Активизация речевой деятельности детей с ОНР в ООД по формированию элементарных математических представлений


Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы по теме: «Экскурсия в зоопарк». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: создание условий для ознакомления с составом числа 6.
Задачи:
Обучающие: создать условия для формирования умения раскладывать число 6 на два меньших и составлять из двух меньших большее на наглядной основе; и совершенствования навыков порядкового счета в пределах 6.
Развивающие: создать условия для развития умения складывать целое и частей; развития творческого мышления, воображения, используя геометрическую фигуру как основу при рисовании животного; развития связной речи.
Воспитательные: создать условия для воспитания доброжелательного отношения к сверстникам; воспитания навыков самоконтроля и взаимоконтроля; формирования умения работать в группе для достижения общего результата.
Коррекционные: создать условия для совершенствования навыков использования в речи слов обозначающих пространственное расположение («выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «впереди», «сзади»).
Здоровьесберегающие: планирование объема материала с учетом повышенной утомляемости детей; способствовать созданию благоприятного психологического климата; чередовать статические и динамические задания.
Материалы и оборудование: конверт с письмом, 5 конвертов с пазлами «Пингвина», схема порядка выполнения заданий, рисунки животных. Дидактический материал: 15 красных и 15 синих кругов, домик для Д/игры «Рассели соседей». Раздаточный материал: листы бумаги на каждого ребенка с геометрической фигурой, карточки с домиками 3,4,5 для д/и «Рассели соседей», карандаши простые.
Предварительная работа: рассматривание картинок «Животные зоопарка», беседа о жизни животных, домашнее задание (нарисовать животного которое живет в зоопарке, и составить о нем рассказ).
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.
Вводная часть
1. Организационный момент. В: Ребята сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Давайте прочитаем, что там написано.
2. Мотивационно - ориентированный этап. «Здравствуйте дорогие ребята. В нашем зоопарке случилась беда, потерялось одно животное, а какое мы не знаем. Помогите нам его найти. В помощь я отправляю вам схему, которая поможет вам искать пропавшее животное». В: Чтобы начать искать животное по схеме, что мы должны сначала сделать? (определить порядок выполнения заданий). За каждое правильно выполненное задание вы будете получать конверт, но открыть их сможете только тогда, когда выполните последнее задание.
Основная часть
3. Поисково-исследовательский этап. В: Давайте рассмотрим эту схему. Как вы думаете, какое задание будет первым? (дети ищут цифру 1.) Почему вы так думаете? (Потому что стоит цифра 1).
4. Практический этап. 1. Проверка домашнего задания. В: Расскажите интересные истории про животных, которые вы дома сочинили с родителями. (после проверке домашнего задания дети получают конверт) 2. В: Какое задание следующее? (задание № 2, порядковый счет) Давайте посчитаем по порядку животных, о которых вы составили рассказы и которых вы нарисовали. Какой по счету у нас кролик? Какой по счету у нас попугай? Третьим, по счету какое животное? (дети получают следующий конверт).
Физминутка «Зоопарк». У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде 2р.
На лбу, ушах, на шее на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках…
3. Дидактическая игра «Рассели соседей». В: Перед вами лежат домики. У каждого домика свой номер, нужно заселить в домики соседей (дети цифрами составляют числа 4 и 5, предлагаем обменяться домиками со своим соседом, чтобы проверить, как справились с заданием). Как вы разложили цифру 4? 5?
4. В: На доске нарисован дом с цифрой 6 на крыше. Как нам заселить жильцов в этот дом? (ответы детей). Предлагаем ребенку разместить на доске 5 кругов (цвет ребенок может выбрать сам по своему желанию). Что нужно сделать, чтобы кругов получилось 6? (нужно добавить один круг). Предлагаем выбрать круг другого цвета и поместить на доске рядом с цифрой 5). Сколько всего на доске кругов? Ниже верхней линии кругов располагаем 4 круга того же цвета что и 5 кругов. Сколько нужно добавить кругов, чтобы снова получилась 6 кругов? (добавить 2 круга). Предлагаем ребенку самому составить следующий ряд и все варианты состава числа 6. Проговариваем полученные варианты. Далее дети самостоятельно записывают на своих листочках пары цифр. Когда все справятся с работой, дети, по желанию, могут « заселить» соседей в домике на доске. Остальные дети проверяют у себя на листочках, там, где пара написана правильно, ставят крестик (дети получают конверт).
5. В: На столе лежат перевернутые карточки с изображением геометрической фигуры. Возьмите любую из них. Вам нужно геометрическую фигуру превратить в какое-нибудь животное. (Дети рисуют животных и вывешивают свои работы на доску). Молодцы, мы выполнили все задания. Давайте посмотрим, что лежит у нас в конвертах? (дети собирают пазлы и получают изображение животного) Вот мы с вами нашли потерявшееся животное. Кто знает, как оно называется? (Пингвин)
Заключительная часть
5. Рефлексионно - оценочный этап. В: Что мы сегодня с вами делали? Понравилось ли вам и что понравилось? Было ли вам трудно? Как вы справились с трудностями? Что помогло вам выполнить все задания?