Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений в средней группе Путешествие в страну Логики «Фабрика фигур»


Непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений у детей в средней группе МБДОУ «Детский сад № 6
«Золотой петушок»
Воспитатель: Бутырская К.С., высшая кв.категорияОбласть: «Познавательное развитие»
Тема: Путешествие в страну Логики «Загадки от друзей»
Цель: развитие у детей умения расшифровывать информацию о геометрических фигурах по знаково-символическим обозначениям 3-х свойств: цвет, размер, форма и «отрицание».
Программное содержание:
Обучающие задачи:
закреплять навык счета в пределах 5;
учить определять свойство предмета по новому знаково-символическому обозначению символу «отрицание» с отрицательной частицей «не»;
учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».
Развивающие задачи:
развивать элементы логического мышления, умение расшифровывать (декодировать) информацию о свойствах фигур: цвет и форма, размер по знаково-символическим обозначениям, познакомить с новым знаком-символом «отрицание» с отрицательной частицей «не»;
Воспитательные задачи:
формировать умение слушать и слышать задания педагога, контролировать свое поведение.
Тип: закрепление материала.
Вид: формирование математических представлений о декодировании свойств геометрических фигур.
Предварительная работа: создание коллажа к стихотворению «Веселые мышата», придумывание и изображение пиктограмм - схем
Оборудование:
Демонстрационный материал: коллаж к стихотворению, числовой ряд от 1 до 5, персонажи веселые человечки: Карандаш, Самоделкин, Фитиль и Торопыжка, схемы - символы: цвет, форма, размер, пиктограммы с изображением действий: подумай, послушай, скажи, знак страны Логики, изображение дома из геометрических фигур, увеличенное поле с загадками, 3 фигуры: большой синий квадрат, большой оранжевый треугольник, маленький розовый прямоугольник, пособие «Коврограф».
Раздаточный материал: игра «Игровизор», наборы геометрических фигур: 3 квадрата - большой и маленький синего цвета, средний желтого цвета и маленький зеленого цвета; большой и маленький оранжевый треугольники и треугольники красного и оранжевого цвета разного размера, 2 прямоугольника: зеленый и средний и маленький розового цвета.
Индивидуальная работа:
Совершенствовать навык самостоятельной работы у детей с высоким уровнем развития математических представлений: Руслан, Матвей Т, Арина Ш, Тима Ф.
Оказывать помощь в виде наводящих вопросов подгруппе детей с неустойчивым средним уровнем: Матвей Ткачев, Лена К, Марк Б, Лера П.
Детям с трудностями в ориентировке в пространстве предложить красные резинки на правую руку или красный круг-ориентир на поле игры «Игровизор»: Саша Лю, Поля О, Даша Я, Настя М, Варя Т.
Ход занятия:
1 часть. Дети стоят свободно на ковре
Воспитатель: Недавно мы с вами составляли интересный рассказ про мышат, которые нашли большой кусок сыра и смогли затащить его в маленькую норку? (показать картину)
Как им это удалось? (Они обгрызли головку сыра с всех сторон)
Какими оказались мышата? (Сообразительными, умными, находчивыми)
А еще мы придумали картину про веселых мышат (Воспитатель жестом обращает внимание детей на сюжетную картину). Оказывается, с этой картиной можно поиграть.
1, 2, 3, 4, 5,
Предлагаю поиграть.
Всех мышей в большой семейке
Нужно нам пересчитать.
На картину посмотрите
И мышатам помогите.
Сколько? Два мышонка решили поспать (играть).
Сколько? Три мышонка пошли погулять,
Сколько? Четыре мышонка сидят на скамейке,
Сколько? Один мышонок льет воду из лейки.
Сколько? Пять мышат едут в машине,
Сколько? Один мышонок сидит в кабине.
Всех мышат мы смогли сосчитать,
1, 2, 3, 4 и 5 (воспитатель показывает на цифры, расположенные над картиной, по порядку.
Мини итог: вы отлично посчитали, цифры правильно назвали, дальше нам идти пора, ждет нас новая игра.
часть.
Воспитатель: Есть много стран на свете, больших и маленьких, обычных и загадочных. Сегодня я снова приглашаю вас в волшебную страну – страну Логики, которую мы с вами обозначаем таким знаком (выставить символ).
Чему учимся мы в этой стране? (Рассуждать, думать, объяснять, отгадывать и загадывать – дети называют действия, а воспитатель выставляет пиктограммы)
В ней живут наши друзья, напомните, как их зовут: Карандаш, Самоделкин, Торопыжка и Фитиль (воспитатель выставляет фигурки, а дети их называют). Они очень любят загадывать своим гостям загадки и приглашают нас поиграть.
Дети садятся за столы.
В прошлый раз вы отлично разгадали их загадки с помощью знаков – символов. И хотя мы еще не умеем читать слова, но мы уже учимся «читать» символы. Давайте вспомним, какие свойства предметов обозначают эти схемы, цвет, форму или размер.
Что обозначает этот знак? (Цвет)
Какое свойство обозначает этот символ? (Форму)
А что значит этот знак? (Размер, большой и маленький)
Сегодня для вас загадки приготовили Карандаш и Самоделкин. Карандаш предлагает разгадать загадки с помощью знаков-символов и найти три геометрических фигуры. А Самоделкин – придумать из этих фигур подарок для Торопыжки. Чтобы верно разгадать загадки, вам нужно быть очень внимательными.
1, 2, 3, 4, 5 – предлагаю поиграть в игру «Назови знак». Я показываю вам знак, а вы называете его одним словом.
335280095253648075762026200109525Воспитатель показывает схемы: дети называют их одним словом.
Мини-итог: молодцы, вы правильно назвали свойства предметов по знакам, были очень внимательными.
часть
Воспитатель: На поле «Игровизора» Карандаш нарисовал три загадки. Если мы правильно их разгадаем, то узнаем, какие геометрические фигуры понадобятся для подарка (см. Приложение 1)
Посмотрите внимательно на игру, все загадки нарисованы слева на цветных полях, отгадки - фигуры – посередине, а на пустом поле справа мы сделаем подарок для Торопыжки.
Первая загадка под цифрой 1 на белом поле с левой стороны. Разгадайте загадку, найдите нужную фигуру - отгадку и нарисуйте линию к этой загадке.
Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, испытывающими трудности или допускающими ошибки, используя вопросы:
Какого цвета фигура?
Фигуру какой формы нужно выбрать?
Большую или маленькую фигуру возьмешь?
Кто разгадал первую загадку? (Предлагается сделать это ребенку с высоким уровнем)
Какая фигура нам нужна?
Почему именно квадрат? (Потому что нарисован знак, обозначающий квадратную форму; потому что знак формы обозначает квадратную форму…)
Прочитайте загадку (Большой синий квадрат)
Теперь разгадаем вторую загадку, на голубом поле, найдем фигуру-отгадку и также соединим линией с загадкой (Дети выполняют второе задание, воспитатель также проводит индивидуальную работу).
Про какую фигуру загадка? (Про треугольник)
Какого цвета треугольник? (Оранжевого)
Какой по размеру треугольник? (Большой)
Почему большой, а не маленький треугольник? (Знак обозначает большой размер).
Прочитайте загадку (жестом показать очередность знаков)
Какая фигура будет разгадкой третьей загадки? (маленький розовый прямоугольник). Найдите такую фигуру на поле с отгадками.
Сколько фигур мы нашли? (Три)
Назовите их.
Молодцы, все загадки Карандаша вы разгадали правильно, нашли нужные нам фигуры.
Теперь найдите на подносах такие же геометрические фигуры и выложите на пустое поле справа (дети выкладывают фигуры у себя, а воспитатель - на Коврографе).
Какую картинку можно составить из этих фигур? (Домик)
Наклейте изображение домика в подарок для Торопыжки. (дети наклеивают домик, а воспитатель выставляет изображение домика)
Мини-итог: Вы отлично справились с заданием, запомнили, какими символами можно обозначить свойства фигуры: цвет, форму и размер, отгадали по ним загадки и построили для Торопыжки замечательный домик.
Физкультминутка Музыкальная игра «Магазин игрушек»
3 часть
Воспитатель: Торопыжка вам очень благодарен за красивый домик, и предлагает поиграть с вами в знакомую нам игру, но по - новому (выставить демонстрационный вариант игры «Игровой квадрат Воскобовича» (двухцветный) на Коврограф)
Как называется эта игра? («Игровой квадрат»)
Он принес собой новые знаки – символы (выставить знак )Что нарисовано на знаке? (Крестик)
Этот символ обозначает отрицание, слово НЕЛЬЗЯ или частицу НЕ.
Кто догадался, что обозначает этот знак? (Не круг)
Как его можно «прочитать»?
Значит, какую фигуру нельзя называть? (Круг)? Почему? (круг зачеркнут, значит, его называть нельзя)
Какие фигуры можно обозначить таким символом? (Треугольник, прямоугольник, квадрат, овал)
А теперь, внимание, игра! С помощью двухцветного квадрата сложите фигуру -отгадку этого знака (показ детям знака )
Какую фигуру ты сложил? (Квадрат, прямоугольник)
Почему я не вижу у вас треугольников? (Потому, что треугольник – это не круг)
Назовите этот знак? (Не треугольник)
Внимание, еще загадка! Покажите фигуру-отгадку.
Назови фигуру. Почему у тебя не прямоугольник?
Что обозначает этот знак?
Мини-итог: Ребята, Торопыжка очень рад, что вы запомнили новый знак, правильно расшифровали его загадки и быстро показали фигуры-отгадки.
Ну, а нам с вами пришло время вернуться обратно в детский сад.
Вам понравилось в стране Логики?
Мы узнали новый знак – Отрицание.
Что он обозначает? (Что нельзя называть такое свойство: цвет, размер или форму)
Дома вместе с мамами и папами попробуйте с помощью знаков придумать для наших друзей загадки, пусть попробуют разгадать.