Конспект урока литературы внеклассного чтения Басни И. А. Крылова


Урок внеклассного чтения. БАСНИ И. А. КРЫЛОВА
Цели:
● проверить знания, полученные на уроках литературы;
● выявить восприятие учащихся;
● активизировать творческие способности учащихся;
● побудить к чтению.
Образовательные задачи
:●обучающая – расширение словарного запаса учащихся;
●воспитательная – формирование интереса и любви к литературе;
●развивающая –     развитие внимания, культуры речи, творчества детей.
 
Оборудование:
 ●  выставка книг по теме «Басни Крылова»;
 ● выставка рисунков учащихся.
Ход урока
Урок начинается до звонка. Разрешение на вход в класс - правильный ответ на вопрос или выполнение одного из заданий.
- Вспомни второго героя басни (см. предыдущий урок):
Федя (Сеня), Свинья (Дуб), Моська (Слон), Повар (Кот), Ягненок (Волк).
- Из какой басни мораль? (См. предыдущий урок.)
- О каком герое басни Крылова идет речь?
1) «Лето красное пропела» (Стрекоза).
2) «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет...» (Мартышка).
3) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (Волк).
4) «От радости в зобу дыханье сперло» (Ворона).
5) «Слушает да ест» (Кот Васька).
6) «И кончил подвиг тем, что сам попал в полон» (Вороненок).
7) «Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье» (Соловей).
8) «Слона-то я и не приметил» (Любопытный).
9) «Лишь были б желуди: ведь я от них жирею» (Свинья).
10) «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Обезьяна.)
I. Объявление н запись темы урока.Учитель. На прошлом уроке мы читали и вспоминали басни Ивана Андреевича Крылова. Сегодня мы их еще и «посмотрим». Ваша задача как зрителей - насладиться зрелищем и придумать жизненную ситуацию, к которой бы подошла мораль басни, охарактеризовать героев басни.
П. Инсценировка басен.
Желательно, чтобы в инсценировке приняли участие все ученики. После инсценировки басни «Вороненок» - ее обсуждение.
Ш. Письменный ответ «Запомнившиеся мне герои басен Крылова». Чтобы раскрыть тему, надо ответить на два вопроса: какие герои и какова мораль, то есть чем запомнились. Для работы выбрать 3-4 басни, желательно из тех, о которых шла речь на уроках.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К РЕЗЕРВНОМУ УРОКУ
1. Для того чтобы особенности такого жанра как басни были более понятными, можно обратиться к статье В. А. Жуковского «О басне и баснях Крылова», в которой поэт выделил четыре главные жанровые особенности басни.
Первая черта басни - особенности характера, то, чем одно животное отличается от другого: «Животные представляют в басне человека, но человека в некоторых только отношениях. Вы заставляете действовать волка - я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу - я вижу льстеца или обманщика...».
Что, по-вашему, олицетворяет Осел (глупость), Свинья (невежество и неблагодарность), Слон (неповоротливость, толстокожесть), Стрекоза (легкомыслие)! Вспомните других героев басен и определите главные их черты.
По мнению Жуковского, задача басни - на простом примере помочь разобраться в сложной житейской ситуации.
Вторая особенность басни как жанра - нравственный урок, мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа.
О третьей особенности басни В. А. Жуковский сказал так: «Перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим», т. е. вы можете очутиться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.
Вместо людей в басне оживают животные и предметы и начинают действовать. Это и наивно, и очень мудро. «Человек - венец природы, лучшее из всего существующего на земле, поэтому он не смеет позволить себе оказаться хуже «скотов» и «вещей неодушевленных». Это четвертая особенность басни.
И еще один маленький секрет, о котором упоминает В. А. Жуковский: басня должна обладать «ясным слогом» и краткостью.
Попробуйте с этих позиций охарактеризовать известные вам басни.
2.Сопоставление текстов басен разных авторов на одну тему.
1) Работа с текстами басен Эзопа и Крылова.
Эзоп
Жук и Муравей
В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима, и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к нему и попросил еды. А он ему сказал: «О Жук! Если бы ты тогда потрудился, когда я работал, - а ты смеялся надо мной, - не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».
И. А. Крылов Стрекоза и Муравей
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё" прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому ж на ум придёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»
-«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
-Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».
«А, так ты...»
- «Я без души Лето целое всё пела».
-«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»
2) Работа с текстами басен «Лисица и виноград». Эзоп, древнегреческий баснописец, живший в VI-V вeкe до н. э. Голодная Лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!».
Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, и винят в этом обстоятельства.
Жан де Лафонтен, французский баснописец, живший в XVII веке. Лис-гасконец, а может быть, лис-нормандец (Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен -Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
И. А. Крылов
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь».
- Что общего в этих баснях? {Общая тема, сюжет, общий герой-Лисица.)- В чем различие?
Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи, которая содержит мораль.
Басня Лафонтена более развернутая: действие переносится во Францию (лис-гасконец, лис-нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.
Басня Крылова еще более развернута, напоминает русскую сказку, в которой действует «кума Лиса», употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), «отколь», «око», «неймет», «попусту». Действия Лисы описаны подробно. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую Крылов иллюстрирует своей басней.
3. Трудно представить себе русского человека, который бы не знал имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала XIX века. Его перу принадлежат разнообразные произведения, но славу принесли его басни - всего их написаю более 200. И это не случайно. Использовав традиционный и популярный жанр, позаимствовав сюжеты у своих предшественников (Эзопа, Лафонтена, Сумарокова), он наполнил свои басни новым содержанием: главным для него стало создание русского характера, передача мудрости русского народа.
В баснях Крылова, наряду с отрицательными персонажами, находятся персонажи достойные и благородные, автор учит своих читателей не только на отрицательных, но и на положительных примерах.
Задание: найти положительных героев в баснях Крылова (например, Муравей, Соловей и др.).
Во время Отечественной войны 1812 года поэт написал целый цикл произведений, отражавших весь ход борьбы русского народа с захватчиками. В этом цикле нет ни одного заимствованного сюжета, но зато в нем много положительных героев, передающих лучшие черты соотечественников баснописца.
Задание: прочитайте басню, определите ее тему, героев и мораль.
Волк на псарне
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
-И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
- «Огня!.. - кричат, - огня!» -
Пришли с огнём.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит наконец
Ему расчесться за овец,
-Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так:
«Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я...»
- «Послушай-ка, сосед,
-Тут Ловчий перервал в ответ, -Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.