Конспект Путешествие по Белому морю


МБОУ «РУЧЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА МЕЗЕНСКОГО РАЙОНА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БЕЛОМУ МОРЮ»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Юрьева
Елена Александровна
с. Ручьи
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БЕЛОМУ МОРЮ
Цели урока:
- обобщить и повторить материал по теме «Лексика»; выполнить практические задания по закреплению ЗУН, полученных при изучении темы «Лексика».
Задачи:
- формировать умение различать слова разных лексических групп;
- развивать творческое мышление;
- формировать лингвистическую и самообразовательную компетенции; прививать любовь к слову, интерес к местному говору;
- воспитывать коммуникативные качества.
Форма: игра – путешествие
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика»
Методы обучения: словесный, наглядный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации, карта заданий, путевой лист (для каждого ученика), презентация.ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
На экране эпиграф.
В русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
К. Паустовский
Учитель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим путешествие по Белому морю и побываем на различных островах. Заходим на борт корабля. Надеваем спасательные жилеты. Отдаем швартовые. Хором: 5,4,3,2,1……
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Учитель: Наша задача: доказать справедливость высказывания К. Паустовского и ответь на вопрос: для чего необходимо словарное богатство? Чтобы выполнить эту задачу, мы должны вспомнить теоретические сведения по теме «Лексика» и закрепить полученные знания.
Путешествие.
На экране текст
В стране родного языка
Не все известно нам пока
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдем.
Учитель: Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут. Давайте и мы запланируем, что нам необходимо повторить сегодня на нашем занятии. Перед вами карта. Сначала мы посетим остров Диалектизмов, побываем в музее поморского быта, перекусим в тонской избушке. Перед вами маршрутные листы, в которые вы будете вносить результаты ваших работ. В конце путешествия мы подведем итоги.
- Только мы отошла от берега, как неожиданно поднялся сильный ветер, небо потемнело, волны с ревом накатывали на корабль.
- Когда такое случается на море, как это называется? (шторм, ураган, буря)
- Правильно. Мы можем сказать, что начинается шторм. Или идет страшный ураган. Или надвигается настоящая морская буря.
- А как называются слова – шторм, ураган, буря? (Синонимы)
- Вы вели себя смело и выдержали натиск бури. А как еще можно сказать о нашем поведении? Мы вели себя …..(Храбро, геройски, мужественно, отважно, бесстрашно).
- Чтобы больше не попасть в бурю, мы должны хорошо ориентироваться в местных названиях направлений ветров. Кто из вас знает, как они называются? (ПОЛУНОЧНИК – северо-восточный, ОБЕДНИК – юго – восточный, ШЕЛОННИК – юго-западный, ПОБЕРЕЖНИК – северо-западный).
Игра «СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ»
Учитель: Что такое случилось? Человек за бортом! Что нам поможет? (Спасательный круг)
Передавая спасательный круг, вы должны объяснить лексическое значение слов и помочь ребятам, которые затрудняются дать объяснение.
ТАТА – обращение к отцу, БОЖОНОЙ - милый, дорогой, желанный, КАРБАС – беломорская лодка (гребное судно для речного и прибрежного морского плавания), НЯША – вязкая илистая полоса берега, отрытая только в малую воду, при отливе, АРЕШНИК – мелкий камень, галька, ШАРКУНОК - погремушка из плетеной бересты. КЛЕСК – рыбья чешуя, АМБАР - склад для зерна и хозяйственной утвари, КОШКА – песчаная отмель, обнажаемая отливом, ВЗВОДЕНЬ – высокая, крутая волна, РАУШКА – так поморы называли тушу убитого и освежеванного зверя, БОЛЬШЕВОДЬЕ – повышенный уровень воды.
- Молодцы, мы спасли человека из бушующей пучины.
- На горизонте появился остров. По карте – это остров Диалектизмов. Пристанем к берегу, но путь на остров открыт только тем, кто хорошо знает язык жителей этого острова. А вот и люди. Давайте прислушаемся к их разговору.
Инсценировка диалога
- Ну-ну, доченька, господь с тобой. Я ведь на шутку, не взаболь я. Ты скажи лучше, кто еще с тобой летел седоками, знакомый кто прибыл?
- Малыгина Танька, да Олешиных сын с Атлантики, да мужик один, пузень такой – арбуз целый. Про отца все выспрашивал, говорил, знаю Мартына Коновича…
- Это Иванейко, он самый….
- Не ходил бы ты, Мартынушко. Куда опять ладишь? Кто тебя из дому-то гонит, ты скажи мне?
- Ты бы не толклась под ногами, а наладила мне чего в дорогу.
- Куда тебе попадать? Через то ноги вередишь постоянно, досадишь. Сидел бы дома, дак и поныне с ногами был бы. И люди тоже, досадливы эки, пристанут к человеку: то дай, это сделай.
- Да, не нуди ты! Пристала, как комар. Мне в чем ли отдох нужон?
- Экий ты, господи! Дак кто тебя притеснят? Видно не с той ноги сегодня встал? Какой тебе лес, какая морошка?
Учитель: - Все ли нам понятно? А почему мы некоторые слова не понимаем? (Герои употребили слова, которые встречаются только в той или иной местности).
- Как называются такие слова? (Диалектные)
- Давайте вспомним диалектные слова, встречающиеся в нашей местности: ПОЛАГУШКА – ёмкость для молока, РЕМКИ – лохмотья, ЯРДАН – прорубь для осмотра сетей, РЮЖА – сеть для вылова наваги или камбалы, СИЛЬЕ- ловушки для дичи, ТОНЯ – рыболовный участок для ловли рыбы, ТУЗЛУК – соляной раствор для засолки рыбы, ШАНЬГИ – ватрушки.
- Молодцы! Дальше по нашему курсу город, главной достопримечательностью которого является Музей поморского быта.
1. Презентация « Одежда поморов»
Релаксация
Звучит музыка Ю. Антонова «Море»
(дети выполняют танцевальные движения)
2. Презентация «Русская изба»
- ешь
по -
- и
- Понравилась вам экскурсия по музею? Что нового вы узнали? Но нам надо продолжать наше путешествие. Мимо проплывают льдины. Присмотритесь к ним внимательно, на каждой из них – морфема. Чтобы льды не зажали наше судно, надо собрать поговорку.
Трещ-

- ешь

- а -
не

- работ-
не
по-


(Трещёчки не поешь – не поработаешь).
- Наше путешествие длится уже очень долго, и запасы наши подошли к концу. Но в Белом море водится много разнообразной рыбы и, поймав ее, мы сможем приготовить себе обед.
- Перечислите виды рыб, которые водятся в Белом море.
Презентация «Обитатели Белого моря»
(Беломорская сельдь, навага, треска, семга, сиг, горбуша, кумжа, камбала, пинагор, зубатка). - Рыбы мы наловили, а где будем готовить? Ведь уха, сваренная на костре, гораздо вкуснее. Смотрите, избушка на берегу. Давайте причалим к берегу и приготовим уху. А кто знает, как правильно сварить уху?(Дети отвечают)
- И сейчас уху варят так же, как и много лет назад варили наши предки – поморы. В кипящую воду опускаем изъятую только что из воды рыбу и больше никаких добавок, никаких специй, которые могли бы притупить запах моря. Рыба должна быть нарезана большими звеньями. Через 15 минут рыбу из бульона выкладывают на поднос и немного присаливают.
- Поблагодарим море за его дары. А нам надо отправляться дальше, к последнему причалу нашего путешествия. И пока мы держим путь домой, давайте еще раз вспомним диалектные слова. Вам надо соединить слова первого столбика со вторым и третьего столбика с четвертым. Запишите только цифры. В случае затруднения обращайтесь к Архангельскому областному словарю.
1. Тайник 8. Бездельник 15. Притулиться 22. Зацепиться
2. Ревкуй 9. Тряпка 16. Подсобить 23. Опомниться
3. Бродня 10. Красота 17. Канючить 24. Выглядывать
4. Бочина 11. Ушат 18. Ульнуть 25. Помочь
5. Баса 12. Большая сеть 19. Скукожиться 26. Примоститься
6. Вехоть 13. Палка 20. Очухариться 27. Надоедать
7. Лагун 14. Тюлень 21. Выкуркивать 28. Сморщиться
(1 – 12, 2 – 14, 3 – 8, 4 – 13, 5 – 10, 6 – 9, 7 – 11, 15 – 26, 16 – 25, 17 – 27, 18 – 22, 19 – 28, 20 – 23, 21 – 24).
- Наше путешествие подошло к концу. Вы замечательный экипаж. Я ценю ваши усилия.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Итак, все в сборе. Мы в уютной кают – компании оцениваем события дня.
- Какие эмоции испытали вы за время нашего путешествия?
- Что показалось самым интересным? Наиболее трудным?
- Чему вы научились?
- Целью нашего путешествия было доказать, что в русском языке много красивых и хороших слов. Нашлись такие слова и в языке поморов.