаКонышевского района Курской области
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ: КАК ПОДГОТОВИТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ?
В настоящее время стало обязательным участие каждого образовательного учреждения в  школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников. В настоящее время роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ОГЭ ,ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это в свою очередь повышает статус всего олимпиадного движения.    В отличие от простых контрольных работ и зачетов, проектной и исследовательской деятельности, различных интеллектуальных конкурсов, написания рефератов, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по общеобразовательным предметам и способствуют более широкой эрудиции. Подготовка к олимпиадному движению должна быть серьезной, многолетней и систематической. Чтобы ученик 9 класса показал достойные результаты необходимо начинать, как минимум, с 6 класса. Мои ученики тоже принимали участие в школьном и районном этапах олимпиады, на школьном этапе были призеры и победители и на районном   Требовалось кардинально менять способы подготовки учащихся к олимпиадному движению, а точнее приводить в систему и вырабатывать конкретную методику.   Начала я с того, что собрала «Банк олимпиадных заданий», в котором были олимпиадные задания разных этапов за пять лет. Затем я приступила к анализу содержания заданий муниципального и регионального уровней и формулировке выводов.   На примере заданий ОГЭ И ЕГЭ выводы получились следующие:1. Олимпиадные задания образуют три группы:    Часть 1 – задания с выбором одного правильного ответа из четырех;    Часть 2, 3 – задания с выбором нескольких ответом или сопоставление.2. 25% заданий на знания предмета в рамках углубленной школьной программы.3. 50 % заданий на знания за рамками школьной программы.4. 25 % заданий на применение знаний в нестандартной ситуации, анализ данных и решение задач.   Как видите, знаний, которые ребята получают на уроках,  не достаточно. Нужна дополнительная внеурочная подготовка.  Далее я провожу отбор учащихся и формирование школьной команды учащихся, которые  хотят и могут заниматься серьезной подготовкой по предмету.
 Планируем работу.
-создание  индивидуальных образовательных траекторий;
-преобладание индивидуальных форм работы над  групповыми;
-тесное взаимодействие старших школьников с младшими.
При планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности. Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника, причём ученику должна быть предоставлена и свобода выбора этой траектории. Отсюда вытекает свободное посещение большинства занятий, свободный выбор направления познавательной или исследовательской работы. Ученики  могут прийти  на занятие, чтобы получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы, чтобы получить помощь в выполнении проектных работ, собираются мини-группы для решения биологических задач, обсуждения теоретических вопросов. Старшие могут, решая свои задачи, выступить в роли консультантов и контролёров для младших. Учитель консультирует отдельных учеников или беседует с мини-группами, намечает перспективы  и цели дальнейшей подготовки.
1 Учитывая. что эти занятия проводятся , как правило, после напряжённого учебного дня, неплохо предусмотреть  возможность отдыха, релаксации. Возможность выпить чашку чая, послушать негромкую музыку может оказаться совсем не лишней.)Из сказанного ясно, что наличие  группы школьников не означает преобладания групповых форм работы. Напротив, такие формы должны быть более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих. Это может быть демонстрация биологического эксперимента, интересные лекции выпускников-биологов, рассказ об итогах прошедшей олимпиады, конкурса проектов, своеобразный самоотчёт участников.
 Перейдём к содержательной стороне подготовки к олимпиаде. Что необходимо школьнику для участия  в этом интеллектуальном состязании? Учитывая особенности биологии как естественной и экспериментальной науки можно выделить три составляющих такого успеха.
Составляющие успеха:
-развитый биологический кругозор;
-умение решать биологические задачи, работать с тестами;
-практические умения и навыки.
Эти ключевые моменты определяют и основные направления подготовки школьника.Отбор учащихся основан на их успеваемости по предмету, на уровне познавательной активности и на стремлении побеждать.    Далее начинается самый трудный, но очень интересный  процесс подготовки.  У каждого учителя есть свои приемы, методы, формы, которыми он пользуется. По этому вопросу очень много полезной информации размещено в сети Интернет, анализируя эту информацию можно определить условия подготовки к олимпиадам:
Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективные курсы, эвристические олимпиады.
2. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.  Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя может выражаться лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику. Читаем книги.
В формировании биологического кругозора решающая роль принадлежит разнообразной биологической литературе. На начальных этапах это могут быть детские биологические энциклопедии, книги о природе, научно-популярные журналы. Для старших школьников будет интересна и более серьёзная литература: вузовские учебник, практикумы, научные журналы.
Может возникнуть вопрос, насколько усваивается информация прочитанных книг и статей, сможет ли ученик актуализировать эти знания в нужный момент? Конечно, какая-то часть информации остаётся всегда. Как сделать её усвоение более эффективным?
Есть  способ эффективной подготовки -  целевое изучение биологической литературы.
Цели могут ставиться различные, как правил, это обобщение, систематизация материала, или, наоборот, опережающий  вопрос перед изучением новой темы. В поисках необходимой информации «перелопачиваются» самые различные источники, приобретаются необходимые умения, а создаваемые при этом продукты затем используются как справочные материалы.
Большое внимание уделяется работе с учебной и справочной литературой по экологии, т.к. этот предмет в нашей школе не изучается, а  школьники проявляют большую заинтересованность в нём.
В настоящее время наряду с книгами ,  пожалуй, большую роль играет такой источник информации, как интернет. На разнообразных биологических сайтах могут быть найдены и электронные варианты книг, журнальных статей, всевозможные тесты, задания олимпиад различного уровня.
Можно и нужно ли управлять этим потоком информации? Во всяком случае, желательно ознакомить школьников со списком биологических сайтов, где они могут  найти полезную для себя информацию. Одним из таких сайтов, несомненно, является www.kpdbio.ru, где размещены ресурсы для подготовки к региональному этапу по биологии. На этом сайте можно получить онлайн-консультацию  по интересующему вопросу, проверить свои знания, выполняя тестовые задания прошлых лет, посмотреть  видеоурок.
 Исследуем и проектируем.(презентации к проектам) Индивидуальная образовательная траектория даёт возможность каждому участнику команды выбрать направление проектно-исследовательской деятельности.  Часто работа над проектом начинается ещё в 5 классе: собирается информация, анализируется, обобщается собранный материал. Затем вырабатывается гипотеза собственного исследования, анализируются экспериментальные данные . « Созревший» проект отражает личностно-индивидуальную позицию автора и имеет социально-практическую значимость. С такими проектами наши школьники  стали победителями региональной политехнической олимпиады по экологии.  
Решаем задачи, выполняем тесты.
  . Навыки решения генетических задач необходимы во Всероссийской олимпиаде школьников. Мною подобраны и    систематизированы задачи к Всероссийской олимпиаде школьников.  Ученик имеет возможность поэтапно выполнять сначала простые задачи, а затем более высокого уровня сложности. Учитель всегда покажет путь решения задачи, обратит внимание на ошибку. Дать задание, а потом проверить может и старший ученик, одновременно вспомнив сам, как он справлялся с этой задачей. Перед муниципальным этапом олимпиад по биологии и экологии регулярно в компьютерном классе выполняем в режиме онлайн разнообразные тесты, отдавая предпочтение заданиям прошлых лет.
Выполняем практические работы  Часто  школьники, успешно преодолевшие теоретический тур городской олимпиады по биологии испытывают трудности на  практическом. Требования к практическому туру ежегодно возрастают, т.к. именно здесь  школьник может применить свои знания на практике. Мы уделяем большое внимание при подготовке к практическому туру таким аспектам, как  изготовление микропрепаратов, умению работать с определителями, выполнению лабораторных работ  по предлагаемой инструкции.  
При подготовке к олимпиадам важны следующие принципы:
Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
Индивидуальный подход. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.
Психологический принцип. Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.