«Степи. Растения и животные степей.»


Предмет: Познание мира
Класс :4
Тема: «Степи. Растения и животные степей»(слайд 1)
Тип урока: комбинированный
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей. Познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животными и растительным миром, ролью человека.
Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, а так же гербарием.
Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Оборудования: мультимедийное оборудование, презентация, картины «Степь», «Сухая степь», картины с изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших.

Ход урока.
I.Организационный момент. (слайд 2)
- Нас сегодня ждет дорогая,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Что бы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать.
II.Проверка знаний и умений. Знаниями о луге поделитесь, друзья.
Каждый дома трудился не зря.
-Какие участки земли мы называем лугами? Лужайками?
-Какие виды лугов встречаются в Казахстане?
-У вас было интересное задание: составить памятку «Как вести себя на лугу», не просто записать её словами, а зашифровать условными значками. Обменяйтесь работами в парах. Ваш сосед должен расшифровать карточку и рассказать вам. (Рассказ одной парты заслушивается классом.)
Игра «Узнай меня» (слайд 3)
-Что растет и кто живет на лугу?
-Это очень ценный злак- кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик)
-Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка)
-Он звонко поет.(Перепел)
-Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель)
-Этот житель – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук могильник)
-Её назвали в честь врача-героя графических мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон)
- Без него на лугу будет тишина. Он невелик с большими усами и ногами. (Кузнечик)
-Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Как использует человек луга?
-Почему луга нуждаются в защите?
-Докажите примерами, что нельзя поджигать старую траву.
Тест. «Луг – природное сообщество.» (слайд 4)
1.На лугу растут…
-323852540000 Только травянистые растения
-60960260350 Мхи и лишайники
-3238536195 Кустарники и травянистые растения
2. На лугу живут…
-323852540000 Лебеди, рябчики, шелкопряды
-60960260350 Шмели, совы, глухари
-3238536195 Трясогузки, жуки-навозники, кобылки.
3.Растениями луга являются…
-323852540000 Тимофеевка, клевер, нивяник
-60960260350 Ландыш, осока, ягели
-3238536195 Черника, пион, типчак
4. Санитарами луга называют…
-323852540000 Жуков навозника и могильщика
-60960260350 Пчел, кабанов, соек
-3238536195 Жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов
5* Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?
7962901035051558290103505-323852540000 желуди мыши совы
143446595250720090104775-60960260350 мятлик мышисовы
289179095885146304095885-3238536195 остатки растенийдождевой червь трясогузка
929640323850012820654127511010903238500720090317505486403238500Ответы: (слайд 5)
Индивидуальная работа по карточкам.
1.Работа с гербарием (или с картинкой)
Среди данных растений выбрать растение луга
1* в данной схеме найти животное, поддерживающее экологическое равновесие луга. Что произойдёт, если их не станет?
26822401022351672590111760 растения гусеница жужелиц
22059902730500
коростель
2. Заполните таблицу «Животный мир луга»:
Насекомые Птицы Звери
III. Работа над новой темой. (слайд 6)
Куда приведет нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот ребус разгадать:
ПСИТЕ
41523
(Степи.)
- А зовет дорога в бескрайние степи.
Запишите тему путешествия : «Растения и животные степей». (записать на доске и в тетрадях).
«Куда ни посмотришь –кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром,
нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.»(слайд 7)
Степь в разное время года . (слайд 8-11)
Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся найти ответ. посмотрите внимательно на карту.
Что расскажет нам наша помощница?
Работа ведется в парах. На каждую парту раздается карточка- «помогайка»:
1.Где расположена зона степей?
2.Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
3.Как выглядит земная поверхность зоны?
-Так о чем рассказала нам карта?
Показ картин степи в различное время года( с 76-зимняя степь и весна в степи) Так выглядит степь ранней весной. Здесь теплое , продолжительное, засушливое лето.
-Здесь бывают горячие ветры. Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой. (с. 76 фотография сверху)
- А сейчас в работу по группам включаются наши ботаники, зоологи и экологи.
Работа по группам:
Материалы для ботаников:
Гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», учебник (стр. 77) Карточка- «помогайка»
1.Общая особенность растений.
2.Приспосабливаемость к природным условия на примере разных растений (корень, стебель, листья)
Материалы для зоологов:
Картины и карточки с изображением животных, атлас- определитель, энциклопедия «Я познаю мир. Животные» учебник (стр. 78-79) Карточка-«помогайка»
1.Отличительная черта степных животных.
2.Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных ( размер, форма, окрас)
Материалы для экологов:
Карточка с изображением растений и животных , занесенных в Красную книгу Казахстана. Карточка-«помогайка»
1.Экологически проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.
2.Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
Рассказ ботаников: ( слайды 12-14)
Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному.
У тюльпанов , которые имеют красивые цветы , напоминающие перевернутую чалму. После цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запахом питательных веществ до следующей весны.
Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги (стр. 72) на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные вещества, их даже можно употреблять в пищу.
- Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак.
3486155842012001558420- Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли , многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчана узкие, что бы испарялось меньше влаги, корни глубоко уходят в землю.
-Спасибо за работу уважаемые ботаники!
Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем- самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают землю сплошным ковром. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага.
А сейчас предоставляем слово нашим зоологам.
Рассказ зоологов:(слайды 15-21)
В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель.
Раз есть насекомые, значит , есть и много разных птиц : степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле.
Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делаю норы , что бы прятаться от хищников. В степи живут суслики, мыши-полевки, в нормах они делают себе запасы на зиму. И конечно , в степи есть хищники : степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.
IV. Физкультминутка. (слайд 22)
- Представьте себе, что вы- растения степи. Ранняя весна (дети показывают ,как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю), дети – растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее, и началась пыльная буря ( дети изображают бурю). Вдруг все стихло ( все садятся на свои места).
V. Продолжение работы над новой темой.
Рассказ экологов: (слайд 23)
Многим растениям и животным степи грозит исчезновение. Главная причина+ в распашке земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи? Степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный.
Есть ещё одна проблема- это браконьерство. Что бы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов , когда они подрастают, выпускают в степь. Что бы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
- Спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы познакомили нас с проблемами , возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.
VI. Закрепление изученного материала
- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей, познакомились с растительным и животным миром. Объясните цепи питания, сложившиеся в степи. (слайд 24)
1520190106680691515106680Растения хомяки степная гадюка
33870901206501882140120650691515120650 Растения насекомые серая куропатка степной орел
- Как приспособились растения к жизни в степи? (травянистые растения, корни-пучки, узкие или мясистые листья.) (слад 25)
Как приспособились к жизни в степи животные? ( В основном некрупные животные, защитная окраска, наземный и подземный образ жизни) (слад 26)
-Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? ( Распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство) ( слайд 27)
-Запишите в тетради растения животных степи, которые вы запомнили.
VII.Подведение итогов
Выставление оценок
VIII. Рефлексия.
- Закройте глаза и вспомните наше путешествие по бескрайней степи. Подумайте, какую роль в нём сыграли конкретно вы. Откройте глаза. На столе у вас лежат фигурки человечков. Выберите того человечка, который соответствует вам:
Хорошо усвоил знания.
Умею их применять.
Могу работать без помощи.
Усвоил знания, но мне нужна помощь. Я во многом затрудняюсь.
Домашнее задание
Стр. 75-79, тест. задания с 11-12 рисунки «Какой я представляю себе степь»