Урок по технологии БиС. Тема Сложное синтаксическое целое (ССЦ) как композиционно-смысловое единство. Микротема в ССЦ. ССЦ и абзац


Урок №48
Дата: 26 февраля 2016 года
Класс: 11 класс
Предмет: русский язык
Тема: Сложное синтаксическое целое (ССЦ) как композиционно-смысловое единство. Микротема в ССЦ. ССЦ и абзац.
Учитель: Сагандыкова Ш.Б.
Форма проведения: карта «Устный урок -1». Технология БиС. Методическое руководство для учителя «Стандарт содержания»
11 класс.
Фактический результат урока в оценках:
Оценка 5 4 3
Количество учащихся % от общего количества Цель: усвоение учебного материала по теме: «Сложное синтаксическое целое (ССЦ) как композиционно-смысловое единство. Микротема в ССЦ. ССЦ и абзац»
Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности.
Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека.
Задача: выполнение регламента технологической карты.
Планируемый результат: достижение поставленной цели.
1 тип урока.
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала имеет следующую логику: мотивация → актуализация субъектного опыта учащихся → организация восприятия → организация осмысления → первичная проверка понимания → организация первичного закрепления → анализ → рефлексия.
Структура и порядок работы по карте ««УСТНЫЙ УРОК - 1».
Этап Деятельность учеников Деятельность учителя
1 Орг. момент. Мотивация Ученик-лидер дает мотивацию на успешность. (У нас все получится! Мы станем успешными, потому что мы – самые умные! -Ученик-лидер, скажи свои пожелания одноклассникам на сегодняшний урок, вдохнови их на плодотворную работу.
Ставит число нормы 63% и номер таблицы. Также записывает этапы урока:
1.Опорные слова
2.Перекрестные вопросы
3.Критические вопросы
4. Тематический словарный запас (ТСЗ)
Мотивация учителя:
-За окном – жизнь. Жизнь яркая. И вам нужно хорошо подготовиться, чтобы сделать свою жизнь интересной и стать успешным человеком.
Поэтому у нас сегодня будет соревнование. Поднимите руку у кого есть мозг. Опустите руку те, у кого его нет.
Так вот, соревнование, мой один мозг против ваших 18.
2 Организация восприятия Записывают в тетрадь число, тему урока
Ученики хлопают в ладоши один раз и
читают шепотом слова, написанные на доске, чтобы их запомнить (1 мин).
После того как учитель закрыл слова и дал команду, ученики берут ручки в руки и записывают слова, которые они запомнили. (30 секунд).
Ученики кладут ручку и обмениваются тетрадями. Считают количество слов в тетради соседа.
-Запишите в тетрадь число, тему урока. Тема урока «Сложное синтаксическое целое». Мы должны понять, что это такое? Виды ССЦ. Микротема и абзац.
На доске записаны 10 слов. Прочитайте их шепотом и запомните.
Когда будете запоминать слова, нельзя держать ручку в руках. «Ручка в руках – ошибка».
Хлопните в ладоши один раз.
Опорные слова: синтаксическое целое, микротема, структурно-смысловые части, цепная, параллельная, абзац, отступ. - Ручка в руках – ошибка. Теперь обменяйтесь тетрадями.
- Поднимите руку те, чей сосед написал 12 слов. Заполняет матрицу (12 слов +, меньше слов -). На доске записывает результат ≤ ≥нормы
3. Организация
осмысления Ученики читают учебный материал
(8 минут). Прочитайте учебный материал. По прочитанному я проведу опрос, с целью проверки вашего знания и понимания прочитанного.
4. Первичная проверка
понимания Ученики по матрице отвечают на вопросы учителя.
Ученики называют имена учеников, имеющих два минуса за урок. Перекрестные вопросы:
Как называется самая крупная синтаксическая единица? (Сложное синтаксическое целое).
Что такое ССЦ? (группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически).
Какие основные признаки есть у ССЦ? (Состоит из нескольких самостоятельных предложений, имеет общий предмет описания, общую тему, предложения связаны определенными логическими отношениями, в пределах ССЦ обычно представлен одним типом речи).
Какие структурно-смысловые части выделяют в ССЦ? (Зачин, основная разработка темы, концовка).
Какие способы связи предложений в ССЦ вы знаете? (Цепная, параллельная, присоединение).
Что такое цепная связь? (Сцепление предложений к другому через повтор выделяемого в предыдущем предложении).
В чем заключается параллельная связь? ( Заключается в том, что предложение не развиваются одно от другого, а построено по типу предшествующего).
По какому принципу строится присоединительная связь? (Часть высказывания, в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.Что такое абзац? (Отступ вправо, часть текста между двумя отступами, обрамляющий начало новой мысли).
От чего зачастую зависит вычленение текста на абзацы? (Зачастую зависит от намерения автора , от его манеры).
Какие причины заставляют пишущего пользоваться абзацным членением? (Появление новой микротемы, стремление подчеркнуть важность информации, эмоциональное выделение, нарушение смысла и логичности при продолжении абзаца).
Расчленение текста на абзацы облегчает читателям? (Восприятие текста, позволяет актуализировать его значимые части).
Как называется абзац, совпадающий с ССЦ? (Простым).
В чем его недостаток? (Не дает дополнительной экспрессии).
Что такое сложный абзац? (Один абзацный отступ объединяет несколько ССЦ).
Что возникает при сложном абзаце? (возникает обобщительная экспрессия, тематические переходы затушевываются, ритм смягчается, детали размываются).
Какой еще бывает абзац? (Парцеллирующий).
Чем сопровождается парцеллирующий абзац? (Выделительной экспрессией).
В каких текстах используют парцеллирующий абзац? (Рассчитанное на только на интеллектуальное, но и на эмоциональное воприятие).
Работа с матрицей.
Кому бы вы хотели бросить «Спасательный круг?»
Учитель задает 3 вопроса ученикам, с целью улучшения оценки.На доске записывает результат 3 этапа ≤ ≥нормы
5. Организация
первичного
закрепления
Ученики отвечают на критические вопросы. Учитель задает ученикам критические вопросы.
Сферхфразовое единство - это простое предложение? (Нет. Это сложное синтаксическое целое).Может ли ССЦ иметь несколько тем, несколько предметов описания? (Нет. Только общий предмет описания и общая тема).В ССЦ выделяют две структурно-смысловые части. (Нет. Три. Зачин, основная тема, концовка).Лексический повтор, местоименная замена, синонимическая связь, замена слова образным выражением это … (Виды цепной связи).
Почему цепная связь имеет такое определение? (Потому что, как цепь, происходит структурное сцепление предложений)
Есть ли отличия параллельной связи от цепной? (есть. Предложения не развиваются одно от другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего).Назовите основной принцип связи присоединения. (часть в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется в основному сообщению).
От чего зависит количество микротем в предложении? (Сколько в предложении ССЦ, столько и микротем).
Зачем пишущий использует абзацы в тексте? (Чтобы выделить микротему, желание подчеркнуть важность информации, эмоционально выделить детали, нарушение смысла и логичности в абзацах).
Абзац усложняет восприятие текста. (Облегчает, позволяет актуализировать его значимые части).
Могут ли совпадать границы абзаца и ССЦ? (Могут. Они являются распространенным явлением. При котором в этих текстах изложение ведется по логико-смысловому принципу).Абзац не может объединять несколько ССЦ. (Может. Такой абзац называется сложным).Простой абзац используется в художественной прозе. (Нет. Чаще в научной прозе, деловых документах.).Может ли повлиять абзац на восприятие текста. (Да. Может.) Почему нельзя отождествлять ССЦ и абзац?
Почему один и тот же текст может быть разбить на абзацы по разному ?
На доске записывает результат 2 этапа ≤ ≥нормы
6. Анализ
Время 5 минут Ученики записывают слова или словосочетания. Обмениваются тетрадями и считают слова. Хлопните три раза.
Тематический словарный запас. (5 мин).
Запишите в тетрадь слова или словосочетания, которые вы запомнили из прочитанного и услышанного на уроке. Можно написать в виде сочинения.
Ручка в руках – ошибка.
Обменяйтесь тетрадями. Посчитайте количество слов. Предлоги и союзы не считайте.
На доске записывает результат 4 этапа ≤ ≥нормы
7. Рефлексия Кратко анализирует урок по выполнению нормы на каждом этапе, а затем по количеству оценок 4 и 5 в соответствии с нормой. Учитель указывает учащимся на их
проблемы с развитием мышления по каждому этапу и мотивирует их на упорство и
целеустремлённость.
8. Оценки Норматив выставления оценок в журнал:
 4 - отметки – 5 баллов
 3 отметки – 4 балла
 2 отметки – 3 балл 9. Домашнее задание Выполнить разбор ССЦ любого отрывка из «Доктора Живаго» Пастернака по схеме Записывают домашнее задание
Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – самая крупная синтаксическая единица. Объектом изучения лингвистики оно стало в 40–50-х гг. ХХ в. Иначе оно называется сверхфразовым единством (СФЕ) или прозаической строфой.
Самое простое определение ССЦ предлагает Г.Я. Солганик: группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих более или менее законченную мысль1.
Как основные можно назвать следующие признаки ССЦ:
1) ССЦ состоит из нескольких самостоятельных предложений;
2) ССЦ имеет общий предмет описания, общую тему, которая является микротемой по отношению к теме целого текста;
3) предложения в составе ССЦ связаны определенными логическими отношениями и языковыми средствами и образуют некое единство;
4) в пределах ССЦ обычно представлен один тип речи (описание, повествование, рассуждение
В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема.

В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная.Цепная связь - структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.
Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.
Виды цепной связи
 
Примеры взаимосвязи предложений Способы связи
1.Одно из великолепных полотен Кастеева – портрет Амангельды Иманова.
Работа над портретом была затруднена из-за отсутствия прижизненных изображений и фотографий («Казахстанская  правда»). Лексический повтор.
2. У Барласа узкая серебряная борода,  почтенная внешность и звонкий голос.  Он сразу понравился Абаю (М.Ауезов). Местоименная замена.
3.Как-то в разгар их захватывающей беседы издалека приехали два гостя: старик и юноша. Молодого Абай знал раньше и страшно обрадовался, увидев его (М.Ауезов). Синонимическая связь.
4.Выпал снег. Чистой, белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Замена слова образным выражением.
 
Цепная связь – наиболее распространенный способ соединения предложений в тексте.
При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видо-временная соотнесенность сказуемых.
Например:
... Еще одна ночь протекала ...
... Еще один день выступал ...
(Ч. Айтматов).
 
В данном высказывании мы наблюдаем параллелизм синтаксических конструкций. Это редкий случай полного параллелизма, когда сказуемые, выраженные глаголами несовершенного вида прошедшего времени стоят после подлежащего.
Для связи предложений в тексте, а также между отдельными его членами используются не только собственно синтаксические средства (структурная соотнесенность предложений), но и средства лексические и морфологические, а также союзы, частицы, слова и словосочетания, выступающие в роли вводных, а также слова, приближающиеся к союзам (типа – прежде всего, сейчас, затем, поэтому, тогда, при этом и т.д.), прилагательные и причастия (типа – предыдущий, предшествующий, следующий, указанный, приведенный, описанный, данный, последний и т.д.), последние особенно характерны для научной и деловой речи.Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.
     Например:
Пахло морем – йодного духа влагой, а от земли – нагревающимися камнями и листвой деревьев... И еще существовал мул на острове, возможно, один – единственный, чудной и старый. (Ч.Айтматов. Бахиана).В приведенном примере второе приложение присоединяется к первому с помощью союза «и» и частицы «ещё» и сообщает дополнительную информацию.
Каждое ССЦ имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Микротемы сложных синтаксических целых являются составляющими основной темы текста. 
Абзац и сложное синтаксическое целое.
Абзац – отступ вправо в начале первой строки (красная строка) и часть текста между двумя отступами, обрамляющий начало новой мысли, сигнализирующий об окончании предшествующей. ССЦ – единица, существующая объективно, вычленяемая по объективным же признакам, абзацное же членение текста во многом субъективно, зачастую зависит от намерения автора, от его манеры. Один и тот же текст может быть разбит на абзацы по-разному.
Основные причины, заставляющие пишущего пользоваться абзацным членением, следующие:
1) появление новой микротемы,
2) стремление подчеркнуть важность информации в рамках данного текста,
3) эмоциональное выделение детали,
4) линейная несовместимость высказываний (т.е. нарушение смысла и логичности при продолжении абзаца, что возможно при употреблении местоимений, при несовместимости временного плана и т.п.)6.
Расчленение текста на абзацы облегчает его восприятие, позволяет актуализировать его значимые части. Все это увеличивает силу воздействия текста на читателя.
Границы ССЦ и абзаца могут совпадать. Этот вариант встречается чаще всего. Он является нормой в научной прозе, в деловых документах, т.е. в тех текстах, которые стандартны по своей организации, изложение в которых ведется по логико-смысловому принципу. В школьной практике учителя, не употребляя терминов, ориентируют на этот же вариант. (Вспомните: вам наверняка говорили, что новую мысль надо начинать с красной строки.) Абзац, совпадающий с ССЦ, называется простым. Это вариант стилистически нейтральный, он не дает дополнительной экспрессии.
Один абзацный отступ может объединять несколько ССЦ. Такой абзац называется сложным. При его использовании возникает обобщительная экспрессия; тематические переходы затушевываются, ритм смягчается, детали размываются. Такие абзацы часты в художественной прозе.
Возможен и обратный случай, когда одно ССЦ представлено как несколько абзацев, т.е. красной строкой выделяется часть ССЦ. Такой абзац называется парцеллирующим. Он сопровождается выделительной экспрессией и потому чаще используется в текстах, рассчитанных не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное восприятие.