План-конспект по русскому языку на тему Виды односоставных предложений.


Тема урока: Виды односоставных предложений
Цели:
- систематизировать и обобщить знания об односоставных предложениях; формировать умение определять вид односоставных предложений и способ выражения главных членов;
- способствовать формированию речевой культуры;
- воспитывать уважение к книге.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация
1. Синтаксическая пятиминутка. Запишите данные высказывания, используя разные способы передачи чужой речи.
1. Статую красит вид, а человека - деяние его. ( Пифагор)
2. Освобождение себя от труда есть преступление. (Л.Н.Толстой)
3. Словарно-орфографическая работа.
Сорванный цветок, серебряный кубок, поле засеяно, брошенная шайба, деревянный дом, муссонные дожди, документы подлинны, студеная родниковая вода, скошенные травы, яблоки румяны, окруженный полк, стеклянный фужер, безветренная ночь, нежданная радость, клюквенное варенье, запутанный след, ветреный человек, оловянный солдатик.III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Чтение теоретического материала на стр. 29
2. Упр. 64 (устно)
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Рабочая тетрадь, задание 11. Определите вид односоставных предложений
Поздний вечер. __________________________________
Стемнело рано. __________________________________
Пишу тебе письмо. _______________________________
Давно не виделись. _______________________________
Без тебя скучно. __________________________________
Помнишь пословицу. ______________________________
Извини. _________________________________________
Морозное утро. ___________________________________
Звонят в дверь. ___________________________________
Слегка припорошило. ______________________________
2. Запишите предложения. Обозначьте грамматические основы. Определите, какими видами односоставных предложений являются части сложных.
1. Ее знобило, и она куталась в платок.
2. С запада прояснилось, и чистая заря долго горела над лугами.
3. Перепадали частые дожди, и на березовых листьях появилась первая желтизна.
4. Леонтьев любил немного посидеть на стройке и полюбоваться работой плотников.
5. Челн был узок, легок, поворотлив, и на нем можно пройти по самым мелким протокам.
(К.Паустовский)
3. Запись и анализ предложений.
Волшебная осень. Тихо. Чуть-чуть cыpовaтo. Листья отрываются и словно повисают. Долго-долго падают кленовые листья. Как они хороши!
Ребятишки бегают. В руках у мальчишек и девчонок букеты огненных листьев. Кажется, листья падают не беззвучно. Бом - бом! Один лист, другой, третий!
(В. Песков.)
- Определите, к какому типу речи относится текст?
- Определите тип односоставных предложений, встретившихся в тексте.
- Найдите неполное предложение.
- Чем неполное предложение отличается от односоставного?
4. Упр. 67, вставьте пропущенные буквы и расставьте запятые, определите тип односоставных предложений.
5. Работа с текстом (можно записать весь текст или его часть)
Умейте читать с интересом и не торопясь.
Постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее и вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить.
Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классической.
( Д. Лихачев)
- Как можно озаглавить текст?
- Какова его тема и основная мысль?
- Какой тип односоставных предложений преобладает в этом тексте.
V. Этап информации о домашнем задании
§ 2 , упр.69, 70
Контрольные вопросы на стр. 36
Подготовиться к словарному диктанту (словарные слова §1, 2, упр.65)
VI. Подведение итогов
VII. Этап рефлексии