Урок по русской литературе в 7 классе Нравы и обычаи Запорожской Сечи

Разработала
Учитель ОШ № 13 города Тореза
Котова Анжела Леонидовна

Литература и кино, живопись и театр формируют отношение человека к действительности, к себе и лишь косвенно, опосредствованно через это – поведение и поступки.
Задача учителя – увлечь учащегося чтением художественных произведений, познакомить с миром литературных героев, научить чувствовать чужую боль, сопереживать, уметь самостоятельно и креативно мыслить, сопоставлять ситуации из литературных произведений с жизненными.
Поэтому я предлагаю вашему вниманию уроки, которые могут увлечь учащихся, дать им возможность проверить свои знания, проявить творческие способности.
Именно от уроков литературы и ждут наши ученики решения волнующих и сложных проблем бытия.
Я разработала разнообразные по форме и содержанию уроки.
Мои разработки помогут сделать уроки более интересными, насыщенными и увлекательными.





Тема: Остап и Андрей. Нравы и обычаи Запорожской сечи.

Цель: сделать сравнительную характеристику двух братьев; ознакомиться с условиями новой для Остапа и Андрея жизни; помочь учащимся понять поступки героев; развивать жизненную компетентность учащихся, умение анализировать и выделять главное в уроке, развивать творческие способности учащихся; воспитывать интерес к изучаемому произведению.

Оборудование: тексты повести; иллюстрации к ней.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
Ход урока

І. Актуализация опорных знаний учащихся.
- вступительное слово учителя (работа с кроссвордом)






2
Т
а
р
а
с














7
и
с
п
ы
т
а
н
и
е











5
А
н
д
р
и
й













4
О
с
т
а
п











1
п
о
в
е
с
т
ь








3
и
н
т
е
р
ь
е
р





6
З
а
п
о
р
о
ж
с
к
а
я

с
е
ч
ь



1. По характеру развития действий сложнее рассказа, по менее развернут, чем роман (повесть).
2. Как зовут главного героя повести? (Тарас Бульба)
3. Читая первых 2-ве главы, что помогает нам лучше представить особенности исторического времени, понять характер героя? (интерьер)
4. Как звали старшего сына Тараса Бульбы? (Остап)
5. Как звали младшего сына Тараса Бульбы? (Андрий)
6. Что станет домом для Остапа и Андрия, а также для тех, кто приехал с ними? (Запорожская Сечь)
7. Что ждет впереди наших героев? (испытания)
Обратите внимание на кроссворд. Какое ключевое слово появилось там? – СЫНОВЬЯ

ІІ. Объявление темы и целей урока (запись в тетрадях)
Какова тема нашего урока? Цели урока?
- Судьба Остапа и Андрия (озвучиваю цели)

ІІІ. Мотивация учебной деятельности школьников.
- вступительное слово учителя
Тарас Бульба герой, и его мужество проявляется не только на поле брани. Он – атаман, он – отец, духовный батько целого полка запорожцев. Он приводит на сечь своих детей, чтобы обучить трудной науке – боевому товариществу. Какие же его сыновья?

IV. Восприятие учащихся учебного материала. (стремясь закрепить в сознании учащихся прием противопоставления, начнем урок о судьбе двух братьев с описания их смерти.
1 ученик: читает сцену смерти Андрия.
2 ученик: читает сцену смерти Остапа.
Вывод: противоположны.

Работа у доски (ассоциативный куст). Учащиеся разбиваются на 6 групп.
1-2 группы – записывают существительные, которые характеризуют Остапа и Андрия; 3-4 группы – прилагательные; 5-6 группы – глаголы.

1. Задания учащимся по группам.
1 группа.
- Каким мы видим Остапа?
Рассказать об Остапе, выделив основные моменты жизни. (Вывод)
2 группа.
- Каким мы видим в Андрия?
Рассказать об Андрие, отметив важные для формирования личности черты характера (Вывод)( По вопросам: 1. Остап и Андрий в родительском доме; 2. Годы обучения; 3. Жизнь на сечи. 4. Постижение военной науки.)
3 группа.
Написать письмо. Письмо-раскаяние Андрия к своему отцу.
4 группа
Сочинить стихотворение, прославляющее Остапа (Ф.минутка)

Выступление учащихся по группам.

1 группа: Выступление учащихся
Вывод записывается в тетрадях.
2 группа: Выступление учащихся.
Вывод записывается в тетрадях.


Остап. Вывод: Остап мог повторить военный путь своего отца. Остап – верный сын родины. Любовь к отчизне помогает ему вынести страшные пытки. Он гибнет как истинно прекрасный человек.

Андрий.Вывод: Андрий, младший сын Тараса Бульбы, по характеру являет собой полную противоположность своему брату. Андрий – враг запорожцам, он изменил родине. Он гибнет бесславно, «как подлая собака». Но «чем бы не казак был?» - восклицал Тарас Бульба.
3 группа: Чтение письма, обсуждение. Никогда в жизни не бывает, говорит учитель, чтобы человек неожиданно становился героем, совершал подвиги или становился предателем. Всегда существуют какие-то истоки, предпосылки в обстоятельствах жизни, в характерах: поэтому очень важно, как формируется характер, чем живет человек, что для него главное в жизни. В Андрии много неустойчивого, меняющегося. Он прежде всего думает только о себе.
4 группа: Чтение стихотворения.
- Остап «никогда ни в каком случае не выдавал своих товарищей»

V. Подведение итого урока.

Игра «Брейн-ринг»
(вызываются 2 ученика. В течение одной минуты пытаются доказать классу, что каждый из братьев заслуживает уважения и понимания)

VI. Домашнее задание
Стих-ние кто сможет.( творческая группа )
Выучить наизусть фрагмент из 9-й главы – речь Тараса Бульбы о товариществе (от слов: «Нет уз святее товарищества» до слов: «Нет, так любить никто не может») Составить план сравнительной характеристики братьев. Записать вывод в тетрадь.