Конспект Литературная викторина Волшебная книга сказок

Литературная викторина «Волшебная книга сказок»

Для детей старшего дошкольного возраста

Цели:

В игровой форме проверить и закрепить у детей знания о содержании различных книг. Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе. Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить понятия: народная и литературная сказка.
Учить детей определять виды сказок.
Привлечь внимание детей к авторам прочитанных книг.
Развивающие:
Продолжить обогащение словаря детей новыми словами.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам.

Оборудование:
· Ноутбук, проектор и экран для просмотра видео-презентации.
· Музыкальный центр с записями для музыкальных пауз.
· 2 плаката с названиями команд «Знайки» и «Почемучки».
· Призовые фишки за правильные ответы, 2 контейнера для фишек.
· «Волшебный сундучок» с призами.
· Волшебный светофор.
· Волшебная палочка.
· Атрибуты для подвижной игры «Кот в сапогах»: кегли – 6 штук, 2 пары сапог большого размера.
Организованное начало:

Вход в зал под музыку «В мире много сказок», перестроения.
Сегодня мы с вами сыграем в замечательную игру «Путешествие по Волшебной книге сказок» и выясним, хорошо ли вы знаете сказки.
Правила игры:
У нас на игре 2 команды. Я задаю вопрос одной из команд. Кто знает ответ, поднимает руку. Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые фишки делятся между этими командами. Выкрики с места не засчитываются.
Представление команд:
1 Команда:
· «Знайки» - Девиз: «Чтоб Незнайкой не прослыть, с книжкой мы должны дружить!»
2 Команда:
· «Почемучки» - Девиз: «Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаю,
Книгу в руки я возьму и ответ узнаю!
Жюри (представить)

Вступительная беседа
Дома и в детском саду взрослые читают вам сказки. И сегодня наше путешествие посвящается разным сказкам. Со сказками вы знакомы с раннего детства.
v Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Репка, Колобок, Курочка Ряба). А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки)
v Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки литературные. Авторами этих сказок являются писатели. Каких писателей-сказочников вы знаете? Отечественные: А.С.Пушкин, К.Чуковский, Н.Носов, П.Бажов и др.
v Зарубежные: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, Киплинг, Линдгрен, Родари и др.
v Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные). Приведите примеры волшебных сказок («Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах»).
v Написано много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Назовите такие сказки («Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).
v В сказках собрана народная мудрость. Казалось бы такая простая и всем знакомая сказка «Волк и семеро козлят» чему она нас учит? (ОБЖ). Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.

Слайд 1
Дети, сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие. «Волшебная книга» хочет предложить вам весёлую игру, во время которой мы вспомним героев популярных детских книжек – как их звали, где они жили и в какие приключения попадали.
Слайд 2
Конкурс № 1 «Знатоки Русских народных сказок». В каких сказках звучат такие слова:

Слайд 3
«Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!» Сказка «Заюшкина избушка».
Слайд 4
«Вот вам, дети, по стреле и стреляйте на заре.
Где стрела то упадет, там и счастье ваше ждет!» Сказка «Царевна-лягушка».

Слайд 5

«Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе, красная?» Сказка «Морозко».

Слайд 6

«Влезь мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано» Сказка «Хаврошечка».
Слайд 7

«Несет меня лиса за темные леса, за синие горы. Котик – братик, спаси меня» Сказка «Кот, лиса и петух».

Слайд 8

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушелКолобок
Слайд 9
В каждой юрте спрашивали у хитреца:
Откуда у тебя лисья шуба и конь-бегунец? Казахская народная сказка «Чудесная шуба».
Слайд 10
Жил на свете Шигай-бай, прозванный за необыкновенную жадность Шик-бермесом (Шик роса. Шик-бермес не дающий капли воды). Во всей степи не было человека скупее его. Много было у него баранов, быков и лошадей. Но жадность богача не знала пределов. Священный закон гостеприимства для бая не существовал. Вход в юрту Шигай-бая был закрыт для приезжих.
Казахская народная сказка «Жадный бай и Алдар-Косе»

Слайд 11
Конкурс № 2 «Сказки русских писателей» Узнай сказку по иллюстрации и назови автора.
Слайд 12
«Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкин.

Слайд 13
«Приключения Незнайки» Н.Носов.

Слайд 14
«Мойдодыр» К.Чуковский
Слайд 15
«Три поросенка» С.Михалков
Слайд 16
«Серебряное копытце» П.Бажов
Слайд 17
«Доктор Айболит» К. Чуковский

Музыкальная пауза. Веселая зарядка. Песенки сказочных героев:


·Слайд 18
Конкурс № 3 «Сказки зарубежных писателей: доскажи имя литературного героя и назови автора».
Слайд 19
Многим долго неизвестный, стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно он зовётсяЧиполлино.

Слайд 20
Я на балу никогда не бывала, чистила, мыла, варила и пряла –
Когда же случилось попасть мне на бал, то голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же. Кто я такая? Кто тут подскажет? Золушка.

Слайд 21
Он и весел и не злобен, этот милый чудачок,
С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник, и на мёд особый нюх,
Это плюшевый проказник – медвежонок Винни – Пух.

Слайд 22
Появилась девочка в чашечке цветка и была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала, вот какая девочка, как она мала.
Кто читал такую книжку, знает девочку малышкуДюймовочка.

Слайд 23
Все девчонки и мальчишки полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки, за спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает. Кто же это? Хитрый ... Карлсон.


Слайд 24
Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое, скорее скажите имя ее Красная Шапочка.

Слайд 25
Хоть он стоек был и смел, но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки, он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный, был солдатик ...(Оловянный)

Слайд 26

На шляпе у него перо, усы невиданной красы.
Одет в роскошнейший кафтан, прошёл он тысячи дорог.
Да, он известный «хитрован», и великана слопать смог.
Он оказался очень крут. Скажи мне: как его зовут? Кот в сапогах.

Игра – эстафета «Кот в сапогах»:
Сапоги устанавливаются на линии старта. Первый участник по сигналу должен быстро надеть их и быстро добежать до финиша. Кот в сапогах обладал хорошими манерами. На пути следования три кегли, пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться и совершить поклон, красивый и оригинальный. Итак, добежав до финиша и сделав на пути три поклона, участник возвращается и отдает сапоги следующему. И так вся команда. Команда-победительница может выразить свою радость громким и мелодичным мяуканьем.
П/игра «Волшебный светофор»:

Зеленый –топаем ногами, желтый – хлопаем в ладоши, красный –тишина.


Конкурс № 4 “ К нам пришли телеграммы от сказочных персонажей. Давайте узнаем, о чем же нам написали?

Спасите, нас съел серый волк! (Козлята из сказки «Волк и 7 козлят». Давайте поможем козлятам, наша волшебная палочка освободит их!

Прибыть на праздник не могу, от меня сбежали брюки(Грязнуля из сказки «Мойдодыр»)

Пришлите, пожалуйста, капли! Мы лягушками нынче объелись и у нас животы разболелись! (Цапли из сказки «Телефон»)


Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко! (Мышка из сказки «Курочка Ряба»). Ничего страшного, мышка, курочка снесет новое яичко для бабушки с дедушкой.

Флипчарт: «Сказка»
Конкурс № 5 Кроссворд для Знатоков сказок:

1. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

2. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

3. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

4. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

5. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

6. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).


А теперь давайте подведём итоги нашей викторины. Награждение победителей. Поздравления.

Вопросы для работы с залом.

· Кто был обманут в стране дураков?(Буратино.)
· Девочка, которая попала в Страну чудес и в Зазеркалье?(Алиса.)
· Где хранилась смерть Кощея Бессмертного?(На конце иглы в яйце.)
· Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра? (12.)
· Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)
· Сколько раз старик бросал в море невод? (3.)
· Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара.)
· Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
· Что говорила царица, глядя в волшебное зеркальце? (Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней)
· От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)


Закончился наш праздник, но увлекательное путешествие с книгой только начинается. Книга будет вашим верным спутником всю жизнь.

Учитель – логопед: Радаева И.Г.





































































15