Урок русского языка в 6 классе Сложносокращенные слова

Урок русского языка в 6 классе (Программа Т.А.Ладыженской).
Тема: СЛОЖНОСОКРАЩЁННЫЕ СЛОВА
Проблема: В городе Жлобин Республики Беларусь находится единственный в стране Белорусский металлургический завод. Местные жители сокращённо называют его БМЗ (Бэ эМ Зэ). В нашем городе тоже есть металлургический завод, и мы называем его ОМЗ (О Мэ Зэ).
(О Мэ Зэ). Что это? Способ сокращения или нарушение орфоэпических норм (правил произношения)?
Цели: 1. Узнать способы сокращения слов.
2. Научиться определять род сложносокращённых слов.
Практикум по словообразованию.
«Омутнинские вести» часто освещают тему безопасности на дорогах. В последнем номере газеты сообщается о том, что в Песковке шлаком засыплют яму на пешеходной дорожке до Сбербанка, а в Омутнинске водители не пропускают пешеходов на переходах.«По словам начальника полиции МО МВД «Омутнинский» Александра Вдовкина, серьёзная авария произошла в субботу, 18 октября, по вине водителя ВАЗ 21093 Инспектор ГИБДД по пропаганде Татьяна Козлова считает, что причины произошедших ДТП - в несоблюдении дистанции и неправильно выбранной скорости в трудных погодных условиях».
Определите способ образования выделенных подчёркнутых слов, обозначьте его графически.
Определить, от какого словосочетания образованы выделенные слова :
Сбербанк ( )
МВД ( )
ВАЗ ( )
ГИБДД ( )
ДТП ( )
- Как образовано каждое из этих слов? (у сокращаемых слов берутся: 1. части, состоящие из нескольких звуков; 2.начальные буквы; 3. начальные звуки; 4.смешанный способ)

Определите способы образования сложносокращённых слов и дополните ряды примерами:
Лесхоз__________________________________________________________________
Сельсовет_______________________________________________________________
МГУ____________________________________________________________________
КОГОБУ СОШ с УИОП_____________________________________________________
ВятГУ___________________________________________________________________
Слова для справок: ОГПТ, СМУ, профсоюз, ФОК,газпром, МЧС
Познакомьтесь с теоретическим материалом ( с.75-76)и подчеркните способы в предыдущем задании, не отражённые в учебнике.
Экскурс в историю.
Сложносокращённые слова впервые появились в конце 17 века в Европе, но использовались, в основном, в письменной речи. В нашей стране они появились только к концу 19 века. Так Николай Второй подписывал свои документы, используя аббревиатуру Е.И.В. (Его Императорское Величество). С 1917 года в нашей стране сложносокращённые слова начали употреблять очень активно и даже использовать их в качестве имён, например Владлена (в честь Владимира Ленина, российский революционер, советский политический и государственный деятель). Как вы думаете, от какого словосочетания образовано имя Любистина?
5. Определите род сложносокращённых слов.
Создайте и запишите алгоритм действий по определению рода сложносокращённых слов (при затруднении воспользуйтесь подсказкой в учебнике на с.76)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Распредели слова по столбикам.
ООН, ГАБТ, АЭС, ТЮЗ, ГЭС, ДТП, ГИБДД, СМУ,ОРТ,МГЭИ,РГГУ
Мужской род
Женский род
Средний род


















Выполни в тетради упр. 173,174 по заданию учебника.
7. (О Мэ Зэ). Что это? Способ сокращения или нарушение орфоэпических норм?
Домашнее задание: п.34 , правило, слова в рамках записать в словарь, упр.175.