Конспект по окружающему миру на тему « Природная зона – степь»

Окружающий мир
2 класс

Тема : « Природная зона – степь»
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром.
2. Продолжать развивать умение работать с картой, тестами; формировать контрольно – оценочную самостоятельность учащихся в условиях коллективно – распределительной деятельности.
3. Учить наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
4. Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность.

Оборудование: карта природных зон, карточка – «помогай-ка»
Ход урока.
1.Организационный момент.

-Создадим хорошее настроение.
-Улыбнитесь друг другу, садитесь!
-Руки?
-На месте!
-Ноги?
-На месте!
-Локти?
-У края!
-Спина?
-Прямая!

Учитель: Нас сегодня ждёт дорога
И узнать нам надо много
Так возьмёмся, ребята,
Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждёт ролевая игра,
И роли уже распределены
Познакомьтесь, вот они!

(Представление групп учащихся)
географы
биологи
экологи




2.Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие, в новую природную зону. Это зона в которой мы с вами живём.

-Куда приведёт нас дорога?
-Хотите об этом узнать?
-Тогда постарайтесь скорее
-Этот кроссворд разгадать!

Вопросы к кроссворду:
1 Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло. (сова)

2 Кто в беретке ярко- красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё по дереву стучит. (дятел)

3 Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. ( медведь )

4. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (липа)

5. Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это (рысь)


Дети читают ключевое слово кроссворда.

3. Сообщение темы урока и целей

Учитель читает стихотворение о степи.

Учитель: Каждая группа ребят провела большую исследовательскую работу.

-Чтобы времени зря не терять
-О том как потрудились дома
-Поспешим рассказать.

4. Объяснение нового материала.
Учитель: Откройте карту «Природные зоны». Посмотрите внимательно, найдите природную зону –степь.
- Каким цветом она показана на карте? (жёлтым)
- Географы, покажите ребятам эту природную зону.
Один представитель группы показывает степи на карте у доски.
(Степи занимают большую территорию в Северной Америке, незначительную часть на юге Южной Америки, а также в Азии, России.)
Практическая работа №1.
Дети работают в группах по карточке – «помогай-ка», с атласами.

Учитель: Ребята, перед вами жёлтая карточка – «помощница», которая поможет нам выяснить особенности географического положения степей.

Карточка – «помогай-ка»
Где расположена зона степей?
(Эта зона расположена южнее зоны лесов)
Какую территорию занимает степь по сравнению с другими зонами?
(Зона степей намного меньше зоны лесов)
В каком климатическом поясе находится зона степей?
(Зона степей находится в умеренном тепловом поясе)

Сообщение группы географов
Учитель: Географы приготовили дополнительный материал о климате степей.
Один представитель группы рассказывает о климате природной зоны
(Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -20С, -30С, снега мало)

Растительный мир степей.

Учитель: Весна в степи- чудесное время. Земля ещё напитана снеговой влагой. Степь оживает, покрывается разноцветным цветущим ковром. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты.
В мае когда становится жарко растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения: типчак, ковыль, полынь. Все растения степи травянистые, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла. Но к жизни каждое из них приспосабливается по разному. Об этом нам расскажут биологи.

Сообщение группы биологов.

Один представитель группы рассказывает о приспособлении растений к жизни в степи.
(Растения степи по разному приспособились к жизни.
Одни из них имеют узкие листья, что позволяет экономить влагу, имеют густые длинные корни, они лучше удерживают и собирают влагу например: типчак, житняк, волосенец.
У других образуются корни клубни, луковицы, где лучше сохраняются питательные вещества: тюльпаны, ирисы, лук.
У некоторых растений жесткие листья и волоски на стеблях, для снижения испарения. Например: астрагал, мордовник, чабрец.


Учитель: В степи много тепла, богат травянистый покров, мощные корневые системы, поэтому здесь сформировались самые плодородные почвы. Они очень богаты перегноем, имеют темную окраску.

-Кто знает как называют такие почвы? (чернозём)


Животный мир степей.

Учитель: Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кузнечики, кобылки, шмели, бабочки, богомолы.
Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль- красавка.
Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок, мышь- полёвка, тушканчики, суслики, хомяки.
А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк.
Учитель: у нас в школе живёт в кабинете биологии представитель степных животных – хомячок Борька. Он у нас сегодня в гостях. Ребята расскажут нам о нашем госте.

Физкультминутка
« Хомка, хомка, хомячок.»

Учитель: Биологи приготовили нам сценку о жизни животных в степи.

Сценка о жизни животных в степи.

Автор: Жаркий летний день. Далеко, далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращается в чёрную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга- тушканчик растениями питается, а куропатка – насекомыми.
Тушканчик: наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать.
Куропатка: И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе то чего его бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?
Тушканчик: я для того быстро и бегаю, чтобы не поймал. Да лучше не рисковать.
Куропатка: А кто еще у нас в степи также быстро бегает?
Тушканчик: Сайгак.
Куропатка: Ой! Смотри дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как.
Тушканчик: Это он разбегается долго, а летает не так уж и плохо.
Куропатка: Настоящая птица выше летать должна. То ли дело я – серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок.
Тушканчик: Или орёл.
Куропатка: Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, потом оттуда на всех бросается. Нет, настоящая птица так не поступает.
Тушканчик: Вон смотри, кузнечик поскакал!
Куропатка: Это не кузнечик, это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть сами – насекомые. А кобылки- растениями.
Автор: И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.

Учитель: Ребята, о каких степных животных нам рассказали тушканчик и куропатка?

Практическая работа №2
Учитель: А как же приспособились животные к жизни в жарком климате? Ответить на этот вопрос нам поможет наша «помогай-ка».

Карточка « помогай-ка»№ 2

где живут животные? – в норах, дуплах, траве.
как бегают животные? – быстро, медленно.
где животные запасают корм? – в дупле, в норе.

Работа по учебнику.
Учитель: В любой экосистеме существуют живые организмы, выполняющие санитарную роль. Кто же в степи выступает в роли «мусорщика» ? Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебники на стр.19, прочитайте предпоследний абзац.
( В роли «мусорщика» выступают черви, жук-навозник, чернотёлка, они перерабатывают остатки отмерших растений, превращая их в перегной).


Экологические проблемы степей.

Учитель: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – распашка земель.Чернозёмы, тёплое солнечное лето, позволяют людям выращивать пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие культуры.
Другая причина – это выпас скота. Скот вытаптывает и выщипывает траву.
Ещё одна причина – незаконный отстрел животных (браконьерство). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу.
Экологи подготовили сообщения об исчезающих растениях и животных.
Журавль красавка
Дрофа
Прострел или сон- трава
Тюльпан Шренка

Итог урока. Рефлексия.
- В какой природной зоне мы побывали?
- Что интересного вы узнали о степях?
- Что вам особенно запомнилось в этом путешествии?

Контроль и оценка.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мне очень хотелось бы узнать у вас понравилось ли вам это путешествие, интересно ли вам было, легко ли вам было в пути. Оцените наше путешествие.
(дети показывают сигнальные карточки : солнышко, солнышко, спрятанное за облачко, туча.)
Учитель: Каждой группой бала проведена большая работа, подготовлены интересные сообщения. Ребята, подумайте и оцените работу каждой группы.
(каждая группа даёт оценку другой группе)
Учитель: Руководитель группы оцените своих товарищей.

Домашнее задание.

Учебник стр. 17-20. придумать вопросы для викторины о степи.

їђ Заголовок 1їђ Заголовок 2їђ Заголовок 3їђ Заголовок 4їђ Заголовок 5їђ Заголовок 6їђ Заголовок 7їђ Заголовок 8їђ Заголовок 915