Конспект урока по окружающему миру Зона степей


Класс: 4
Тема: «Зона степей».
Тип урока: ОНЗ
Цель: сформировать у обучающихся представление о природной зоне степей.
Задачи:
образовательные: познакомить с природной зоной степей; учить наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы;
развивающие: продолжать развивать умение работать с картой и учебником;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Средства обучения: учебник Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир» 2 часть, карта природных зон, гербарий, презентация.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: Знать географическое положение зоны степей и пустынь, их особенности, животный и растительный мир, экологические проблемы, деятельность человека.
Уметь отличать от других природных зон, находить на карте.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: развивать умение работать с картой, строить несложные рассуждения, сравнение, сопоставление, классификацию и обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; умение выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Ход урока
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯМотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте ребята, меня зовут Полина Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
-Сегодня мы с вами продолжим путешествие по природным зонам.
-Посмотрите на доску и назовите природную зону.


?

-Как вы думаете, какая природная зона зашифрована в следующем квадрате?

Слайд
?


-В какой природной зоне мы живем?
-Я вижу, что вы сомневаетесь и не можете дать однозначный ответ. А об этом и о многом другом мы будем говорить в течение урока.
Рассматривают изображения. (Арктические пустыни)
Анализируют (Тундра)
Предполагают (Зона лесов)
Рассуждают
2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.
1.Индивидуальная работа (3 человека)
-Пока мы с вами немного поговорим, несколько человек выполнят индивидуальное задание по карточкам.
2.Фронтальный опрос
1) Показ зоны на карте
-Скажите, какую природную зону изучали на прошлом уроке?
-Покажите на карте зону лесов. Расскажите о ее расположении.
2) Сравнение климата зоны лесов и Курской обл.
Слайд
-Сравните климат зоны лесов и климат Курской обл.
-Что вы можете сказать о средней температуре воздуха летом? Зимой?
- Расскажите о количестве осадков.
-Какой мы можем сделать вывод?
3)Беседа
-Из каких трех частей состоит зона лесов?
- Какие леса преобладают в тайге?
-Перечислите растения тайги.
-Назовите животных, которые обитают в тайге?
-Какой заповедник находится в тайге?
-Южнее или севернее находятся смешанные и широколиственные леса от тайги?
-Назовите нескольких представителей растительного мира смешанных и широколиственных лесов.
-Продолжите ряд: сойка, росомаха, гадюка, соболь …
- Если кабана и косулю перенести в тундру, смогут ли они там жить? Свой ответ аргументируйте.
-Какую роль в жизни человека играет лес?
-От чего страдает лес? 3 человека получают индивидуальное задание по карточкам.
Отвечают (Мы изучали зону лесов)
Один ученик выходит к доске и показывает зону лесов (Зона лесов расположена южнее зоны тундры. Протянулась с Запада на Восток. Занимает Восточно-Европейскую равнину, Среднесибирское плоскогорье.)Сравниваю климат зоны лесов и Курской обл.
Сопоставляют.
Анализируют.
Рассуждают. ( Климат зоны лесов и Курской обл. отличаются, поэтому мы можем сказать, что мы живет не в зоне лесов)
Отвечают (Тайга, смешанные и широколиственные леса.)
Формулируют ответ (Хвойные0Перечисляют (Сосна, ель, лиственница, папоротники, мхи, ольха, береза, пихта, клён, липа)Называют (Сойка, росомаха, гадюка, кедровка, соболь, ящерица, бурундук, дятел, заяц, глухарь, бурый медведь, лисица, волк, рысь)Отвечают (Пинежский заповедник)
Формулируют ответ (Южнее)
Перечисляют (Дуб, береза, ясень)
Продолжают цепочку.(кедровка, ящерица, дятел, заяц, глухарь, бурый медведь, лисица, рысь, волк.
Рассуждают (Нет т.к. эти животные питаются травой, листвой, желудями и другим, то есть тем, чего нет в зоне тундры. Они живут в зоне лесов)Формулируют свой ответ. ( Деревья в лесу и все растения являются источником кислорода на планете Земля.В лесу растет много того, что можно собрать и использовать: грибы, ягоды, лекарственные растения, сухие деревья. Лес является источником древесины, защитником воздуха, водоемов и почв)Рассуждают
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
1. Определение темы и задач урока.
-Послушайте загадку и определите тему урока.
Слайд

Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь
А зовётся это …(степь)
-Какова же тема урока?
Cлайд

-Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами?
1. Научиться показывать зону степей на карте
2. Познакомиться с живой и неживой природой зоны степей.
3. Узнать о экологических проблемах степей.
Вывесить задачи на доску
2. Показ зоны степей на карте.
- Рассмотрите карту природных зон. Каким цветом на карте обозначена зона степей?
Учитель показывает зону степей на карте
-Зона степей расположена южнее зоны лесов Зона степей намного меньше зоны лесов Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири. Рельеф поверхности ровный.
3. Знакомство с неживой природой.
-Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 — + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры - суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20 -30 градусов.
Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Весна короткая с большим количеством влаги в почве. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.
Слайд

-Обратите внимание на нашу таблицу. В нее добавилась зона степей. Что вы можете сказать о температуре воздуха зимой и летом в зоне степей по сравнению с зоной лесов и Курской областью?
-Проанализируйте, какое место занимает Курская обл. по отношению к зоне лесов и зоне степей.
-Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом. В степи растут травы, каждый год их отмирающие стебли и листья увеличивают плодородный слой.
- Отсутствие влаги не создаёт условия для роста деревьев.
4.Практическая работа в парах
Учитель раздает гербарий один на парту
- Рассмотрите гербарий.
- Прочитайте название.
Форма листьев узкая, чтобы испарялось меньше влаги; цвет светлый, т.к. не даёт сильно нагреваться листу. Светлые лучше отражают солнечные лучи.
5.Рассказ о животных степи.
-В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых.
- Какие животные могут встретиться в зоне степей? Опишите их.
-Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы. В степ живут суслики, хомяки, мыши-полевки. И, конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорёк, степная гадюка. Окрас у животных степи совпадает с цветом растительности.
6. Сообщение обучающихся о животных степи. Слайд

Степной орел— хищная птица из семейства ястребиных, общая длина которой достигает 70-ти см, а размах крыльев – до двух метров. Весит одна птица около двух килограмм, при чем самки значительно крупнее самцов, масса одной орлицы от полутора до двух с половиной кг. Цвет оперенья темно-бурый, с рыжеватыми пятнами в районе затылка, на внутренней части крыльев серо-бурый цвет, клюв – серый, с черным кончиком, ноги – желтого цвета, а когти – черного. Брюшко, как правило, чуть светлее, чем все тело птицы. На голове «шапочка» из перьев более светлой окраски. Птица эта – редкая и популяция ее уменьшается с каждым годом. Степные орлы считаются наземными, так как строят свои гнезда преимущественно на земле. Корм этих гордых и красивых птиц: насекомые, мелкие зверьки (суслики, хорьки, полевки, землеройки).
Слайд

Дрофа. В народе ее называют степным великаном Внешне дрофа очень схожа с индюком. Она имеет практически те же размеры. Длина тела взрослой птицы составляет в среднем 80 -105 сантиметров. Размах крыльев достаточно большой – до 2,6 метров. Самцы весят в разы больше чем самки. Обычно масса самца не превышает 18 килограмм. Самки же редко вырастают до веса более чем 7,5 килограмм. Оперение дрофы имеет рыжевато-бурый цвет. Грудка у птицы белая. Дрофа является очень пугливой и осторожной птицей. Об этом свидетельствует даже место ее обитания, которым чаще всего становится открытая местность. Отсутствие деревьев и растений позволяет издалека обнаружить опасность и спастись. Зачастую птица питается семенами, листьями, а также поедает змей.
Слайд

Серая куропатка — Масса тела птицы составляет приблизительно - 350-460 г. Размах крыльев колеблется от 45 до 48 см, а длина тела - 29-31 см. Самцы окрашены в серовато-бурый оттенок с небольшими темными поперечными полосами. Лоб, щеки, "брови" и горло – бурого цвета. Куропатка большую часть своей жизни проводит на земле, хорошо бегает, при появлении опасности - затаивается или перелетает на небольшое расстояние. Питаются птицы, преимущественно семенами травянистых растений, корешками, зернами разных злаковых культур, разнообразными насекомыми
Слайд

Суслики — В среднем длина тела животного не превышает 38 сантиметров. Хвост небольшой, примерно в два раза короче, чем туловище.Шерсть пушистая, чаще всего имеет серо-коричневый окрас. У суслика хорошо развиты зубы, поскольку он является грызуном. Они обустраивают себе туннели и норы глубиной до 3 метров. Питается животное пищей растительного происхождения. Это семена, зерна, орехи и разные травы.
Слайд

Степные гадюки — это ядовитая змея. Большинство гадюк отличает короткое утолщенное тело. Длина тела гадюки может достигать 2-3 метров. Длина самых маленьких змей не превышает 30 см. Вес большой гадюки составляет около 15-17 кг. Цвет кожи гадюки может быть разнообразным и состоять из замысловатых рисунков и узоров. Но расцветка гадюки в любом случае зависит от места обитания и является хорошей маскировкой на фоне окружающего ландшафта. Зубы гадюки могут достигать 4 см в длину. Змея гадюка — типичный хищник, ведущий ночной образ жизни. Из всех способов добычи пропитания предпочитает атаковать жертву из засады. Укушенное животное погибает от яда за считанные минуты, и гадюка заглатывает добычу целиком. Основу питания гадюки составляют мелкие грызуны, насекомые, земноводные и птицы. Гадюки с удовольствием едят лесных ящериц, травяных и болотных лягушек.
7. Экологические проблемы зоны степей.
Слайд
- Одной из общих проблем является опустынивание, что грозит большинству современных степей мира. Это результат действия воды и ветра, а также человека. Все это способствует появлению пустых земель, непригодных ни для выращивания урожая, ни для возобновления растительного покрова. Очередная проблема это вырубка деревьев, которые защищали флору и укрепляли почву степи. Этот процесс усугубляют еще и засухи, характерные для степей. Соответственно уменьшается численность животного мира. Также одной из значимых проблем является незаконный отстрел животных и пожары.
- В степной зоне есть ряд заповедников:
1)Центрально-черноземный заповедник имени В. В. Алехина — в полосе северной степи Курской и Белгородской областей. Основан в 1935 году и назван в честь известного геоботаника, профессора Московского университета. Площадь свыше 4 тысяч гектаров. Стрелецкой, Казацкой и Ямской степей. В заповеднике отмечен 31 вид млекопитающих.
2) Астраханский заповедник .Основан в 1919 году, площадь свыше 62 тысяч гектаров. Назначение заповедника — охрана в первую очередь рыбы и водоплавающих птиц. Фауна млекопитающих относительно однообразна (всего 17 видов)
8.Физ.минутка
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Определяют тему урока
Предполагают.
Рассуждают.
Рассматривают карту
Внимательно следят за показом учителя.
Слушают
Сравнивают. Рассуждают.
Анализируют. (Промежуточное место, т.е на)
Рассматривают гербарий
Читают название растений.
Предполагают. Описывают.
Несколько учеников рассказывают небольшие сообщения о животных, остальные внимательно слушают и рассматривают изображения на слайдах.
Воспринимают.
Выполняют физ.минутку
4. Первичное закрепление во внешней речи.
-Откройте учебник на странице 30.
-Прочитаем текст по цепочке.
-Рассмотрите изображение и назовите представителей животного мира?
- Какую они имеют окраску?
-Почему в степи не растут деревья? Открывают учебник.
Читают текст учебника по цепочке.
Называют животных.
Отвечают
Рассказывают.
5. Самостоятельная работа
-Выполните тест.
1. Как расположена зона степей по отношению к зоне лесов?
а) восточнее б)севернее в) южнее.
2.На карте природных зон зона степей закрашена .... цветом:
а) зелёным б) розовым
в) жёлтым г) коричневым.
3. Характерный признак зоны степей — это ....
а) сплошной травянистый растительный покров
б) отсутствие сплошного растительного покрова
в) обилие мхов, лишайников, кустарников.
4. К степным птицам относятся ....
а) кедровки, чайки, ястребы, сойки
б)волк, белые журавли
в) дрофы, серая куропатка, степной орел.
5. Какую птицу называют степным великаном?
а) Степной орел
б) Серая куропатка
в) Дрофа
- Обменяйтесь листочками с соседом по парте и сравните ответы с эталоном на доске.
-Поднимите руки, у кого нет ошибок; у кого 1 ошибка, у кого 2 и более ошибок. Выполняют тест самостоятельно
Обмениваются листочками. Сверяют ответы с эталоном
Поднимают руки.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Назовите тему урока?
-Давайте вспомним, какие задачи стояли перед нами вначале урока.
-Прокомментируйте, как вы справились с этими задачами. (Несколько человек)
- Мы с вами сказали , что Курская область занимает промежуточное положение между зоной лесов и зоной степей. Так как же называется зона, в которой мы живем?
- На этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам за хорошую работу. Называют
Читают задачи на доске.
Комментируют.
Размышляют. Отвечают.(Лесостепь)