Иллюстрация к сказке Гуси-лебеди


МКОУ Кучеряевская основная
общеобразовательная школа
Бутурлиновского района
Воронежской области
Урок изобразительного искусства
во 2 классе
тема урока:
Иллюстрирование сказки
«Гуси - лебеди»
Учитель : Кучерявенко Любовь Николаевна
Тема урока:
«Гуси-лебеди.»
Задание и вид занятий : тематическое рисование
Цели и задачи:
-развитие наблюдательности, зрительной памяти и логического мышления;
-формирование навыков в изображении фигуры человека согласно замыслу;
-получение нужных цветов на палитре;
-формирование композиционных навыков, осуществление смысловой взаимосвязи всех элементов композиции;
-расширение представления о роли художника в оформлении книги сказок (работа от эскиза к рисунку).
Оборудование урока:
-иллюстрации к сказкам из детских книг;
-репродукции работ художников Васнецова Ю. Билибина, Рачева, Бакста, и др;
-репродукции картин М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Пан»;
-методические таблицы «Последовательность работы в цвете над иллюстрациями к сказке»;
Оборудование : для учеников –детские книги со сказками, альбомы, краски, кисточки, баночка с водой, простой карандаш, резинка, другие графические материалы, детские работы.
Ход урока
Проверка готовности к уроку
Вводная беседа строится на материале выставки из книг, принесённых детьми на урок (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»,»Красная шапочка», П. Ершов «Конёк -Горбунок», народные сказки «Теремок», «Снегурочка», «Крошечка - Хаврошечка» и др.)
Чтобы настроить детей на собственное изобразительное творчество на тему любимой сказки, активизировать воображение, применив различные приёмы по оживлению в их памяти прочитанного (пересказ, чтение в лицах, загадки по отдельным сказкам ).
В беседе отметить, как много знают дети. Обратить внимание на роль художника в оформлении книги сказок. Можно иллюстрировать одну сказку «Гуси-Лебеди», а можно вести работу над разными сказками. Начать работу с поисковых эскизов композиции.
3 .Литературные образы. Загадки.
Разноцветные ворота .На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три-
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можно их нарисовать?
(Радуга)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите имя её
(Красная Шапочка)
Возле леса, на опушке
Трое их живут в избушке
Там три стула и три кружки.
Три кроватки , три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Носик круглый пяточком
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек копытца
Трое их- и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросёнка)
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
От медведя ушёл,
От тебя , лиса , нехитро уйти.
(Колобок)
-А вот зачин одной сказки:
За горами, за лесами,
За широкими морями.
Против неба- на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Средний умный был детина,
Средний сын и так и сяк ,Младший сын вовсе был дурак.
(П. Ершов. «Конёк -горбунок»)
4.Работа над эскизами к сказке.
После сообщения темы урока учитель говорит, что художник, прежде чем приступить к рисованию иллюстраций к сказке, собирает подготовительный материал и делает эскизы (слово пишем на доске), в которых изображает место действия сказки, её героев и предметы, которые могут их окружать. Также делаются наброски (тоже пишем на доске)-быстрые , кратковременные рисунки с целью передачи той или иной позы и жестов героя сказки по своему замыслу. Художник оставил нам несколько набросков главной героини сказки «Гуси-лебеди»-девочки. На классную доску вывешиваются наброски девочки в различных положениях: стоит с поднятыми руками ; бежит, подняв голову вверх; стоит, .капризно отвернувшись и жестом руки как бы говорит:»Не надо»; стоит. пытаясь достать что-то сверху, и. т. Д. Задача детей -определить, при иллюстрировании какого эпизода сказки можно использовать тот или иной набросок.
Набросок девочки с поднятыми руками подходит к иллюстрации, изображающей похищение братца гусятами: когда она увидела, что гуси уносят его с сбой, жест её поднятых рук как бы говорит:»Куда же ты братец?».
А набросок, изображающий капризно отвернувшуюся девочку, можно использовать при изображении девочки у яблоньки, когда она отказалась от её яблока , и. т. Д. Наброски девочки, предметов быта, деревьев можно оставить на классной доске как справочный материал для учащихся.
В современных условиях дети чаще знают содержание иностранных сказок (из мультфильмов, видеозаписей, комиксов), современных сказочных героев и не знают литературное сказочное творчество собственного народа. Поэтому очень важно восстановить в памяти детей содержание сказки, а при необходимости- зачитать отрывки.
После выбора лучшего эскиза дети переводят рисунок на лист альбома. Чтобы обучающиеся грамотнее и выразительнее изобразили людей в своих рисунках, можно выполнить 2-3 наброска с натуры фигуры человека. Натурщиками служат сами дети. Каждый набросок выполняется схематично, в течение 3-4 минут.
Все построение ведётся тонкими, еле заметными линиями с расчётом на последующее завершение рисунка в цвете.
4. Итоги урока.
После окончания работы над рисунками обучающиеся рассматривают и анализируют лучшие ученические работы.
В итоговом обсуждении работ подчёркиваем сущность замысла: как сумели дети сопереживать своим славным, храбрым, добрым героям. Важно, чтобы радость коллективного сопереживания поступкам сказочных героев коснулась всех детей в классе.
Уборка рабочих мест, иллюстративного материала.