Открытый урок в 9 классе по теме СПП с разными видами связи


Тема «СПП с несколькими придаточными. Урок обобщения и закрепления изученного по теме».
Цели:
Обучающие:
Углубить знания о СПП с несколькими придаточными;
Закрепить понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;
Развивающие:
Совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа СП, умения конструировать СП;
Воспитывающие:
Продолжить формирование привычки к труду, самостоятельной работе;
Развивать умение самооценки.
Тип урока – урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.
Средства обучения:
Информационные: презентация сообщения; карточки, опорные схемы, табель оценки.
Этапы:
Разминка:
1.Веселее,(1) однако,(2) от  этого не  делается: всякому понятно,(3)  что показное великолепие природы лишь прикрывает собою мрачную сущность мироздания. 
2.Стрелки часов неумолимо приближаются к восьми, (4) а Ника,(5)  обиженная на весь свет,(6)  ещё пьёт свой чай.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые.
1.Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
2.Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ые) запятую(-ые), которая(-ые) выделяет(-ют) вводное слово.
3.Выпишите слово, в котором приставка имеет значение «приближение».
4.Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
5. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
Входной контроль знаний. Упражнение на избирательность. Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными
№ Утверждения
1 В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами
2 Простые предложения в составе СПП всегда равноправны
3 Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним
4 СПП состоит только из двух простых предложений
5 СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями6 При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, а второе – к этому придаточному
7 Если однородные придаточные связаны одиночными союзами и или или, запятая между ними не ставится
8 СПП с двумя или несколькими придаточными бывают трёх видов: с последовательным, параллельным и однородным подчинением
9 Если в СПП несколько придаточных, то они поясняют только главное
10 При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются одинаковыми по значению
11 При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются разными по значению
Актуализация знаний.
Рассмотрите схемы, какую информацию можно получить из схем?
Сформулируйте тему и цель урока. Проверка сразу после выполнения. В табель самооценки вносятся баллы.
1 [ ], (потому что …), (что … ).

Когда? Каких?
2 (когда …), [ ], (которых …).
Зачем?Зачем?
3 [ ], (что … ), (что …).
Ответьте на вопросы пользуясь подсказками:
1. СПП с подчинением. Вопрос задается от предложения к придаточному, от придаточного предложения ко
придаточному.
2. СПП с подчинением. Все придаточные относятся к предложению, но значения придаточных
3. . СПП с подчинением. Все придаточные относятся к предложению, но значения придаточныхЗакрепление:
Задание 1. «Синтаксическое лото».
Прочитать предложения, определить, какая схема соответствует тому или иному предложению, а также определить тип подчинения. Проверка сразу после выполнения. В табель самооценки вносятся баллы.
Предложение Схема Тип подчинения
1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.
2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.
3.Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк.
4.В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.
Что?
[ ], (как …), (как …).
Когда?Что?
(Когда …), [ ], (что …).
Что?Куда?
[ ], (как …), (где …).
Как? Какого?
[ ], (как …), и (как …), (которого …).
Задание 2. Конструирование предложений.
Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. Начертить схему.
Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …).
Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда …, то …, которая …).
СПП Схема Тип подчинения
1
2
4.Домашнее задание (на выбор по степени сложности - разноуровневое).
I уровень.
Задания группам: из данных предложений выбрать СПП 1 группе – с последовательным подчинением, 2 гр. – с параллельным подчинением, 3 группе – с однородным подчинением. Записать только номера предложений.
1) Не_надо хвалиться, коли не_знаешь, как рожь родится. (Пословица)
 2) Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу. (В. Арсенъев)
3) Я узнал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не_исследована. (Я. Паустовский)
4.) Она вдруг поняла, что где-то сошла с тропы, и повернула туда, где, показалось, проходила тропа. (М. Пришвин)
5) Я наблюдал, как светлели предрассветные сумерки и как над рекой занималась алая заря. (К. Паустовский)
6.Пока я записывал и рисовал увиденное, мои странники усердно кричали, чтобы вызвать кого-нибудь.
III уровень. Придумайте собственные предложения по данным схемам.

1 [ ], (потому что …), (что … ).
Когда? Каких?
2 (когда …), [ ], (которых …).
Зачем?Зачем?
3 [ ], (что … ), (что …).
5.Итог урока (рефлексия).
Табель самооценки.
Виды работ Количество правильных ответов
Утверждения Правила-подсказки Синтаксическое лото Конструирование предложения Итог.