Консультация для родителей Волшебная роль артикуляционных сказок

Консультация для родителей
"Волшебная роль артикуляционных сказок"
Подготовил учитель - логопед Барышова И.Е.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки) Им доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Например, «Часики», «Качели», «Улыбочка», «Грибок» и др.
В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с такими названиями как нёбо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «Чашечка», «Лопаточка», «Иголочка» и др.
В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют артикуляционные сказки.
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит. Сказка это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.
Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.
Так почему бы не использовать сказку для исправления детской речи?
Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.
Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Веселый язычок
Жил веселый язычок,
Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе.
Запирался на крючок.
Делают язычок узким, кончик поднимают вверх.
Хоть один он проживал,
Никогда не унывал.
Утром рано просыпался,
За зарядку принимался.
Руки вверх и руки вниз,
Двигают языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением.
А потом ты наклонись.
Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы.
А затем подскоки, бег
Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу.
Тут совсем не до утех.
Узким языком выполняют горизонтальные движения, влево-вправо (темп меняется).
Притомился язычок,
Даже заколол бочок.
Стараются сделать язычок как можно уже.
Умываться он пошел,
Щетку в ванной он нашел.
Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.
Зубы чистил, полоскал,
Имитируют полоскание ротовой полости.
А умылся засверкал.
Кончиком языка облизывают губы.
А на завтрак язычок
Выпил тепленький чаек
Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.
С вкусным вареньем,
Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.
С большим наслажденьем.
Улыбаются, сомкнув зубы.
Взялся язычок за дело
И работа закипела:
Язык широкий, боковые края языка прижимают к коренным зубам, кончиком как бы снизу вверх чистят нижние резцы.
Подметал, белил и мыл
Отрабатывают подъем языка и его подвижность.
Ничего он не забыл.
Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.
Прогуляться он пошел,
Узким языком выполняют горизонтальные движения влево-вправо (темп меняется).
Много он забав нашел:
С горки весело спускался,
Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы.
На качелях покачался,
Двигают языком вверх-вниз с постепенным ускорением.
На лошадке поскакал,
Прижимают язык к нёбу и опускают вниз (щелкают).
И ни разу не упал.
А потом домой вернулся,
Помещают язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы.
Дверь закрыл и улыбнулся.
Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.
Наш веселый язычок
Славно прожил свой денек:
Потрудился, отдохнул,
Делают язык широким.
Наигрался и заснул.
Помещают язык в нижнее положение, расслабляют его, зубы сжимают.




Трудолюбивая божья коровка
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, говорили они.
Да ты просто красный жук, вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. «Улыбочка».
Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его. «Непослушный язычок».
И он стал ровным, как лопаточка. «Лопатка».
Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой «Чашечка».
И набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом «Бублик», и снова за работу. На картинках она увидела лошадку «Лошадка». Веселого  маляра «Маляр». Грибок «Грибок». И даже гармошку. «Гармошка».
Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
  Божья коровка, пора ложиться спать, обратилось к ней солнышко.
Хорошо, солнышко, давай  я угощу тебя вареньем за такую  чудесную книжку, весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем «Вкусное варенье».
И отправились спать. Солнышко за  горку, а божья коровка под грибок. «Грибок».
А утром произошло чудо! Божья  коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где  собрались все жители поляны.  Там одуванчик Большие Щеки  открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.
Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Невоспитанный мышонок
Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться  почистил зубки
«Почистим зубки». Причесался «Расческа». Видит, зайчик на качелях качается «Качели». Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!»
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был. «Язык-силач». И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым.
Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит «Бублик». Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.
А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки «Горка». Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили «Заборчик». Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть еще не всем доброго утра пожелал.
Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, отвечает летучая мышь, добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик «Паровозик свистит».
И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.

Заяц-огородник
История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на  полянку.
«Лопатка». Копает зайчик землю да песни  напевает. Слышит он шипит  рядом кто-то:
Эй, заяц, ты чего тут делаешь?
Огород копаю, чтобы еду на  весь год вырастить, отвечает
Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца «Веселая змейка».
Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла «Грибок». «Вот молодец», удивилась белка и тут же совет дала:
Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.
Только белка ушла медведь идет да банку с вареньем несет.
«Вкусное варенье». Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:
Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. И ушел косолапый.
Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень. Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».
А перед самим вечером смотрит волк идет, чашечку несет.
Ой, заяц, какой ты молодец! заохал волк. До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка «Чашечка». 
Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать «Ковшик».
Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам
«Лошадка».
Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.
Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш».
Приложение.
Описание артикуляционных упражнений, используемых в сказках.
Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции и для формирования движений губ.
«Расческа»: «причесываем» зубами по очереди верхнюю и нижнюю губы.
«Лягушки улыбаются»: научится улыбаться открытой улыбкой.
«Заборчик»: научится непроизвольно удерживать улыбку, приоткрывая зубки.
«Хобот слоненка»: вытянуть губы вперед и сомкнуть.
«Часики»: открыть рот, высунуть узкий язык; тянуть его попеременно то вправо, то влево.
Упражнения для правильного произнесения свистящих звуков.
«Лопаточка»: необходимо научиться расслаблять мышцы языка, удерживая его широким. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, подержать его в таком положении, считая до 5.
«Чищу зубы»: улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком язычка нижние зубы, делая движение из стороны в сторону.
«Качели»: улыбнуться, открыть рот как при звуке «А»; опустить широкий кончик язычка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержать под счет «раз»; поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счет «два»; повторить несколько раз, следить, чтобы работал только язычок, а не нижняя челюсть.
«Горка»: открыть широко рот, широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.
Упражнения для правильного произнесения шипящих звуков,звуков [Л, ЛЬ, Р, РЬ].
Научиться вытягивать губы трубочкой и удерживать их в таком положении. (упражнение «Хобот слоненка», «Трубочка»).
«Чашечка»: широко открыть рот, язык-лопатку положить на нижнюю губу, приподнять края языка и получится пиала.
«Вкусное варенье»: широким кончиком язычка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.
«Быстрая змейка»: напряженным языком движения изо рта, затем обратно в рот; движения языком из стороны в сторону; движения языком вправо-влево по верхним альвеолам; спрятать язычок в рот.
«Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот, пощелкать медленно кончиком языка; стараться, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
Удачи вам в занятиях, радости в общении!
Рисунок 115