Развивающее занятие по психологии Волшебная сила сказок


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Занятие из цикла
«Волшебная сила сказочных образов»
Тема: «Щука и Золотая Рыбка»

Разработчик программы
Васильева Л.М.,
педагог - психолог.

                                                         Пояснительная записка
В основу цикла занятий положены технологии сказкотерапии Т.Д.Зинкевич – Евстигнеевой. Программа построена на основе игры «Дворец желаний» Н. Огненко, носит развивающий характер. Функции коррекции и терапии реализуются естественным путем. Программа направлена на развитие произвольного внимания, обогащает воображение, увеличивает силу мысли, активизирует творческий потенциал, снижает психологическое напряжение, укрепляет веру в себя и в собственные силы, придает решительность, вселяет смелость, чтобы строить свою жизнь в соответствии с желаниями души и тела. Программа учитывает разнообразные особенности психики младшего школьника.
Каждое занятие включает разнообразные упражнения, задания и игры с песком, соленым тестом, тканью.
Фантастический сказочный мир, наполнен чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Сказочное пространство нелогично и иррационально и в отсутствии логики кроются ответы на самые важные вопросы: об окружающем мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. На сказочной дороге участники встретятся с различными сказочными героями, у Камня Распутья выберут Свой Путь.
Участники программы: дети младшего школьного возраста.
Количество обучающихся в группе  10-15 человек.
Цель занятия: Создать условия для личностного роста, формирование адекватной самооценки, нравственного иммунитета, жизненных ценностей, творчества.
Задачи:
1. Создание условий для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
2. Формирование основ коммуникативной культуры и «нравственного иммунитета».
3.Развитие креативности (воображения, творческих способностей, творческого мышления).
4. Содействие осознанию жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Необходимые материалы: соленое тесто, презентация, карточки с аффирмациями для упражнения «Самоцветы состояний» на каждого, золотые чешуйки для создания образа Золотой рыбки.
Ход занятия.
I. Настрой на занятие.- Здравствуйте, ребята, я рада встретиться с вами на занятии, которое называется «Волшебная сила сказочных образов». Ребята, что я сейчас сделала? Правильно - поприветствовала вас. Как вы думаете, зачем люди приветствуют друг друга? Как они это делают? А как можно поприветствовать друг друга по - сказочному?
Учащиеся знакомятся с правилами на занятии:
Первое правило: Хочешь сказать - подними руку.
Второе правило: Рассказывать всем можно, как получаешь мячик или по моей просьбе.
Третье правило: Говорит только от своего имени, а не за других.
- Сегодня мы отправляемся в сказочную страну, где встретимся со сказочными образами. Какими? Чтобы узнать ответ, отгадайте загадки:
Загадка первая.
Меж коряг, травы и тины,
Плавает большая рыба,
За другими наблюдает,
Зазевавших рыб хватает!
Ну и ей не повезло.
И теперь:
По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Ответ: Щука
Загадка вторая.
Вуалью стелется мой хвост,
На голове корона,
И в море сказочном живу,
Ты угадай, как я зовусь?
Ответ: Золотая рыбка

II. Основная часть.
1. Упражнение «Самоцветы состояний».
Представьте себя Щукой – владычицей водоема. Какие слова просятся на язык, чтобы описать состояние Щуки? Произнесите их от имени «Я».
Я – Щука. Я хищная… Я зубастая… Я волшебная… Я могу исполнять желания…Я могущественная… у меня безграничные возможности…
Прислушайтесь к себе. Дышите глубоко. Вы чувствуете себя решительно, уверенно.
2. Упражнение «По щучьему велению, по моему хотенью…»
Сейчас я вам предлагаю по очереди отдавать приказания разнообразным объектам и предметам, которые вы видите вокруг. Например: «По щучьему велению, по моему хотенью приказываю вам облака плыть по небу также, как вы плывете сейчас».
Чудо заключается, не в том, чтобы превратить ручку в лягушку, а в том, чтобы решительно и властно утверждать то, что уже происходит, что уже существует.
3. Упражнение «Если бы я был Щукой, я бы…»
Учащимся предлагается пофантазировать. Попробуйте по очереди проговорить по одному предложению из предложенных ниже вопросов:
- Что бы каждый из вас сделал, будучи волшебной всемогущей Щукой?
для себя лично?
для своей семьи?
для своего класса?
для своей школы?
для своего города?
для своей страны?
для всей планеты?
4. Упражнение «Сравнение».
- Наряду с Щукой хорошо известна и почитаема другая волшебница Золотая рыбка.
Давайте сравним двух цариц водной стихии. Сначала, давайте найдем отличия, затем сходства. За каждое сравнение выкладываются чешуйки на изображении Золотой рыбки.

5. Упражнение «Самоцветы состояний».
Я красива и мила,
Обаятельна всегда,
В сказке всем я помогаю,
И желанья исполняю!
Ощутите состояния Золотой рыбки- волшебницы из морских глубин. Поверьте в себя, в то что внутри каждого из нас живет чудесное существо, способное к волшебству. Фактически, каждый из нас Золотая рыбка, так как рано или поздно, легко или трудно, но многие наши желания и планы мы все же реализуем в нашей жизни.
Я – Золотая рыбка. Я удивительная…Я способная…я талантливая…я волшебница, творящая чудеса… для меня нет ничего невозможного…
Добавьте к этим словам то, что видится вам.
6. Работа с соленым тестом.
Учащиеся лепят из соленого теста свою Золотую рыбку.
7. Упражнение «Все возможно».
Представьте, что ваша рыбка ожила. И теперь она может сотворить чудо, осуществить любые три желания. Какие? Напишите рядом с Золотой рыбкой свои желания.
Вспомните Вовку в тридевятом царстве. Он хотел, чтобы все само делалось. Возможно такое? И старику, чтобы поймать Золотую рыбку пришлось идти к синему морю, и Емеле к реке за водой. Помните: без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Поблагодарите свою рыбку.
III. Подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся.
- Вот и все. Путешествие подошло к концу. Что нового и полезного узнали вы сегодня? (Учащиеся отвечают по желанию)
Сегодня вы создали свою Золотую рыбку, сформулировали свои желания и запустили их во Вселенную. Ваши желания обязательно исполнятся. И теперь, когда вы что – то очень захотите вы всегда можете обратиться к Золотой рыбке. И она будет вашей помощницей.
Приложение
Притча о счастье.
Жил когда – то на свете добрый Бог, и была у него волшебная глина. Из этой глины сделал Бог пищу, жилище, орудия труда, а вот Счастье, сколько ни старался, сделать не смог. Тогда отдал Бог этот небольшой кусочек глины Человеку и сказал: «А вот счастье свое сделай сам», - и исчез. С тех пор делает Человек свое счастье всяк по своему разумению, ни надеясь, ни на бога, ни на друзей.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самопознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2003.
2. Зинкевич –Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.
3. Зинкевич –Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2005.
4. Огненко Н. Волшебная сила сказок: осуществление мечты и полцарства в придачу. Игра «Дворец желаний». СПб.: Речь, 2008.
5. Погосова Н.М. Погружение в сказку. СПб.: Речь, 2006.
6. Ратникова Е.В., Гаврик А.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. СПб.: Речь, 2013.
7. Рыкова Н.Н., Низовцева Ю.А. Академия волшебства. Программа развивающих занятий для детей 10-15 лет. СПб.: Речь, 2011.
8. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008.
9. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
10. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: Фолио,1997.