Выступление на семинаре по теме Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.


Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.
Выступление учителя 1а класса Остренко Л.П.
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком».
Л. С. ВыготскийОт того с каким уровнем готовности к школе (психологическим, физическим, интеллектуальным ) пришёл к нам в школу ученик зависит его успешность обучения в школе и жизни.
Поэтому, на нас, уважаемые коллеги, лежит очень большая и важная ответственность. Все мы знаем, что наши первые помощники, родители, не всегда должным образом помогают нам, полагаясь на дет. сад и школу.  Мы с вами постоянно работать над совершенствованием своих занятий и уроков. Я считаю, что результат хороший бывает только тогда, когда всё делается с душой и в системе.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, мы, учителя знакомимся с формами, методами работы в дошкольных учреждениях.
Я побывала на 1 занятии по математике в детском саду. К сожалению, дети были не все, многие болели. Занятие было проведено методически правильно, использованы разнообразные формы работы: занимательный устный счёт, работа на доске и в тетради с печатной основой, физкультминутка, игровые ситуации. Видно было, что дети приучены к порядку, к правилами поведения на занятиях. Дети на занятии работали активно, но ответы и записи, к сожалению, не всегда были неверными.
Хочется отметить так же недостаточность наглядных демонстрационных и индивидуальных средств на данном занятии ( цифры не все, счётного материала у каждого ребёнка не было), на что было указано и воспитателю, и заведующей, ведь, как мы знаем у детей 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление. Хочется порекомендовать больше повторять хором.
В процессе своей работы диагностические работы позволили выявить готовность первоклассников к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Диагностика позволила определить разный уровень готовности к школе. Так получилось, что из 13 учащихся моего класса лишь 7 посещали детский сад «Улыбка»
( 1 девочка в Ставрополе, 3 ни дня, 2- эпизодически)
Диагностика по теме: Уровень сформированности у первоклассников предпосылок к овладению учебной деятельностью, к обучению грамоте и математике.В содержание диагностической работы включено 8 заданий. Формирование показателей готовности предусмотрено всеми программами дошкольного и предшкольного образования. Результаты диагностики по классу
№ Цель задания Не справилось уч-ся или справилось частично в 1-а классе (из 13 по списку)
1 Проверить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). 9 уч-ся
Адамова А.,Волосникова М.,
Гладких А.,Лобарев В.,Минасян А.,
Осенний В., Плугов Е., Суслов И.,Черепков И..
2 Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки. 5 уч-ся
Адамова А.,Гладких А.,
Минасян А,Осенний В., Плугов Е., Шурыгина И..
3 Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов). 5 уч-ся
Волосникова М.,
Осенний В., Плугов Е., Суслов И., Шурыгина И..
4 Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне" 4 уч-ся
Адамова А.,
Волосникова М.,
Осенний В Шурыгина И..
5 Выявление умения сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
5 уч-ся
Адамова А.,Гладких А.,
Лобарев В.,
Черепков И..Осенний В
6 Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация. 3 уч-ся
Минасян А., Осенний В., Шурыгина И..
7 Проверить состояние фонематического слуха (выявление звука в слове) 3 уч-ся
Волосникова М.,
Гладких А.,Минасян А.,
Осенний В., Плугов Е., Суслов И.,Шурыгина И.
8 Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. 4 уч-ся
Адамова А.,
Волосникова М.,
Осенний В., Шурыгина И..
Рекомендации:-пожелания воспитателям
- чтобы дети свободно могли читать по слогам
- Развивать математические навыки, чтобы дети выполняюли несложные действия сложение и вычитания, устно решаем несложные задачи
- Много внимания уделяем рисованию, закрашиванию - целью развития речи, артикуляции проводили фонетические зарядки
-много учим стихотворений- старались на занятиях дать возможность больше говорить, высказывать мнение, применяем групповые формы работы.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
1.  Социально-психологическая готовность к школе:
o    Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
o    Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
2.  Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
o    Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);
o    Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
o    Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).3.  Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
4.  Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
К началу обучения в школе дети должны уметь:
o    Строить сложные предложения разных видов;
o    Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
o    Находить слова с определенным звуком;
o    Определять место звука в слове;
o    Составлять предложения из 3-4 слов;
o    Членить простые предложения на слова;
o    Членить слова на слоги (части);
o    Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
o    Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
o    Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
o    Иметь представления о сезонных явлениях природы;
o    Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
o    Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
o    Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
o    Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
o    Знаки +, =, >, <;
o    Название текущего месяца, последовательность дней недели;
o    Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
o    Соотносить цифру и число предметов;
o    Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
o    Пользоваться арифметическими знаками действий;
o    Измерять длину предметов с помощью условной меры;
o    Составлять из нескольких треугольников, четырехугольникоь фигуры большего размера;
o    Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
o    Ориентироваться на листке клечатой бумаги.
Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?
Умение правильно произносить все звуки речи и различать их па слух.
Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
Умение отвечать на вопросы и задавать их.
Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
Умение составлять рассказы о предметах (но плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).