Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику под редакцией Пономарёвой И.Н.

Воронежская область
Новоусманский район
МКОУ «Нижнекатуховская ООШ»



Рассмотрена на заседании МО « Утверждаю»
Приказ №
Протокол № директор МКОУ «Нижнекатуховская ООШ»

Руководитель МО





Рабочая программа по биологии 5 класс







Разработала учитель 1 категории


Писарева Г.Ф.








с. Нижняя Катуховка








Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 5 класс составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Нижнекатуховская ООШ», примерной программы основного общего образования по биологии с учётом авторской программы по биологии для общеобразовательных учреждений под редакцией И.Н.Пономарёвой Биология: 5–9 классы.

Рабочая программа соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования по биологии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09. 2011 № 2357) и от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), Фундаментальному ядру содержания общего образования по биологии, примерной программе по биологии.
Планируемые предметные результаты:
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. перечислять отличительные свойства живого;
различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); определять основные органы растений (части клетки);
объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Планируемые результаты изучения курса биологии.
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом. В структуре планируемых результатов выделяются:
ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;
планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;
последствия деятельности человека в природе.
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности
5 класс (35 ч, из них 3 ч резервное время)

Содержание разделов примерной программы
Основное содержание по темам рабочей программы
Характеристика основных видов деятельности обучающегося
Формы организации учебных занятий

Тема 1. Биология наука о живом мире (8 ч)



Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей
Наука о живой природе
Человек и природа. Живые организмы важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе биология
Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии. Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами
урок на пришкольном участке,
урок в музее


Отличительные признаки живых организмов
Свойства живого
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого
Характеризовать свойства живых организмов.
Сравнивать проявление свойств живого и неживого.
Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника.
Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма
Урок формирования
первоначальных
предметных навыков и
УУД, овладения новыми
предметными умениями

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Методы изучения природы Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях
Различать и характеризовать методы изучения живой природы.
Осваивать способы оформления результатов исследования
лабораторный практикум


Увеличительные приборы Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная и штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 1
«Изучение устройства увеличительных приборов»
Объяснять назначение увеличительных приборов.
Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения.
Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом.
Сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
лабораторный практикум

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Строение клетки. Ткани
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Лабораторная работа № 2
«Знакомство с клетками растений»
Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение.
Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия. Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.
Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.
Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием

Урок формирования
первоначальных
предметных навыков и
УУД, овладения новыми
предметными умениями

лабораторный практикум

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме
Химический состав клетки Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение
Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.
Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы. Анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре
Урок в кабинете химии
Лабораторный практикум

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение
Процессы жизнедеятельности клетки
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы биосистемы
Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки.
Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ».
Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.
Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника.
Аргументировать вывод о том, что клетка живая система (биосистема)

Урок формирования
первоначальных
предметных навыков и
УУД, овладения новыми
предметными умениями
урок в кабинете информатики

Биология как наука
Великие естествоиспытатели Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология наука о живом мире»
Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях. Выделять области науки, в которых работали конкретные учёные, оценивать сущность их открытий.
Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии.
Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.
Рисовать (моделировать) схему строения клетки.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Урок в библиотеке(или в кабинете информатики)
Урок контрольный

Тема 2. Многообразие живых организмов (10 ч)




Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы
Царства живой природы Классификация живых организмов. Раздел биологии систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации
Объяснять сущность термина «классификация».
Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации «царство» и «вид».
Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.
Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике.
Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов

Урок в кабинете биологии

Бактерии. Многообразие бактерий
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Бактерии примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах
Характеризовать особенности строения бактерий.
Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника.
Различать понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».
Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот.
Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе

Урок в кабинете биологии

Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бактерий в природе и в жизни человека
Значение бактерий в природе и для человека
Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения.
Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями
Характеризовать важную роль бактерий в природе.
Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».
Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы.
Различать бактерии по их роли в природе и в жизни человека.
Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве.
Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий

Заседание клуба

Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и в жизни человека
Растения
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека
Характеризовать главные признаки растений.
Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.
Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора».
Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека
Урок в кабинете биологии

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Лабораторная работа № 3
«Знакомство с внешним строением побегов растения»
Различать и называть части побега цветкового растения.
Определять расположение почек на побеге цветкового растения.
Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге.
Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны).
Фиксировать результаты наблюдений в тетради.
Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.
Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием
Лабораторный практикум

Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека
Животные
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и в жизни человека. Зависимость от окружающей среды
Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника.
Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различия, называть части их тела.
Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.
Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.
Различать беспозвоночных и позвоночных животных.
Объяснять роль животных в природе и в жизни человека.
Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных
Урок в кабинете биологии

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Лабораторная работа № 4
«Наблюдение за передвижением животных»
Готовить микропрепарат культуры инфузорий.
Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.
Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Формулировать вывод о значении движения для животных.
Фиксировать результаты наблюдений в тетради.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Лабораторный практикум

Грибы. Многообразие грибов
Грибы
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения грибокорень (микориза)
Устанавливать сходство грибов с растениями и животными.
Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.
Определять место представителей царства Грибы среди эукариот.
Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов.
Различать понятия «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами

Урок в кабинете биологии

Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами
Многообразие и значение грибов Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека
Характеризовать строение шляпочных грибов.
Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.
Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.
Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин».
Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника.
Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов.
Объяснять значение грибов для человека и для природы

Урок-конференция

Лишайники. Роль лишайников в природе и в жизни человека
Лишайники
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и в жизни человека. Лишайники показатели чистоты воздуха
Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников симбиоз двух организмов гриба и водоросли.
Различать типы лишайников на рисунке учебника.
Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.
Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.
Характеризовать значение лишайников в природе и в жизни человека

Урок в кабинете биологии

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль биологического разнообразия в природе и в жизни человека
Значение живых организмов в природе и в жизни человека
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и в жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»
Определять значение животных и растений в природе и в жизни человека по рисункам учебника.
Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.
Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала
Урок дебаты
Контрольный урок

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)




Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Среды жизни планеты Земля
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов  обитателей этих сред жизни
Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.
Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника.
Приводить примеры обитателей организменной среды паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина
Урок презентация

Влияние экологических факторов на организмы
Экологические факторы среды Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов
Различать понятия «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений.
Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор
Урок учебной экскурсии

Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Приспособления организмов к жизни в природе
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений
Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.
Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений.
Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника
Урок учебной экскурсии

Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии
Природные сообщества
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения производители органических веществ; животные потребители органических веществ; грибы, бактерии разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ
Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника.
Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.
Различать понятия «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».
Характеризовать разные природные сообщества.
Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе
Урок в кабинете

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания
Природные зоны России
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны
Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.
Различать и объяснять особенности животных разных природных зон.
Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством

Урок виртуальной экскурсии

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания
Жизнь организмов на разных материках
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды
Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике.
Объяснять понятие «местный вид».
Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.
Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.
Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее.
Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле

Урок устный журнал


Жизнь организмов в морях и океанах
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»
Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.
Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания.
Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.
Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана.
Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.
Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе.
Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.
Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы

Урок презентация
Контрольный урок

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)




Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление
Как появился человек на Земле Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни
Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.
Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.
Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.
Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей.
Характеризовать существенные признаки современного человека.
Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.
Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития

Виртуальная экскурсия в музей

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы
Как человек изменял природу Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы
Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.
Приводить доказательства воздействия человека на природу.
Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок.
Аргументировать необходимость охраны природы.
Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле
Урок на пришкольной территории

Последствия деятельности человека в экосистемах
Важность охраны живого мира планеты
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ
Называть животных, истреблённых человеком.
Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.
Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры.
Объяснять значение Красной книги, заповедников.
Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных

Виртуальная экскурсия по заповедникам

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы
Сохраним богатство живого мира
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»
Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека.
Оценивать роль деятельности человека в природе.
Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Урок дебаты


Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса
Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.
Использовать учебные действия для формулировки ответов
Контрольный урок

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Экскурсия
«Весенние явления в природе» или
«Многообразие живого мира» (по выбору учителя).

Обсуждение заданий на лето
Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.
Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.
Соблюдать правила поведения в природе. Анализировать содержание заданий, выбранных на лето
Учебная экскурсия






















Календарно-тематическое планирование
5 класс (1час в неделю, 35 ч, из них 3 ч резервное время)


Тема урока
Дата прохождения темы
д/з
§



По плану
Фактически


Тема 1 Биология – наука о живом мире (8ч)

1 (1)
Наука о живой природе


§1 раб. тетрадь

2 (2)
Свойства живого


§2 раб. тетрадь

3 (3)
Методы изучения природы


§3 раб. тетрадь

4 (4)
Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»


§4 раб. тетрадь

5 (5)
Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений»


§5 раб. тетрадь

6 (6)
Химический состав клетки


§6 раб. тетрадь

7 (7)
Процессы жизнедеятельности клетки


§7,
повторить 1-6

8(8)
Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биология – наука о живом мире»


раб. тетрадь

Тема 2 Многообразие живых организмов (11ч)

1 (9)
Царства живой природы


§8 раб. тетрадь

2 (10)
Бактерии: строение и жизнедеятельность


§9 раб. тетрадь

3 (11)
Значение бактерий в природе и для человека


§10 раб. тетрадь

4 (12)
Растения


§11 раб. тетрадь

5 (13)
Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»


раб. тетрадь

6 (14)
Животные


§12 раб. тетрадь

7 (15)
Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»


раб. тетрадь

8 (16)
Грибы


§13раб. тетрадь

9 (17)
Многообразие и значение грибов


§14 раб. тетрадь

10 (18)
Лишайники


§15 раб. тетрадь

11 (19)
Значение живых организмов в природе и жизни человека.


§16 раб. тетрадь

Тема 3 Жизнь организмов на планете Земля (7ч)

1 (20)
Среды жизни планеты Земля


§17 раб. тетрадь

2 (21)
Экологические факторы среды


§18 раб. тетрадь

3 (22)
Приспособления организмов к условиям существования


§19 раб. тетрадь

4 (23)
Природные сообщества


§20 раб. тетрадь

5 (24)
Природные зоны России


§21 раб. тетрадь

6 (25)
Жизнь организмов на разных материках


§22 раб. тетрадь

7 (26)
Жизнь организмов в морях и океанах


§23 раб. тетрадь

Тема 4 Человек на планете Земля (6ч)

1 (27)
Как появился человек на Земле


§24 раб. тетрадь

2 (28)
Как человек изменял природу


§25 раб. тетрадь

3 (29)
Важность охраны живого мира планеты


§26 раб. тетрадь

4 (30)
Сохраним богатство живого мира


§27 повторить записи

5 (31)
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класс




6 (32)
Экскурсия в природу «Многообразие живого мира»




Резервное время (3ч)

1 (33)
Решение кроссворда




2 (34)
Решение кроссворда




3 (35)
Викторина «Кто это?»



















Приложения.

Контрольно-измерительные материалы по темам курса Биология . 5 класс

Работа №1
Раздел «Биология – наука о живом мире»
Часть 1.
При выполнении заданий с выбором ответа (1-10) обведите кружком номер правильного ответа.
1. Наука о живой природе носит название:
а) физика б) биология в) химия г) география
2. Что не является признаком живого организма:
а) дыхание б) неподвижность в) питание г) размножение
3. Какой прибор используют для изучения строения клеток:
а) телескоп б) барометр в) микроскоп г) спидометр
4. Назовите одноклеточный организм:
а) инфузория б) червь в) ландыш г) волк
5. Часть организма, которая выполняет в нём особую функцию и обладает особым строением, называют:
а) тканью б) клеткой в) веществом г) органом
6. Основными частями каждой клетки являются:
а) ядро и цитоплазма б) клеточная мембрана и ядро
в) ядро, цитоплазма и клеточная мембрана г) цитоплазма и хлоропласты

7. Растительная клетка отличается от животной клетки:
а) наличием ядра б) наличием цитоплазмы
в) наличием хлоропластов г) наличием клеточной мембраны
8. Выберите ткань животного организма:
а) механическая б) мышечная в) покровная г) образовательная
9. Найдите неорганическое вещество, входящее в состав клетки:
а) белок б) жиры в) вода г) крахмал
10. Какой учёный создал эволюционное учение, объяснил причины огромного разнообразия живых существ на нашей планете:
а) Чарлз Дарвин б) Н.И. Вавилов в) Карл Линей г) В.И. Вернадский
Часть 2.
При выполнении заданий с кратким ответом (11-13) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
11. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры под которыми они указаны. «Семья» биологических наук включает в себя:
1) ботанику 2) астрономию 3) зоологию 4) микологию 5) физику 6) географию
Ответ:

12. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры под которыми они указаны.
Какие методы изучения природы вы знаете?
1) эксперимент 2) сложение 3) наблюдение 4) сравнение 5) вычитание 6) умножение
Ответ:

13. Установите соответствие между объектами живой природы и объектами неживой природы. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Объекты природы: Природа:
А) яблоня 1) Живая природа
Б) Солнце 2) Неживая природа
В) собака
Г) камень
Д) ветер
Е) голубь
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е









14. Установите последовательность этапов деления клетки:
А) Из одной материнской клетки образуются две дочерние
Б) Удвоение хромосом
В) Деление цитоплазмы
Г) Деление ядра
Ответ:






Часть 3.
Для ответа на задание части 3 используйте дополнительный лист бумаги. На предложенный вопрос дайте развёрнутый ответ.
Какие органические вещества входят в состав живых организмов? Каким общим свойством они обладают? Каково роль органических веществ в клетке?
Работа №2
Раздел «Многообразие живых организмов»
Часть 1.
При выполнении заданий с выбором ответа (№1-№12) обведите кружком номер правильного ответа.
1.Неклеточная форма жизни характерна для:
а) бактерий б) вирусов в) грибов г) растений
2.Основная и наименьшая единица классификации живой природы:
а) вид б) род в) семейство г) царство
3.Ядро отсутствует в клетках:
а) растений б) простейших в) грибов г) бактерий
4. Выберите живой организм, который является гетеротрофом:
а) цианобактерия б) папоротник в) инфузория г) ламинария
5 . Бактерии, живущие на Земле, питаются:
а) только готовыми органическими веществами
б) только созданными ими органическими веществами
в) как готовыми, так и созданными ими органическими веществами
г) минеральными веществами
6 .В каком случае указан симбиоз бактерий с другим организмом:
а) возбудитель холеры и человека
б) сальмонелла и курица
в) возбудитель сибирской язвы и лошадь
г) клубеньковые бактерии и бобовые растения
7 .Растительная клетка отличается от животной клетки:
а) наличием ядра
б) наличием цитоплазмы
в) наличием хлоропластов
г) наличием клеточной мембраны
8. Растения, грибы, животные – это эукариоты, так как их клетки:
а) содержат хлоропласты
б) не делятся
в) не имеют ядра, а наследственное вещество не отделено от цитоплазмы
г) имеют оформленное ядро
9. Месторождения известняка могут образовывать:
а) плауны б) членистоногие в) инфузории г) морские простейшие фораминиферы
10. Выберите из списка шляпочных грибов ядовитый гриб:
а) рыжик б) бледная поганка в) белый гриб г) шампиньон
11. Как называют тело лишайника:
а) грибница б) плодовое тело в) слоевище г) микориза

12. Каково значение водорослей, входящих в организм лишайника, для жизнедеятельности этих организмов:
а) синтезируют органические вещества во время фотосинтеза
б) служат для прикрепления лишайников к земле, камням, коре деревьев
в) всасывают минеральные вещества
г) всасывают воду

Част 2.
При выполнении заданий с кратким ответом (№13-№17) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
13. Какие из растения из предложенного списка относятся к цветковым? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры. Под которыми они указаны:
1) сосна 2) спирогира 3) капуста 4) кукуруза 5) хвощ полевой 6) пшеница
Ответ:

14. Какие живые организмы имеют практическое значение для человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры. Под которыми они указаны:
1) кисломолочные бактерии 2) сорные растения 3) гриб-трутовик 4) гриб-пеницилл 5) бурая водоросль ламинария 6) грызуны (мыши, крысы)
Ответ:

15. Установите соответствие между царствами живой природы и их представителями Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Представители живой природы Царства живой природы
А) хламидомонада 1) Грибы
Б) дрожжи 2) Растения
В) мукор 3) Животные
Г) амёба
Д) мох
Е) фораминифера
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е









16. Установите соответствие между типами слоевища лишайников и их характеристикой. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Характеристика Типы слоевищ
А) имеют форму столбиков или лент 1) листоватые
Б) похожи на кору деревьев 2) кустистые
В) имеют форму пластинок 3) накипные
Ответ:
А
Б
В






17. Установите последовательность этапов брожения при получении простокваши:
А) Молоко
Б) Молочнокислые бактерии
В) Молочный сахар
Г) Простокваша
Д) Молочная кислота
Ответ:







Часть 3.
Для ответа на задание части 3 используйте дополнительный лист бумаги. На предложенный вопрос дайте развёрнутый ответ
По характеру питания грибы можно отнести к паразитам и к сапрофитам. Как питаются грибы-паразиты и грибы-сапрофиты? Приведите примеры грибов-паразитов и грибов-сапрофитов. Какие из них вы видели сами?


Работа №3
Раздел «Жизнь организмов на планете Земля»
Вариант 1
Часть 1
Объясните следующие понятия:
Клетка, цитоплазма, среда обитания, природная зона.

Часть 2
Какие утверждения верны?
1. Все организмы живой природы состоят из клеток.
2. Черви, моллюски, иглокожие, членистоногие относятся к беспозвоночным животным.
3. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери – это позвоночные животные.
4. В глубоководном сообществе широко распространены водоросли.
5. В пустыне обитают глухари, кедровки, белки, соболь.
6. К шляпочным грибам относят: дрожжи, мукор, трутовик.
7. Влажный тропический лес – самое богатое видами природное сообщество Земли.
8. Планктон – это организмы, активно плавающие в толще воды.
9. Основные природные зоны Земли – это тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса.
10. Рис выращивают в Африке.

Часть 3
Ответьте на вопросы:
1. На какие группы делят растения?
2. Какие животные относятся к беспозвоночным? Приведите примеры
3. Чем отличается водная среда от наземно-воздушной? Какие особенности строения и жизнедеятельности животных обеспечивают их обитание в водной среде?
4. Растения имеют особенности вызванные условиями жизни. Докажите на трёх примерах о приспособлении растений к условиям среды.

Часть 4.
Заполните таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах»

Условия жизни
Наземно-воздушная среда
Водная среда
Почвенная среда

Кислород




Вода




Свет




Колебания температуры









Вариант 2
Часть 1.
Объясните следующие понятия:
Оболочка, ядро, сообщество, царство живой природы.

Часть 2.
Какие утверждения верны?
1. К увеличительным приборам относят только микроскоп.
2. Все тела неживой природы и живые существа состоят из клеток.
3. Живую природу делят на два царства растения и животные.
4. Моллюски, иглокожие, членистоногие представители позвоночных животных.
5. Сообщество толщи воды включает планктон и активно плавающие организмы.
6. Различают две среды обитания – наземно-воздушную и водную.
7. Кенгуру и пингвины распространены на всех материках.
8. Распространение природных зон на Земле зависит от климата.
9. В прибрежных зонах Антарктиды встречаются мхи и лишайники.
10. Жираф с удовольствием поедает листья деревьев.

Часть 3.
Ответьте на вопросы:
1. Что общего у грибов, растений и животных?
2. Чем растения отличаются от животных?
3. Какую роль в природе играют животные? Какие связи существуют между растениями и животными?
4. Природные зоны Земли имеют разные условия для жизни живых организмов. Докажите на трёх примерах: как влияют разные условия для жизни живых организмов.

Часть 4.
Заполните таблицу «Среда обитания живых организмов»

Название среды обитания
Особенности
Виды, обитающие в среде
Приспособления организмов







Работа №4
Раздел «Человек на планете Земля»
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (№1-№7) обведите кружком номер правильного ответа.

1. К веществам, созданным человеком, не относится:
А) стиральный порошок; Б) пластмассы; В) бензин; Г) вода.

2. Радиоактивные отходы образуются при производстве:
А) атомного оружия; Б) удобрений; В) красок; Г) ядохимикатов.

3. Озоновый слой защищает Землю от:
А) переохлаждения; Б) метеоритов; В) ультрафиолетовых лучей Солнца.

4. Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, вызывает явление «парникового эффекта»:
А) кислород; Б) водород; В) углекислый газ; Г) азот.

5. К числу наиболее известных из уничтоженных человеком животных не относится:
А) морская корова; Б) зебра квагга; В) дронт; Г) морская выдра.

6. Какими действиями нельзя остановить опустынивание:
А) высадка лесов; Б) правильная распашка почвы; В) чрезмерный выпас скота.

7. Какое растение не представляет опасность для человека:
А) мухомор; Б) женьшень; В) паслен черный; Г) багульник болотный.

Часть 2.
Для ответа на задание части 2 используйте дополнительный лист бумаги. На предложенные вопросы дайте развёрнутый ответ

1. Перечислите меры, предпринимаемые человеком для сохранения биологического разнообразия планеты:

2. Что такое здоровый образ жизни?

3. Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.














Планирование исследовательской и проектной деятельности учащихся

Тема работы
Предмет
Сроки выполнения
Тип работы
(исследовательская работа, творческая работа, исследовательский проект, информационный проект и т.д.)
Форма
(коллективная, групповая, индивидуальная)
Отметка о выполнении

Что может микроскоп.
биология
2 недели
информационный проект
индивидуальная


Наблюдение за ростом и развитием растения на примере фасоли.
биология
2 недели
исследовательская работа
групповая


Живые организмы рядом со мной.
биология
2 недели
информационный проект
групповая


Сколько весит мусор.
биология
2 недели
информационный проект
индивидуальная


Сохраним богатство живого мира
биология
2 недели
информационный проект
групповая





Анализ выполнения программы 2016 – 2017 учебного года

ФИО учителя:
Предмет: биология
Класс(ы): 5 класс
Период
По плану
Фактически
Отставание
Причина
Способ устранения отставания

I полугодие
 
 
 
 
 


II полугодие
 
 
 
 
 


год
 
 
 
 
 



Выполнение практической части программы  за год:

ФИО учителя

Предмет
Лабораторные работы

Практические работы




По плану
Фактически проведено
По плану
Фактически проведено

I полугодие






II полугодие























13PAGE 15


13PAGE 14115