Конспект занятия в старшей группе по Формированию элементарных математических представлений на тему Поможем нашим игрушкам.


МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Улыбка»
Конспект занятия
по
ФЭМП в старшей группе
«Поможем нашим игрушкам».
Разработал:
Воспитатель
Крылова С. В.
г. Луховицы.
Московская область.
Октябрь 2016г.
Конспект занятия в средней группе.
ФЭМП.
Разработал воспитатель: Крылова С.В.
Тема: «Поможем нашим игрушкам».
Цель:
Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).
Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).
Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.
Вырабатывать умение самостоятельно делать выводы.
Воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение.
Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.
 
Дидактический наглядный материал:
  Демонстрационный материал. Магнитная доска, квадраты и треугольники одного цвета (по 4 штуки), большие красные и маленькие зеленые круги (по 6 штук), матрешка, 5 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины.   Раздаточный материал. Разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины (по 5 штук для каждого ребенка).
Ход занятия:
I часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?
Появляется заяц: Я пришел к вам не просто так. Совсем недавно я начал учить цифры и геометрические фигуры, но, пока у меня не очень хорошо получается. Вот я и пришел к вам за помощью.
Воспитатель: Ну, что, поможем зайцу? (Поможем.)    Воспитатель предлагает детям расположить в ряд на магнитной доске 4 квадрата и 4 треугольника.
Заяц: Как проверить, сколько на доске квадратов и треугольников? (Сосчитать.)
Воспитатель: Сосчитайте квадраты и треугольники. (Вызывает несколько детей.) Сколько квадратов? Сколько треугольников? (Ответы детей).
Что можно сказать о количестве квадратов и треугольников? Как проверить равенство, не считая геометрические фигуры?» (Расположить их парами.)Воспитатель: количество квадратов и треугольников можно обозначить одним числом: четыре.   Воспитатель вызывает нескольких детей и предлагает им на верхней полоске магнитной доски расположить круги: 5 красных и 5 зеленых (зеленые круги располагаются вслед за красными кругами).Заяц:
- Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько на доске красных кругов и сколько зеленых? (Сосчитать).
- Сколько красных кругов? (5)
- Сколько зеленых кругов? (5)
Воспитатель:
- Что можно сказать о количестве красных и зеленых кругов? (Поровну).
- Чем еще отличаются круги? (Величиной.) 
Заяц:
- Как расположить круги, чтобы было видно их равное количество?» (2 способа сравнения: наложение и приложение.) Воспитатель: вывод: Круги отличаются по цвету и величине. Но мы посчитали все круги и узнали, что их поровну, по пять.
Заяц: Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Пойду, научу своих братьев-зайцев, что результат счета не зависит от цвета, формы или величины предмета.
Пальчиковая гимнастика.
«ПАЛЬЧИКИ»
Палец Толстый и Большой (Загибать пальцы на левой руке)В сад за сливами пошел.Указательный с порогаУказал ему дорогу.Палец Средний — самый меткий,Он снимает сливы с ветки.Безымянный поедает,А Мизинчик-господинчикВ землю косточки сажает.
II часть. 
Воспитатель: Ой, посмотрите, а кто это еще к нам в гости пожаловал? (Матрешка).
Матрешка: Ребята, я пришла к вам не одна, а со своими младшими сестрами, которые прячутся у меня внутри. Но они так редко стали выходить наружу, потому что им очень тяжело забираться обратно. Помогите построить лестницу, чтобы легче было забираться внутрь.
Воспитатель: Ребята, построим лесенку для матрешек? (Построим).
Воспитатель предлагает детям наложить полоски друг на друга.
Воспитатель:
- Что можно сказать о ширине полосок? (Полоски одинаковые по ширине.)
-  Что можно сказать о длине полосок? (Полоски разные по длине.)   
Воспитатель: А теперь, давайте, построим лесенку для матрешек, расположив полоски, начиная с самой короткой сверху, и, заканчивая самой длинной снизу. (После выполнения задания вместе с детьми проверяет последовательность расположения полосок.)
Воспитатель: А теперь, матрешка, пройди по лесенке сверху вниз.
А мы с вами ребята, давайте назовем длину каждой ступеньки.
- Что можно сказать о длине красной ступеньки по сравнению с длиной других (соседних) ступенек?..
   III часть. 
Воспитатель: а теперь, пусть каждый из вас построит свою лесенку, только начинать ее будете строить ни сверху вниз, как мы строили у доски, а снизу вверх.(Дети раскладывают полоски, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Воспитатель уточняет способ действия и длину каждой полоски.)   IV часть. 
Матрешка: Ой, ребята, спасибо большое! Теперь моим сестричкам легче будет забираться внутрь. И мы чаще с ними будем играть вместе.
А теперь, давайте с вами поиграем. Игра называется: «Когда это было?».   Матрешка:
- Когда было занятие по математике? (Сегодня.)
- У кого вчера был день рождения? (У Максима.)
- Какое занятие было вчера?
- Какой день недели будет завтра?