Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.


Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.Выступление на педагогическом советеАвтор : Мокина Марина КонстантиновнаУчитель МКОУ «СОШ №3» Г. Аша2016г. «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Что же такое преемственность?Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании. Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский) .Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Проблема преемственности возникает по нескольким причинам.«Резкое» изменение форм, методов и содержания обучения при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию.Обучение на ступени дошкольного образования не обеспечивает достаточной подготовленности ребёнка к переходу к «школьной жизни».Физическая незрелость дошкольника :Низкая зрительно-моторная координация.4. Нарушения эмоционально-личностной готовности:Произвольность поведения;Учебно-познавательная мотивация.Уровень интеллектуальной готовности:Образное мышление;Словесно-логическое мышление;Воображение;Творчество.6.Социальная готовность:Основные мотивы «поступления» в школу;Навыки общения со сверстниками и взрослыми. Основные подходы к решению проблемы преемственности дошкольного и начального общего образованияФорсирование темпов детского развития в детском саду. «Подгонка» дошкольного образования к требованиям и особенностям школьного обучения.«Доразвитие» детей в начальной школе. Этот подход основан на тактике «дотягивания» элементарных ЗУН, с которыми приходит ребёнок в 1 класс. В России действует несколько образовательных программ обеспечивающих преемственность дошкольного и начального образования.ПРОГРАММА «ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО»(Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, и др./ Под общ. ред. Т. Н. Дороновой) Представляет собой первую в отечественной педагогике попытку объединить усилия образовательных учреждений и семьи для решения оздоровительных и воспитательных задач. Охватывает широкий возрастной диапазон детей от четырех до десяти лет и может быть использована педагогами образовательных учреждений, реализующих задачи дошкольного и начального образования, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, а так же родителями, чьи дети не посещают детский сад. Опираясь на концепции дошкольного и начального образования, программа ориентирует воспитателей, учителей и медиков на сотрудничество с родителями по воспитанию и образованию детей в семье, детском саду, а затем в школе. На этапе дошкольного детства программа реализует идею решения задач по двум основным на правлениям - «Здоровье» и «Развитие». Подпрограмма формирования здоровья и развития детей пятого года жизни имеет гриф Рекомендована Министерством образования РФ. Программа «Золотой ключик» Авторы: Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.Л. ,Бережковская. Программа разрабатывалась психологами. Авторы предлагают новую модель начального образования, направленную на изменение позиции педагога, преодоление существующего отчуждения семьи от детского учреждения. Один из важнейших в программе — семейный принцип. Главная задача педагогов центра — создание большой общественной семьи детей и взрослых, что является продолжением и расширением собственной семьи каждого ребенка. Таким образом, решается сразу несколько педагогических задач. Во-первых, есть возможность не разделять братьев и сестер из одной семьи: они посещают одну группу. Родное лицо вселяет в малыша уверенность и ослабляет стресс, который обычно испытывают дети, начинающие посещать детский сад. Кроме того, разновозрастная группа помогает по-новому решать задачи социализации детей. Младшим предоставлена возможность учиться у старших, а старшие обучаются элементарным навыкам опеки над малышами, учатся выступать в роли учителей. Создаются оптимальные условия и для развития игровой деятельности. Игра — основная движущая сила для реализации программных задач «Золотого ключика». В игры включены и дети, и педагоги, и родители. Взрослый должен не учить и воспитывать, а прежде всего жить совместной с детьми жизнью, интересной для всех ее участников, и уже внутри этой жизни решать свои педагогические задачи. ПРОГРАММА «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» (Н. А. Федосова,Т. С. Комарова и др.) Предназначена для работы с детьми трех - десяти лет. Строится на основе современных подходов к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования. Создает условия для обеспечения единого старта обучения для детей, поступающих в школу из детского сада и семьи. Назначение программы - оказание помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии и подготовке к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Программа содержит несколько подпрограмм подготовки к школе детей дошкольного возраста (3-4,5-6 лет) и программу четырехгодичного курса обучения в начальной школе. Дошкольный компонент содержит вариативные подходы к организации работы по подготовке детей к школе, включая пропедевтические курсы на базе дошкольного образова-тельного учреждения (с кратковременным пребыванием в них детей) и учреждений типа «Начальная школа - детский сад», общеобразовательной школы, а также в условиях семьи. Дошкольные курсы представлены системой занятий на год, содержание которых направлено на общее психическое и физическое развитие ребенка, охрану и укрепление его здоровья, развитие творческого воображения, активности и инициативы, самостоятельности в решении задач, умения наблюдать и сравнивать, делать выводы. Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использовани-ем игровых методов.Рекомендована Министерством образования РФ. ПРОГРАММА «СООБЩЕСТВО» (К. А. Хансен, Р. К. Кауфманн, К. Б. Уолш) Идея программы — построение такого сообщества взрослых и детей, в котором дети могут активно развиваться, проявлять инициативу и творчество, приобретать необходимые знания и позитивные личностные качества. В основе руководства лежат теоретические положения и опыт реализации дошкольной состав-ляющей американской программы непрерывного образования (от рождения до десяти лет) «Step by step» («Шаг за шагом»), ее гуманистическая направленность, уважение личности как ребенка, так и воспитывающего взрослого, индивидуализация условий развития каждого ребенка, всесторонний учет его интересов и потребностей. В части, адресованной дошкольным образова-тельным учреждениям, программа обеспечивает единство познавательного, социального и эмоциональ-но-личностного развития ребенка. Основополагающий принцип - создание в группе детского сада особой развивающей среды на основе различных центров активности, позволяющих индивидуализировать процесс обучения с учетом реальных интересов и потребностей каждого ребенка, а также эффективно включать родителей в жизнь групп и детского сада в целом. Рекомендована Министерством образования РФ. Определённые попытки решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования отражены в следующих программах : Комплексная программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга». Создана авторским коллективом лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т.Н. Дороновой, более 20 лет. В настоящее время она представлена в обновленной, переработанной авторами редакции. Сохранив содержательный стержень и гуманистическую суть программы. В “Радуге” впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей. Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа «Развитие +» является одной из первых вариативных программ дошкольного образования. Основополагающий принцип - развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей в дошкольном детстве. Специфическое отличие от других программ - в усилении внимания к средствам обучения, формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. Основная цель - умственное и художественное развитие детей. Предназначена для работы с детьми в возрасте от трех до семи лет. Достоинства программы: четкая структура, детальная проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, средствами обучения. Программа «Детство» Авторский коллектив: коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.  Охватывает возрастной диапазон от 2 до 7 летОбеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Обучение детей строится как увлекательная игровая деятельность. Деятельность в условиях развивающей педагогической среды, позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного и к самостоятельной деятельности. Каждое занятие имеет семь постоянных частей: первые две части разносторонне представляют познавательное развитие; затем следует часть, посвященная развитию речи, далее – развитию математических представлений, рисованию, лепке (или аппликации) и завершают занятие ситуации общения. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой . Является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений и  разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, приказ №655 от 23 ноября 2009 г.). В Программе «От рождения до школы»  на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Нормативные документы, требующие нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы.1.Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” - ключевые стратегические приоритеты непре-рывного образования. Осуществление преемственности обозначено как формирование умения учиться ( не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное раз-витие ребенка в более раннем возрасте). Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образо-вания, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, по-знавательных, регулятивных и коммуникативных), что возможно при условии обеспечения преемственности дет-ского сада и школы. Где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллекту-альное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. 2.С 1 сентября 2010 года в соответствии с приказом МО и науки РФ № 655 в дошкольном образовательном учреждении введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 3.В школах с 01.09.2011г. вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. 4.В структуру и содержание образовательной программы ДОУ внесены изменения: добавлен раздел, описы-вающий содержание образовательной работы педа-гога с детьми по основным направлениям развития ребенка, представленных в Концепции непрерывного образования (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с образовательными областями. 5.Разработан и включен в структуру образовательной программы раздел “Планируемые результаты осво-ения детьми основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования”. в этом разделе впервые по сравнению с предыдущей структурой образовательной программы обозначены планируе-мые промежуточные результаты освоения детьми программы, описывающие интегративные личнос-тные качества, необходимые знания, умения и навы-ки, а также универсальные предпосылки учебной деятельности на каждом возрастном этапе дошколь-ного возраста (раннем, младшем, среднем, старшем, также описаны планируемые итоговые результаты на выходе ребенка из образовательного учреждения перед поступлением в школу. (портрет выпускника ДОУ, что позволяет отслеживать качество организуемой педагогической работы с детьми. Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Методическая работа с педагогами.Ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.Работа с детьми.Знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий.Работа с родителями.Получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе. Портрет выпускника дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Эмоционально отзывчивый. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные воз-расту. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Овладевший универсальными предпосыл-ками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Портрет выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС Любящий свой народ, свой край и свою Родину. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Спасибо за внимание. Удачи в работе!