Урок внеклассного чтения «Басни И. А. Крылова» в 4 классе + Презентация

Филиал муниципального казенного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы с. Шестаково
основная общеобразовательная школа с. Лекма
Слободского района Кировской области



разработка урока внеклассного чтения


Гущина Светлана Сергеевна
учитель начальных классов
филиала МКОУ СОШ с. Шестаково
ООШ с. Лекма
1 квалификационная категория


Апрель 2014
Аннотация
Данная разработка посвящена басням Крылова и предназначена для учителей начальных классов.
Урок внеклассного чтения составлен на основе игры «КВН».
Разработка в целом, а также отдельно взятые конкурсы могут быть использованы при проведении внеклассных мероприятий.



Цели:
Повторить биографию и произведения И.А. Крылова,
учить отвечать на вопросы, обобщать и сравнивать,
развивать внимание, память,
воспитывать любовь к литературе.


Оборудование:
Презентация «Басни Ивана Андреевича Крылова»,
портрет И. А. Крылова,
рисунки детей к басням,
книга «Басни Крылова»,
конверты с заданиями,
кроссворд.


Учебный материал:
басни И. А. Крылова («Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», «Зеркало и Обезьяна», «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Квартет», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягнёнок»).






Ход урока
I. Организационный момент
На доске - портрет баснописца и рисунки детей к его басням.

II. Вступительное слово учителя
Слайд 2
Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье.
Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами.
Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочесть имя справа налево сразу все будет понятно.
Слайд 3
В 1809 году опубликована первая книга басен.
Слайд 4
27 марта 1820 года Крылову вручен орден святого Владимира 4-й степени.
12 января 1823 года Российская академия вручила И.А. Крылову золотую медаль.
Слайд 5
Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.
Слайд 6
Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др.
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Слайд 7
Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях.
Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.
В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.
Каждый год на уроках чтения мы встречаемся с баснями Крылова. И сегодняшний наш урок проведем в виде конкурса, который позволит выявить лучшего знатока басен.
Слайд 8
Давайте вспомним, какие поделки и рисунки готовили вы к этому уроку.

III. Конкурсная программа (слайд 9)
Слайд 10
КВН задуман снова, Вспомним басни мы Крылова. Разобрать, понять их суть Предстоит. Ну что же, в путь!
Девиз нашего урока: Пусть вовсю кипит работа. Сильней соревнование. Успех решает не судьба, А только наши знания
Ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон, в конце урока подсчитываем жетоны и выявляем лучшего знатока басен Крылова.
Слайд 11
Сначала проведем разминку.
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем.
В какой басне звучат эти слова? («Волк и Ягненок»)
Кто так говорил:
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час.
Так, что голову вскружило» (Стрекоза)
Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет».
(Мартышка, Осёл, Козел да Мишка)
Слайд 12
Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок)
Кого «по улицам водили, как будто напоказ»? (Слона)
Персонажи какой басни восхваляли друг друга, «не боясь греха»? («Кукушка и Петух»)
Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню? (На псарню)
Слова из какой басни стали крылатым выражением: «Видит око, да зуб неймет»? («Лисица и виноград»)
Молодцы, ребята! Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах, которые разложены на демонстрационном столе.
Дети по очереди вытаскивают конверты с заданиями, которые читает учитель.
Слайд 13
Конверт 1 Поэтический конкурс
Каждый желающий ученик читает наизусть понравившуюся ему басню Крылова.
Слайд 14
Конверт 2 «Кто больше?»
За 1 минуту на листочках дети должны написать как можно больше героев басен.
Слайд 15
Конверт 3 Конкурс эрудитов
Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.



Вопросы
1. Героиня басни «Квартет».
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
4. У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?
5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?
6. Любимое блюдо Демьяна.
7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись».
8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы:
1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха.
7. Лебедь. 8. Ворона.
Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая «пропела все лето». (Стрекоза)
Слайд 17
Конверт 4 Конкурс «Угадай-ка»
На карточках обозначены герои басен. Какие герои басен здесь зашифрованы?
-и-и-а
о-ё-
-о-ь- а
-о-о-е-
в---
-у-а-е-
-т-е-о-а

Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.
Слайд 19
Конверт 5 «Путаница»
Отгадайте, что здесь перепутано?
«Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит». («к дереву подходит, с вороны глаз не сводит»)
«Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!» («Петушок»)
«Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись». («Взялись»)
«Ворона гавкнула во все воронье горло». («Ворона каркнула»)
«Мартышка к старости слаба ушами стала». («Глазами»)
««Соседка, перестань срамиться» - ей бабка говорит». («Шавка говорит»)
Слайд 20
Конверт 6 Конкурс «Юный художник»
Учитель раздаёт раскраску, дети раскрашивают, пока жюри подводит итоги конкурса КВН.

IV. Подведение итогов
Слайд 23
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.
Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Но самым лучшим знатоком басен оказался... (учитель называет фамилию победителя). Он награждается медалью «Лучший читатель басен Крылова».










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215







Басни
Ивана Андреевича
КрыловаРисунок 4Рисунок 3Рисунок 4