Конспект коррекционного занятия Путешествие к морю


Коррекционно - развивающее занятие «Путешествие к морю»
для учащихся 0 класса специальной / коррекционной/
общеобразовательной школы 8 вида
Цель: коррекция сенсорных процессов и психомоторики.
Задачи:
 расширять и активизировать словарный запас;
 развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
 развивать фонематическое восприятие;
 развивать общую и мелкую моторики;
формировать навыки позитивной коммуникации, стимулируя
эмоциональное состояние ребёнка;
поощрять взаимодействие детей друг с другом.
Оснащение занятия : ноутбук; коробка-посылка с ракушками; фонограмма «шум моря»; картинки: поезда, машины, парохода, мячика, самолета, трапа к пароходу; карта; «дощечки Воскобовича»; счетные палочки; логоритмика «Пароход»; таз с водой, искусственными растениями, разноцветными камушками, аквагрунт - шарики ; калейдоскопы; пластмассовые рыбки и планшеты; разноцветный песок с ракушками; фотоаппарат; фотографии детей с разным выражением лица (улыбающееся и грустное); фотоальбом.
Ход занятия:
Организационный момент:
(Дети стоят около парт)
Учитель: Посмотрите ребята, к нам пришли гости. Они приехали из далека, чтобы познакомиться с вами. Улыбнитесь нашим гостям, помашите рукой.
Садитесь.
Введение в тему:
Учитель: Ой, я забыла вам рассказать. Мне прислали посылку, а в ней вот этот предмет, подойдите, посмотрите. Как он называется?
Дети: Ракушка
Учитель: В коробке еще что-то лежит (достает еще ракушки) Что это?
Дети: Ракушки
Учитель: (каждому учащемуся раздает по ракушке) Скажите какая она?
Дети: Твердая, белая и т.д.
Учитель: А где ее делают? На заводе?
Дети: Нет. Она живет в море.
Учитель: Давайте, послушаем, что ракушка говорит. Что, вы слышите?
Дети: Мы слышим шум моря.
(фонограмма «шум моря)
Учитель:
Алло, это море?
Алло, это море?
Вы слышите, море, меня?
Ракушку я взяла
И очень волнуюсь
На берег звоня.
Я вас узнаю
В этой гулкой ракушке.
Я слышу хрустящий прибой на песке.
Алло, это ветер
Качает верхушки
Седых эвкалиптов
В прибрежном леске.
Алло! Это парус летит на просторе?
Алло! Это рыбка плывёт в глубине?
Алло! Отвечайте мне, море!
Алло! Отвечайте,
Пожалуйста, мне!
Да, да, я вас слушаю…
Учитель: Море приглашает нас к себе в гости. Вы хотели бы поехать к морю?
Дети: Да.
Учитель: Давайте же отправимся в путешествие к морю. Ребята, а на чем можно путешествовать? Я вам, помогу.(если дети затрудняются ответить, выставляются картинки поезда, машины, парохода, мячика).
Учитель: Что лишнее на картинке?
Дети: Мячик, это игрушка.
Учитель: Как, одним словом можно сказать?
Дети: Транспорт
Учитель: Сейчас мы выберем, на каком транспорте отправимся в путешествие. У меня где-то была карта. Ребята помогите найти её, глазками поищите.
(дети в классе ищут карту)
Давайте, развернем (карту вывешивает на доску). Как эта дорога называется? (железная дорога, автодорога, река). Посмотрите, по какому пути мы быстрее доберемся до моря? (ребята определяют, что по реке добраться быстрей)
Давайте выберем, на каком виде транспорта отправимся в путешествие.
Дети: На пароходе.
Учитель: Садитесь на свои места. Давайте, попробуем на дощечках изобразить пароход, на котором поплывем (индивидуальная работа на дощечках Воскобовича)
Выставляется картинка парохода.

Учитель: Вход на пароход находится очень высоко, как же мы поднимемся?
Дети: По лесенке, мостику
Учитель: Молодцы. Ребята на пароход поднимаются по трапу. (Работа со словарным словом - трап)
(К картинке парохода прикрепить трап.)
Учитель: Давайте постройте каждый себе трап.
(Детям дается упражнение: разложить счетные палочки, что бы чередовалось последовательность цветов. Для слабых учащихся - самые простые цепочки, это чередование желтой и зеленой палочек. Для сильных учащихся - чередование палочек из трех ,четырех цветов)
Учитель: Какие красивые мостики у вас получились! А как называется этот мостик?
Дети: Трап
Учитель: Ну, что поплыли. Давайте споем песенку про пароход.
(Логоритмика «Пароход»)
Учитель: Подойдите ко мне, посмотрите, какая вода за бортом? Что находится на дне реки?
Какие камушки? Какой песок? Какие растения?
Упражнение на развитие тактильных ощущений.(Дети рассматривают, трогают в емкости с водой разноцветные камушки, аквагрунт - шарики , искусственные растения и отвечают на вопросы) (Прозрачная, чистая, камушки, песок, растения, разноцветные, твердые и мягкие, зеленые, колючие, гладкие)

Учитель: Садитесь
(Дети возвращаются на свои места, вытирают руки бумажными полотенцами)
Учитель: Вот и наступила ночь (упражнение – релаксация) Закройте глазки и послушайте загадку
По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)
Дети: Звезды
Учитель: Небо усыпано звездами. Посмотрите на них в подзорную трубу.
Дети рассматривают красивые узоры в калейдоскопы и рассказывают, что они увидели.

Учитель: Знаете, в реке живет много рыб. Они любят плавать и на право, и на лево , и вверх, и вниз. Давайте с ними поиграем
Упражнения на развитие восприятия и ориентировки в пространстве « Плавают разноцветные рыбки». (Рыбки поплыли в верхний правый угол….нижний…)
Учитель: А сейчас, внимание! Вот мы и приплыли к морю! Давайте сойдем на берег, поиграем в песочек, соберем ракушки.
Дети на ощупь в песке находят ракушки. Вытирают руки влажными салфетками.

Учитель: Много ракушек насобирали, покажите нашим гостям и садитесь на свои места.

Учитель: А теперь сделаем фото на память о нашем путешествии.
( фотография на память)
Учитель: Ребята, пора отправляется домой к мамам и папам. Чтобы быстрее добраться, давайте теперь полетим на самолете. Оденем комбинезоны, шлем, очки, перчатки и полетели ( руки в стороны) … Л..Л…Л…Л…
Дети: Л..Л..Л..Л..
Учитель: Вот мы и вернулись. Что вы маме сегодня расскажите о нашем путешествии?
Дети: ….
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат конверты. Посмотрите, что в них?
Дети: Наши фотографии
Учитель: На этих фотографиях у вас одинаковое выражение лица?
Дети: Нет, грустное и веселое лицо.
Учитель: Если вам понравилось путешествие возьмите фотокарточку, где вы улыбаетесь, если вам грустно было на занятии, тогда какую фотографию возьмете? (грустное) Вставьте в наш альбом.
Учитель: Спасибо за занятие!