Групповое занятие с элементами тренинга Секреты семейного общения

Групповое занятие с элементами тренинга
Тема: « Секреты семейного общения»
Цели:

· формирование у учащихся уважительного отношения к семье, родителям;
· показать на различных ситуациях, как могут строиться отношения между
родителями и детьми;
· пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Оборудование: карточки с названием семьи, 14 листиков бумаги, 14 ножниц, 2 ватмана, кружки бумаги , стикеры
“Дороже всех богатств на свете Мы ценим: он и ты, и я, Тандем: родители и дети, То, что зовут моя семья”.
Составление мозаики на доске
Ход.
В-1 -Добрый день уважаемые гости и дорогие участники.
В-2 -Мы рады вас видеть.
Дети стоят полукругом.
Игра- активатор « Компьютер»(2м)
Инструкция: Представьте, что вы работаете за компьютером. Вам нужно набрать текст « Согласие да лад - в семье клад».
–Легкое задание?!
– Усложним его. Каждый из вас по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания и в конце фразы хлопают в ладоши.
Анализ:- Мы видим, что вы все пришли с хорошим настроением и с желанием принять активное участие.
2. Игра « Моя семья» (3м)
Инструкция:
И так возьмите по одной карточке, прочитайте, что на ней написано, но не показывайте другим и не произносите вслух. Раздаются карточки со словами «Hello», «Привет» (по 7 штук)
Ваша задача: с закрытыми глазами, произнося слово, которое написано на карточке, постараться объединиться с участниками, которые будут произносить то же самое. Все делаем по команде. Начали!
Обсуждение:
- Итак, у нас образовались две группы ( семьи).
-Присядьте за столы по группам.
-Когда вы себя ощущали комфортно? (с закрытыми глазами или когда нашли единомышленников?)
-Представьте, что ваша группа-это семья.
-Придумайте название вашей семьи.
- Что дает человеку семья?
- Какую роль семья играет в вашей жизни?
- Могли бы вы обойтись без семьи?
Семья – величайшая ценность для каждого человека. Это место защищенности человека, место, где вас любят и поддерживают. Каждая семья – это свой особый мир.
-Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношениях в семье.
3. Упражнение «Идеальный родитель и идеальный ребенок»(7 мин) Т.М.
- Мы часто слышим выражения « идеальный родитель», «идеальный ребенок» . Что же мы вкладываем в эти понятия. Каждой команде необходимо подобрать слова, характеризующие идеального родителя и идеального ребенка.( представители от команды выбирают одну из карточек с заданием: Родители, дети)
Одна группа составляет список слов, который характеризует идеального родителя
Вторая группа составляют список характеристик идеального ребенка.
( записывают столбцами на альбомном листе). Записи вывешиваются на доске и зачитываются.

Родители Дети
 
Внимание Внимание
Забота Забота
Любовь Любовь
Уважение Уважение
Ответственность Ответственность
Аккуратность Аккуратность
Доброта Доброта
Ласка Ласка
Мудрость Понимание
Терпение
Образованность
Обеспеченность
Понимание
- Ребята, а теперь посмотрите и сравните. Есть ли у нас совпадения?
- Какой команде было легче работать? Почему?
ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого дети не перестают любить родителей, а родители детей. Так же как и идеальных семей. Каждая семья счастлива по-своему!
4.Игра: “Ассоциации”. (5мин) Т.М.
-Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. Для этого нужно записать или нарисовать схематически образы, связанные со следующими фразами.
- Выберите тот цвет, с которым у вас ассоциируется семья.
Вопросы - задания могут быть такими:
- если семья – это цвет, то она( выбрать цвет стикера)
- если семья – это постройка, то это
- если семья – это музыка, то какая?
если семья – это геометрическая фигура, то это
если семья – это настроение, то оно какое?
Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.
Анализ: мы видим, что семья ассоциируется с положительным, позитивным . Хорошая семья, это семья где царят доброжелательные взаимоотношения, взаимопонимание и взаимоподдержка.
В1. Но так бывает не всегда, иногда случается недопонимание.
5. Разговор с дочкой.(читаем по ролям)
Мне не хватает теплоты, - Она сказала дочке. Дочь удивилась: Мерзнешь ты И в летние денечки? Ты не поймешь, еще мала, - Вздохнула мать устало. А дочь кричит: Я поняла! - И тащит одеяло.
- Какие чувства вызывает это стихотворение?
-Проявляете ли вы заботу, теплоту к своим родителям? В чем это выражается?
В-1: - О какой теплоте говорила мама? (О душевной.) Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам?
- В семье важно не только получать что-то от родителей ( ласку, материальные блага, внимание), но и отдавать им любовь, тепло и проявлять отзывчивость, оказывать поддержку.
6 Игра «Щепки на реке»
А сейчас я предлагаю всем испытать на себе, тактильную поддержку. Станьте лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Вы – берега. А один доброволец – щепка, плывущая по ней. Мы будем помогать щепке в плаванье по реке, поддерживая ее. Вы можете погладить, ласково прикоснуться, если чувствуете, что готовы поддержать этого человека. Как только щепка преодолеет реку, то она становится одним из берегов. А последний игрок с того берега, куда стала щепка, становится новой щепкой. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не выступит в роли щепки. Щепка может выбрать, как ей перемещаться между берегами – с открытыми или с закрытыми глазами.
Обсуждение:
- Какие чувства, эмоции возникли у вас при выполнении этого упражнения?

7.Упражнение «Фотография семьи»
Сейчас каждая команда сделает свое семейное фото. Для этого от каждой команды нам нужно по одному фотографу ( ведущий называет имя и дает фотоаппарат). Остальные, выбирают роль какого-либо члена семьи. Итак, все готовы? Фотограф может приступить к выполнению обязанностей.
( задание выполняют 2 семьи сразу)
Семейное фото готово.(Фото выводится на экран)
Обсуждение:- кого мы видим на фото, - почему ты занял это место?- кто распределял роли,- кто выполнял какую роль,- почему взял эту роль. Можно ли по фотографии определить, какие взаимоотношения в семье? Почему вы так считаете? А какими должны быть взаимоотношения в семье?
Вдруг роль животного, для многих животные становятся членами семьи. нехватка душевного тепла
Обсуждение?
Рефлексия. Куб.
8.Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья.
Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа:
« СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.-
И подумав, добавил: "И мира тоже”.
Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда царили любовь, прощение и терпение, и тогда ваша семья обязательно станет самой счастливой.