Сложносокращенные слова. Урок русского языка в 6 классе.


Сложносокращённые слова Орфографическая разминка Пр..усадебный, пр..крикнуть, бе..сильный, пр..землился, …десь,бе..звучный, …гладить, ра..грузить,пр..мудрый, пр..двинуть, ра..сортировать, земл..тр..сение. Закончи фразу… (устно) Сложными называются слова…Они образуются в результате …При образовании сложных слов чаще используются … 2. Работа с текстами.(текст на бумажных листах) 1. Время выполнения – 3 минуты;2. Оценить себя – по 0,5 балла за каждое найденное слово. Найти в тексте и выписать в тетрадь все сложные слова 3. Образуйте сложные существительные,обозначьте в них корни и подчеркните соединительные гласные о и е. : 1 основа (корень) 2 основа (корень) Сложное слово море ходить кость править труба чистить сталь варить сам сваливать воздух плавать кофе молоть полк водить Время выполнения – 3 минуты;Оценить себя – по 0,5 балла за слово. Проверь себя! 1 основа (корень) 2 основа (корень) Сложное слово море ходить  мореход кость править  костоправ труба чистить  трубочист сталь варить  сталевар сам сваливать  самосвал воздух плавать  воздухоплаватель кофе молоть  кофемолка полк водить  полководец Сравните. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго? ? СветомузыкаЗемлекопБензобакОвощехранилищеСнегопад ? ЗавхозМедсестраВузСпорттоварыЗавуч Сравните. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго? Сложные слова: СветомузыкаЗемлекопБензобакОвощехранилищеСнегопад Сложносокращённые: ЗавхозМедсестраВузСпорттоварыЗавуч Объясните, почему сложносокращённые слова получили такое название?Эти слова одновременно являются и сложными(т.к. состоят из нескольких основ), и сокращёнными (т.к. эти основы использованы в усечённом виде) Определение Сложносокращённые слова (или аббревиатуры) – это слова, образованные путём сложения сокращённых основ. Знаете ли вы, что… …сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались. В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”, “Моссовет”, “ЧК”, “ЦК”, “ “ВЦИК” и т. п. Какова причина появления в русском языке таких слов?(Экономия времени и места) Какие вы знаете способы сокращения слов? 1. Часть слова + целое слово драмкружок2. Часть слова + часть слова завхоз3. Аббревиатура ЕГЭ 6. Прочитайте данные слова. Распределите их на три группы по способу сокращения слов. Замдиректора, универмаг, канцтовары, МГУ, химчистка, Сбербанк, ЖКХ, военкомат, ПТУ , совхоз , ГИА, юнкор. Время выполнения – 5 минут;Оценить себя – по 2 балла за группу. Проверь себя! Часть слова + слово Часть сл. + часть сл. Аббревиатура замдиректора универмаг МГУ канцтовары военкомат ЖКХ химчистка совхоз ПТУ сбербанк юнкор ГИА Как определить род сложносокращённых слов? Определите род сложносокращённых слов РФ – Российская Федерация;ОРТ – Общественное российское телевидение;МГУ –Московский государственный университет;ООН – Организация объединенных наций;НИИ – Научно-исследовательский институт;МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения. 4. Расшифруйте, определите главное слово, определите род Время выполнения – 3 минуты;Оценить себя – по 0,5 баллу за слово РФ - ОРТ - МГУ - ООН - НИИ - МЧС - 5. Допишите глаголы, согласуя их со сложносокращенными словами 1. ТЮЗ показал… новый спектакль для малышей.2. АЭС начал… вырабатывать энергию.3. СМИ сообщил.. о победителях конкурса.4. Вуз предостави…студентам общежитие.5. ПТУ пригласил… учащихся на День открытых дверей. Время выполнения – 7 минут;Оценить себя – по 1 баллу за предложение. Оцените свою работу Посчитайте набранные баллы и запишите суммуРезультат:28 – 29 баллов – отлично!20 – 27 баллов – хорошо,19 – 15 баллов – удовлетворительно,менее 15 баллов – нужно еще раз повторить материал Время выполнения – 2 минуты. Подведём итог – Что повторили на уроке? – Что узнали о сложносокращенных словах? – С каким новым термином познакомились?  Рефлексия 1.В каких речевых ситуациях могут использоваться сложносокращенные слова?2.Приходится ли вам в разговорной речи использовать такие слова? Какие именно?3.Какие задания вам особенно понравились?4.Какие задания вызвали затруднения?Как вы думаете, что нужно дома повторить перед выполнением домашнего задания?