Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе Экскурсия в библиотеку


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Учить детей решать простейшие задачи на сложение, выделяя условие, вопрос, решение; составлять число 6 разными способами, работать с числовым отрезком; закреплять знания детей о последовательности чисел. Называть последующие и предшествующие числа, сравнивать числа по величине. Соотносить сложение и вычитание с предложенной схемой.
2. Развивать умение классифицировать предметы по четырем признакам; строить предметы из палочек по предложенной схеме; различать углы и линии; ориентироваться во времени Развивать логическое мышление, память, речь. Расширить словарный запас детей словами : тупоугольный, остроугольный, прямоугольный. Активизировать словарь: широкий, длинный, величина, толщина. Закреплять умение отвечать развернутым предложением, согласовывать числительное с существительным.
3. Воспитывать навыки общения, дружеские взаимоотношения взаимопомощь.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Знакомство детей с образованием и составом чисел, порядковым и количественным счетом, составлением и решением задач. Изучение последовательности дней недели, месяцев. Установление взаимосвязей между частью и целым. Работа с блоками Дьениша.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
Схема изображения домов с различными крышами построения дорожки, схема сложения и вычитания' выкладывания книги, образцы листьев, блоки Дьениша.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Цифры от 1 до 10, знаки +, =, счётные палочки, линейки, геометрические фигуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети стоят в кругу на ковре .Игра « Спрашиваю-отвечайте...»
-Какое сегодня число, месяц, день недели? Какое время суток? Какое время суток предшествовало утру? Какое последует за днем? Сколько дней в неделе? Сколько рабочих? Сколько выходных? Какой день недели последует за вторником? Какой день недели находится между средой и пятницей? Между субботой и воскресеньем? В какое время года идет снег? В какое время года улетают птицы, убирают урожай? В какое время года наступает Новый год?
Игра «Поехали!»
Дети садятся на месте.
- Где мы с вами живем? Без чего не бывает города? Посмотрите на эти дома и скажите, чем они отличаются друг от друга?
- Если у крыши прямые углы, то она какая? Если острые? Если тупой угол?
- у каждого дома есть номер. Назовите номера наших домов:
1,2 ....4,5 8,7,6….4,3,2 3,4,5…7,8
- С помощью чего можно посчитать дома в нашем городе? (числового ряда).
- Постройте числовой ряд с помощью которого мы считаем дома в городе. ( Дети строят числовой ряд от 1 до 10).
- Какие номера домов предшествуют № 5, последуют за № 8?
- Какие дома стоят по соседству с домом № 3, 6, 8.
- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в библиотеку. Она находится в одном из этих домов. Номер его на 2 больше 3-х и на 1 меньше 6-ти. Правильно, это дом № 5.
- Что вы можете сказать о числах 3 и 5, 5 и 6.
- Прочтите эту запись 3< 5< 6.
805901422790111071842291017037053651251408310365125- А чтобы отправиться в библиотеку, необходимо построить дорожку по определенным правилам. ( вывешивается таблица на доску)
- Теперь переложите фигуры так, чтобы круг был третьим по счету, а квадрат был между треугольником и кругом.
Психологическая разгрузка.
Рассердились, улыбнулись, удивились, погрустили, посмеялись.
- Мы пришли в библиотеку.
- Дети, без чего не бывает библиотеки? ( дети перечисляют).
- Давайте мы поможем библиотекарю разобрать журналы. По каким признакам их можно разобрать? ( по цвету, форме, величине, толщине)
- Вот пока вы разбирали я нашла здесь такую запись.
- Посмотрите внимательно и скажите на какие две группы можно разбить эти выражения:
3+2 6-2 5-1 2+2
7-1 3-2 4+2 8-3
Нарисуйте схему, которая подойдет к первому столбцу, какая ко второму
33104441514733310444653827392023365382739202334233223096209785495308800510984410914151473410914612552929897826976092989760857147303423322
- Ребята, я подошла к полке, на которой лежит 3 книги и 2 журнала. Найдите запись, которая подходит к этим полкам:
3+2 и 3-2.
- На одной полке лежало 3 книги, на другой 5. Сколько книг лежало на двух полках? Что я вам рассказала? Кто повторит условие задачи? Кто вопрос? Что нам известно? ( 3 и 5 дети выкладывают перед собой)
- Что нужно узнать? Какой знак нужно поставить между цифрами?
- Возьмите числовой отрезок и узнайте, сколько книг лежало на двух полках? Работа с числовым отрезком. Закончите запись З+5=8
- Что мы записали? (Пример, равенство, решение)
- Что означает число 8? (Убрали числовой ряд)
Динамическая пауза «Мышки и пышки»
Десять очень славных мышек
Десять взять решили пышек
Печь горячую открыли
К сковородке подскочили.
Лапки все пообжигали
В норку к маме побежали.
Стала мама их лечить,
Лапки в маслице мочить.
Пластырь клеит всем на лапки,
А потом дает баранки .- Дети чего больше всего в библиотеке? Без чего не бывает книг? Каждый из вас сейчас сделает еще по одной книге. Посмотрите на схему и скажите, сколько нужно отсчитать палочек ( 12), чтобы получилась книга. Постройте, пожалуйста, книгу. Дети выкладывают из палочек книгу.
1334654413292280893413291798204105464179820441329133465441329
17982932446991334654244699179829317386522812511094701334654109470
133465455263179829354860
- Молодцы, а теперь возьмите 2 палочки, положите их как будто это полки. Возьмите ещё 6 палочек и разложите их на эти полки разными способами. Дети называют, кто как разложил.
- Вы пока выкладывали книгу, я тоже для вас подобрала книгу. Прочитайте, как она называется. Сейчас я вам задам несколько вопросов из неё.
- Скажите, сколько ушей у двух мышей ?- А сколько ушек у трёх старушек?
- Сколько носов у трех котов?
- Понравилась вам эта книга?
- Дети, а куда должен записать библиотекарь нашу книгу, чтобы знать, что ее взяли именно мы?
- А теперь пора возвращаться в детский сад. Для этого мы должны выбрать дорожку, по которой пойдем:
302768031115219109922538921910991087462249054319111076603319118540312593
20816282159802081628125399
- Почему вы выбрали эту? Почему нельзя пойти по любой из этих линии? Какой может быть дорога, по которой пойдем:
широкой- узкой,
длинной- короткой,
прямой- кривой,
тихои - шумной,
проезжей - пешеходной.
- Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилась вам нашепутешествие? Что вам было интереснее всего?
Итог занятия