Кружок Умелые руки не знают скуки (декоративно-прикладное творчество)
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Горноводяновская средняя общеобразовательная школа
Дубовского муниципального района Волгоградской области
Утверждена
методическим советом
Протокол. № ___
от « » ______ 2013 г.
Утверждаю
Директор
МКОУ Горноводяновской СОШ
Семенютин В.П.
_____________________________
«____»_______________ 2013г.
Программа кружка
декоративно-прикладного искусства
на 2012- 2016 учебный год
(Программа дополнительного образования для детей 6 -10 лет)
Автор – составитель:
Моклякова А.А.,
учитель начальных классов
высшей категории
Пояснительная записка.
Направленность программы:
По целевой направленности: общественно - полезная
По тематической направленности: декоративно - прикладная
По доминирующим формам организации деятельности детей: кружковая
По характеру внесённых изменений: модифицированная
По нормативным срокам реализации: 4 года
По возрастному уровню детей, для которых предназначена программа: для младших школьников (6- 10 лет).
Актуальность.
Сегодня в стремительно обновляющемся мире уже недостаточно дать детям только определённую сумму знаний, их надо научить трудиться и умению использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Вопрос формирования трудовых навыков имеет важное значение для подготовки и адаптации детей к самостоятельной жизни. Именно на это и направлена работа декоративно – прикладного кружка «Умелые руки не знают скуки». Актуальность данной программы заключается в том, что каждый ребенок реализует свои творческие способности, развивает трудовые умения и навыки. Дается возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества (вязание, вышивание, техника изонити, мягкая игрушка, работа с бумагой, пластилином, соленым тестом, природным материалом), выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем, приобрести навыки культуры труда, первоначальные знания, умения и навыки самообслуживания.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что если ребят включить в предлагаемые им виды деятельности и они усвоят предлагаемое содержание, то это повлечет выработку мотивации к дальнейшему углублению знаний, развитию творческих способностей, к самовыражению.
Цель программы:
* обучить основам декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия;
* сформировать умения и навыки работы с разными материалами и инструментами;
* развить творческую активность и самореализацию личности учащегося;
* воспитать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.
Задачи:
Обучающие:
* познакомить с разными видами декоративно-прикладного искусства и обучить их технологиям;
* научить работать с различными инструментами и материалами, помочь
овладеть основами культуры труда;
* познакомить с правилами и нормами общения в коллективе;
Развивающие:
*развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
* развить образное и пространственное мышление, моторику рук, глазомер;
* развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;
Воспитательные:
* сформировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
* воспитать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой работе.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что дети знакомятся с видами декоративно – прикладного искусства, путешествуя по стране прикладного творчества, узнают много нового, интересного о работе с бумагой, с тканью, с природным материалом, вышивкой, с народными художественными промыслами России. Содержание курса объединено в 9 тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. На практических занятиях отрабатывают навыки работы с разными материалами и инструментами, тем самым развивается интерес к декоративно-прикладному искусству, творческое воображение и самостоятельность, прививаются умения создавать модели по образцу и авторские, навыки, необходимые в самообслуживании, в дальнейшей повседневной жизни. В течение каждого года блоки повторяются, усложняются содержание и виды работ. Тем самым поддерживается интерес детей к овладению рукоделием.
Сроки реализации программы: 4 года
Формы занятий: индивидуальные и групповые, включающие в себя организацию теоретической и практической части.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятий в 1- 2 классах – 35 минут, в 3 – 4 по 45 минут.
Ожидаемые результаты .
Личностные.
Получат первоначальный опыт трудового самовоспитания:
* научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой;
* приобретут навыки культуры труда;
* будут заложены основы социально – ценностных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные:
познавательные:
овладеют действием моделирования, рукоделия, приобретут умение применять полученные знания при изготовлении поделок;
регулятивные:
научатся принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
овладеют навыками организации своего рабочего места в зависимости от вида труда;
.коммуникативные:
приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;
Предметные:
1. Результаты первого уровня ( приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни):
Обучающиеся будут знать:
правила безопасности труда и личной гигиены;
правила пользования инструментами - ножницами, карандашом, линейкой, иглой, вязальным крючком;
различать материалы и инструменты, знать их названия (инструменты: ножницы, карандаш, линейка, кисточка, игла, вязальный крючок; материалы: листья и семена растений, бумага, картон, нитки, пластилин, проволока, фольга, опилки, пуговицы, вата, яичная скорлупа, ткань, бусины, бисер);
* знать о профессиях швеи, закройщицы, модельера;
* знать народные промыслы и ремёсла.
2. Результаты второго уровня ( опыт самостоятельной деятельности обучающихся по применению полученных знаний).
Обучающиеся будут уметь:
пользоваться инструментами (ножницами, карандашом, иголкой, кисточкой для клея);
выполнять разметку по шаблону;
выполнять операции по обработке бумаги (складывание, вырезание, склеивание);
выполнять швы «вперед иголку», «через край»;
* описывать особенности народных промысел и ремёсел;
* изготовлять модели по образцу и по замыслу.
3. Результаты третьего уровня ( получение опыта самостоятельного общественного действия):
Обучающиеся смогут решать следующие жизненно – практические задачи:
использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации:
* при оформлении своего дома и классной комнаты;
* при изготовлении подарков близким и друзьям, для инвалидов и престарелых дома-интерната малой вместимости, ветеранов войны и труда, для учителей школы, родителей;
* при изготовлении игрушечных моделей для малышей детского сада, художественно – декоративных изделий;
*при участии в творческих конкурсах.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоговые выставки детских работ. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками. Формами оценки качества работы могут быть творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение.
Учебно-тематический план.
1 класс
№
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
2
3
4
5
1
Вводное занятие.
Правила безопасности труда и личной гигиены. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.
1
1
2
2.1
2.2
Работа с природным материалом.
Разновидность природного материала. Экскурсия в лес (сбор природного материала).
Сушка и хранение. Аппликация из засушенных листьев.
Выставка детских работ: «Наш вернисаж».
0,5
1,5
2
3
3.1
3.2.
3.3.
3.4
Работа с бумагой и картоном.
Виды бумаги и картона, их свойства и назначение. Складывание и вырезание из бумаги.
Оригами. Приемы работы в технике оригами.
Аппликация. Приемы работы в технике аппликации.
Объемные игрушки из бумаги. Основы бумагопластики.
Выставка детских работ: «Удивительное превращение бумаги».
0,5
3,5
4
4
4.1
4.2
4.3
4.4
Лепка.
Основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение.
Лепка объемных поделок.
Рельефные композиции.
Технология работы с тестом. Лепка из соленого теста.
Гжельский фарфор. Конкурс на лучшую работу из пластилина или соленого теста.
1
3
4
5
5.1
5.2
5.3
5.4
Работа с нитками.
Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Простейшие приемы.
Технология изготовления кистей и помпонов. Изготовление игрушки (гусеница).
Беседа о народной игрушке (соломенной и тряпичной).
Изготовление тряпичной куклы.
Изонить. Технология работы. Выставка детских работ: «Наш вернисаж».
1
3
4
6
6.1
6.2
Традиционная народная вышивка.
История вышивки. Знакомство с Михайловской вышивкой и кружевом.
Декоративные швы: шов «вперед иголку», шов «назад иголку», «через край».Вышивание салфетки.
1
1
2
7
7.1
7.2
7.3.
Работа с тканью.
Виды тканей, их свойства и применение. Кукла- закрутка.
Клеевая плоская аппликация.
Лоскутная мозаика.
0,5
2,5
3
8
8.1
8.2
8.3
8.4.-8.5
Мягкая игрушка.
История народной игрушки. Виды мягкой игрушки. Технология выполнения мягкой игрушки.
Соединительные швы. Правила кроя и приемы набивки. Оформление.
Простейшие сувениры (игольница)
Полуобъемная мягкая игрушка. Знакомство с профессией швеи, модельера.
2
3
5
9
9.1
9.2.
Игрушки из старых вещей.
Технология изготовления игрушек из старых вещей.
Поделки- сувениры из нетрадиционных вещей.
0,5
1,5
2
10
10.1
10.2
10.3
10.4. - 10.5
Изготовление подарков, сувениров. Работа с разными материалами.
Игрушки– сувениры из кругов с подвижными деталями.
Игрушки из яичной скорлупы.
Объемные поделки из гофрированной бумаги.
Создание прихватки с использованием пуговиц.
5
5
11
Итоговое занятие.
Контроль знаний. Анализ выполненных работ. Итоговая выставка детских работ. Награждение.
·
·
·
·
·
·
Всего
8,5
24,5
33
Учебно-тематическое планирование.
1 класс
№
Тема
1
2
Кол – во
часов
Дата
1
Вводное занятие.
Правила безопасности труда и личной гигиены. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.
1
2
2.1
2.2
Работа с природным материалом.
Разновидность природного материала. Экскурсия в лес (сбор природного материала).
Сушка и хранение. Аппликация из засушенных листьев.
Выставка детских работ: «Наш вернисаж».
1
1
3
3.1
3.2.
3.3.
3.4
Работа с бумагой и картоном.
Виды бумаги и картона, их свойства и назначение. Складывание и вырезание из бумаги.
Оригами. Приемы работы в технике оригами.
Аппликация. Приемы работы в технике аппликации.
Объемные игрушки из бумаги. Основы бумагопластики.
Выставка детских работ: «Удивительное превращение бумаги».
1
1
1
1
4
4.1
4.2
4.3
4.4
Лепка.
Основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение.
Лепка объемных поделок.
Рельефные композиции.
Технология работы с тестом. Лепка из соленого теста.
Гжельский фарфор. Конкурс на лучшую работу из пластилина или соленого теста.
1
1
1
1
5
5.1
5.2
5.3
5.4
Работа с нитками.
Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Простейшие приемы.
Технология изготовления кистей и помпонов. Изготовление игрушки (гусеница).
Беседа о народной игрушке (соломенной и тряпичной). Изготовление тряпичной куклы.
Изонить. Технология работы. Выставка детских работ: «Наш вернисаж».
1
1
1
1
6
6.1
6.2
Традиционная народная вышивка.
История вышивки. Знакомство с Михайловской вышивкой и кружевом.
Декоративные швы: шов «вперед иголку», шов «назад иголку», «через край».Вышивание салфетки.
1
1
7
7.1
7.2
7.3.
Работа с тканью.
Виды тканей, их свойства и применение. Кукла- закрутка.
Клеевая плоская аппликация.
Лоскутная мозаика.
1
1
1
8
8.1
8.2
8.3
8.4.-8.5
Мягкая игрушка.
История народной игрушки. Виды мягкой игрушки. Технология выполнения мягкой игрушки.
Соединительные швы. Правила кроя и приемы набивки. Оформление.
Простейшие сувениры (игольница)
Полуобъемная мягкая игрушка. Знакомство с профессией швеи, модельера.
1
1
1
2
9
9.1
9.2.
Игрушки из старых вещей.
Технология изготовления игрушек из старых вещей.
Поделки- сувениры из нетрадиционных вещей.
1
1
10
10.1
10.2
10.3
10.4. - 10.5
Изготовление подарков, сувениров. Работа с разными материалами.
Игрушки– сувениры из кругов с подвижными деталями.
Игрушки из яичной скорлупы.
Объемные поделки из гофрированной бумаги.
Создание прихватки с использованием пуговиц.
1
1
1
2
11
Итоговое занятие. Контроль знаний. Анализ выполненных работ. Итоговая выставка детских работ. Награждение.
1
Всего
Содержание 1-го года обучения
Вводное занятие- 1 ч.
Занятие №1. Знакомство с детьми. Правила безопасности и личной гигиены на занятиях. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративно-прикладного творчества.
Работа с природным материалом- 2 ч.
Занятие № 2.1.Вводный инструктаж. Беседа о видах природного материала. Заготовка природного материала. Экскурсия в лес.
Практическая работа: – сбор природного материала (осенних листьев, семян, шишек, веточек, камушков и т.д.)
Занятие № 2.2.Рассматривание природного материала. Сушка и хранение. Инструменты и приспособления при работе. Работа с разным материалом.
Практическая работа: –изготовление панно по замыслу педагога и ребенка..
Выставка детских работ: «Наш вернисаж».
Работа с бумагой и картоном - 4 ч.
Занятие №3.1. Виды бумаги и картона, их свойства и назначение. Материалы и инструменты. Правила сгибания и складывания из бумаги.
Практическая работа: – изготовление поделок «Лодочка», «Самолетик». Испытание лодочек на воде, самолетиков - на дальность полета. Конкурс на скорость прохождения дистанции.
Занятие № 3.2.Беседа об искусстве оригами. Приемы работы в технике оригами.
Практическая работа: – изготовление поделок «Тюльпан», «Чертенок», «Лягушка», «Пароходик».
Занятие № 3.3. Понятие «аппликация». Правила пользования трафаретами, шаблонами и ножницами. Резание по прямой, по косой, по кругу. Вырезание геометрических фигур и картинок. Виды клея, их свойства и применение. Способы и правила склеивания. Отработка навыков склеивания. Беседа «Жостовские подносы».
Практическая работа:- изготовление панно «Жостовские подносы» из симметрических фигур.
Занятие № 3.4. Объемные игрушки из бумаги. Игрушки из полосок бумаг. Понятие «квиллинг». Основные приемы работы в технике «квиллинг».
Практическая работа:- изготовление елочных игрушек, подвесок; украшений для карандаша.
Выставка детских работ: «Удивительное превращение бумаги».
Лепка – 4 ч.
Занятие № 4.1. Знакомство с материалом (пластилин) и основными приемами лепки: скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, сгибанием, присоединением.
Практическая работа:- лепка овощей, фруктов, посуды.
Занятие № 4. 2. Закрепление основных приемов лепки.
Практическая работа: выполнение рельефной композиции (контурной без заполнения фона).
Занятие № 4.3. Знакомство с соленым тестом. Материалы и инструменты, необходимые для работы с тестом. Приготовление, замешивание и хранение теста. Сушка готовых изделий. Беседа о гжельском фарфоре. Знакомство с технологией лепки посуды.
Практическая работа: упражнение в изготовлении базовых форм: шар, круглая и овальная лепешка, валик, колбаска, косичка, баранка.
Занятие № 4.4. Выпечка. Окраска изделий из теста. Работа с различными приспособлениями.
Практическая работа: изготовление сувениров-магнитов на холодильник («Сердечко», «Подкова», «Рог изобилия» - по выбору учащихся).
Конкурс на лучшую работу из пластилина или соленого теста.
Работа с нитками-4 ч.
Занятие № 5.1.- 5.2. Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Простой узел («калач»). Технология изготовления кистей и помпонов из ниток.
Практическая работа: коллективное изготовление гусеницы из моточка ниток.
Занятие № 5.3. Беседа о народной игрушке (соломенной и тряпичной).
Практическая работа: изготовление куклы из ниток («мартинички»).
Занятие № 5.4. Изонить. Беседа «Что такое ниткопись?» Инструменты и материалы, необходимые для работы в технике изонити. Знакомство с подготовкой и технологией работы с нитками (изображение углов, кругов). Техника безопасности при работе с ножницами, иголкой.
Практическая работа: изображение углов, кругов на картоне; выполнение аппликации «грибок», «домик».
Выставка детских работ: «Наш вернисаж».
Традиционная народная вышивка – 2 ч.
Занятие № 6.1. История вышивки. Знакомство с Михайловской вышивкой и кружевом. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с иглой. Отработка навыка вдевания нитки в иголку и завязывания узелка. Декоративные швы: шов «вперед иголку», шов «назад иголку» на картонном трафарете.
Занятие № 6.2. Вышивание салфетки простейшими декоративными швами. Отработка навыков выполнения декоративных швов («вперед иголку», «назад иголку») на материале. Способы закрепления нитки на ткани без узелка. Декоративная бахрома.
Работа с тканью - 5 ч.
Занятие № 7.1. Виды тканей, их свойства и применение. Техника безопасности при работе с тканью. Отработка навыков резания по ткани. Знакомство с историей тряпичной куклы-скрутки.
Практическая работа: изготовление куклы-раскрутки и одежды для нее.
Занятие № 7.2. Клеевая плоская аппликация на ткани. Картинка по выбору.
Занятие № 7.3. Лоскутная мозаика. Знакомство с технологией лоскутной мозаики. Закрепление пройденного.
Практическая работа: изготовление коврика, одеяла для куклы из разных кусочков ткани.
Выставка детских работ: «Наш вернисаж».
Мягкая игрушка - 5 ч.
Занятие № 8.1. Беседа об истории народной игрушки. Виды мягкой игрушки. Знакомство с процессом выполнения мягкой игрушки. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления мягкой игрушки. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.
Занятие № 8.2. Отработка навыков раскроя деталей игрушки; соединительных швов «вперед иголка», «строчка», «через край», «обметочный».
Практическая работа: изготовление тряпичного мячика.
Занятие № 8.3. Изготовление игольницы по выбору («цветочек», «сердечко», «подушечка» и т.д.)
Занятие № 8.4.-8.5. Изготовление мягкой полуобъемной игрушки по выбору («Мишка», «Зайчик», «Котик»).
Знакомство с профессией швеи, модельера. Выставка детских работ: «Наш вернисаж».
Игрушки из старых вещей – 2 ч.
Занятие № 9.1. Знакомство с процессом изготовления игрушек из старых вещей.
Практическая работа: изготовление декоративной подушки из старого свитера.
Занятие № 9.2. Изготовление кукол из варежек и перчаток. Закрепление пройденного.
Изготовление сувениров, подарков - 6ч.
Занятие № 10.1. Изготовление игрушек – сувениров из кругов с подвижными деталями для дошкольников детского сада.
Занятие № 10.2. Веселые поделки из яичной скорлупы. Знакомство с технологией изготовления игрушек из яичной скорлупы.
Занятие № 10.3-10.4. Изготовление объемных цветов с использованием разного материала.
Занятие № 10.5. Изготовление подставки под горячее для мамы с использованием плотной ткани и пуговиц. Знакомство с технологией пришивания пуговиц. Техника безопасности.
Итоговое занятие – 1 ч.
Подведение итогов. Контроль знаний. Анализ выполненных работ. Итоговая выставка детских работ. Награждение.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Учебно-тематический план.
2 класс
№
Тематический блок
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
2
3
4
5
1
Вводное занятие.
Повторение материала 1-го года обучения. Знакомство с программой. Инструктаж техники безопасности труда и личной гигиены.
1
1
2
2.1
2.2
Работа с природным материалом.
Работа со свежими цветами и сухоцветом.
Флористика. Направление и стили флористики. Аранжировка цветов. Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях (экскурсия в лес).
Законы композиции и цветоведения. Основа для флористических композиций и панно. Изготовление из цветов картины. Конкурс на лучшую работу.
Выставка детских работ: «Чудо природы».
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Работа с бумагой и картоном.
Моделирование из бумаги (модель самолета, вертолета). Испытание на дальность полета. Конкурс на самую лучшую модель.
Азбука оригами (повторение и закрепление). Конструирование цветов по типу оригами.
Виды аппликаций (плоскостная и объемная). Технология изготовления игрушек-сувениров из кругов с подвижными деталями. Игрушки из кругов с подвижными деталями.
Объемная аппликация. Игрушки на основе конуса, цилиндра, пирамиды.
Конкурс на самую лучшую поделку.
Выставка детских работ: «Удивительное превращение бумаги».
0,5
3,5
4
4
4.1
4.2. - 4.3
4.4
Лепка.
Работа с пластилином. Панно с использованием пластилина и природного материала.
Работа с глиной. Полхов-Майданские матрешки. Основные приемы работы с глиной. Сушка. Роспись изделия из глины.
Лепка из глины. Лепка животных. Роспись.
Лепка из соленого теста. Изготовление подсвечника.
Украшения из соленого теста.
Конкурс на лучшую работу. Выставка детских работ «В мире прекрасного».
1
3
4
5
5.1
5.2.
5.3.
5.4.
Работа с нитками.
Изонить. Что и как делают из ниток. Изображение углов и окружностей. Техника безопасности с иглой. Панно в технике изонити.
Работа с нитками. Для чего нужны нитки. Технология изготовления кокона. Декоративная отделка изделий.
Игрушки из коконов.
Технология изготовления помпонов. Игрушки из помпонов.
Традиционная народная вышивка. Из истории рукоделия. «Тамбурный» шов. Выбор ткани и ниток для вышивания. Вышивание салфетки.
1
3
4
6
6.1. - 6.2
6.3.-6.4
6.5
Работа с тканью.
Что могут нитка и иголка? Шитье. Виды швов («ручные», «соединительные», «закрепляющие»). Изготовление игольницы.
Основные секреты пришивания пуговиц. Панно из пуговиц.
Лоскутная мозаика. Шитье из квадратов и треугольников. Декоративная отделка.
1
4
5
7
7.1
7.2.-7.3.
7.4.-7.5
7.6. - 7.7
Мягкая игрушка.
Плоская мягкая игрушка. Основа. Выкройка. Раскрой. Оформление. Техника безопасности с иглой и ножницами.
Полуобъемная мягкая игрушка. Сходство и различие между плоской и полуобъемной мягкой игрушкой.
Объемная мягкая игрушка. Выбор модели. Подбор ткани. Изготовление выкроек. Раскрой. Сметывание деталей. Пошив. Набивка и отделка.
Игрушки из старых вещей.
Выставка детских работ: «В мире прекрасного».
2
5
7
10
10.1.
10.2. - 10.3.
10.4. –10.5.
Работа с разными материалами.
Изготовление подсвечника.
Изготовление брелков.
Изготовление баночки, подставки для цветов.
5
5
11
Итоговое занятие.
Контроль знаний. Анализ выполненных работ. Итоговая выставка детских работ. Награждение.
0,5
1,5
2
Всего
7,5
26,5
34
Учебно-тематическое планирование.
2 класс
№
Тематический блок
Кол-во часов
Дата
1
2
3
4
1
Вводное занятие.
Повторение материала 1-го года обучения. Знакомство с программой. Инструктаж техники безопасности труда и личной гигиены.
1
2
2.1
2.2
Работа с природным материалом.
Работа со свежими цветами и сухоцветом.
Флористика. Направление и стили флористики. Аранжировка цветов. Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях (экскурсия в лес).
Законы композиции и цветоведения. Основа для флористических композиций и панно. Изготовление из цветов картины. Конкурс на лучшую работу.
Выставка детских работ: «Чудо природы».
1
1
3
3.1
3.2
3.3
3.4
Работа с бумагой и картоном.
Моделирование из бумаги (модель самолета, вертолета). Испытание на дальность полета. Конкурс на самую лучшую модель.
Азбука оригами (повторение и закрепление). Конструирование цветов по типу оригами.
Виды аппликаций (плоскостная и объемная). Технология изготовления игрушек-сувениров из кругов с подвижными деталями. Игрушки из кругов с подвижными деталями.
Объемная аппликация. Игрушки на основе конуса, цилиндра, пирамиды.
Конкурс на самую лучшую поделку.
Выставка детских работ: «Удивительное превращение бумаги».
1
1
1
1
4
4.1
4.2. - 4.3
4.4
Лепка.
Работа с пластилином. Панно с использованием пластилина и природного материала.
Работа с глиной. Полхов-Майданские матрешки. Основные приемы работы с глиной. Сушка. Роспись изделия из глины.
Лепка из глины. Лепка животных. Роспись.
Лепка из соленого теста. Изготовление подсвечника.
Украшения из соленого теста.
Конкурс на лучшую работу. Выставка детских работ «В мире прекрасного».
1
2
1
5
5.1
5.2.
5.3.
5.4.
Работа с нитками.
Изонить. Что и как делают из ниток. Изображение углов и окружностей. Техника безопасности с иглой. Панно в технике изонити.
Работа с нитками. Для чего нужны нитки. Технология изготовления кокона. Декоративная отделка изделий.
Игрушки из коконов.
Технология изготовления помпонов. Игрушки из помпонов.
Традиционная народная вышивка. Из истории рукоделия. «Тамбурный» шов. Выбор ткани и ниток для вышивания. Вышивание салфетки.
1
1
1
1
6
6.1. - 6.2
6.3.-6.4
6.5
Работа с тканью.
Что могут нитка и иголка? Шитье. Виды швов («ручные», «соединительные», «закрепляющие»). Изготовление игольницы.
Основные секреты пришивания пуговиц. Панно из пуговиц.
Лоскутная мозаика. Шитье из квадратов и треугольников. Декоративная отделка.
2
2
1
7
7.1
7.2.-7.3.
7.4.-7.5
7.6. - 7.7
Мягкая игрушка.
Плоская мягкая игрушка. Основа. Выкройка. Раскрой. Оформление. Техника безопасности с иглой и ножницами.
Полуобъемная мягкая игрушка. Сходство и различие между плоской и полуобъемной мягкой игрушкой.
Объемная мягкая игрушка. Выбор модели. Подбор ткани. Изготовление выкроек. Раскрой. Сметывание деталей. Пошив. Набивка и отделка.
Игрушки из старых вещей.
Выставка детских работ: «В мире прекрасного».
1
2
2
2
10
10.1
10.2. - 10.3.
10.4. –10.5.
Работа с разными материалами.
Изготовление подсвечника.
Изготовление брелков.
Изготовление баночки, подставки для цветов.
1
2
2
11
Итоговое занятие.
Контроль знаний. Анализ выполненных работ. Итоговая выставка детских работ. Награждение.
·
·
·
Всего
34
Содержание 2-го года обучения
Вводное занятие- 1 ч.
Занятие №1.1.Повторение материала 1-го года обучения, знакомство с программой 2-го года обучения. Инструктаж техники безопасности и личной гигиены на занятиях.
Работа с природным материалом- 2 ч.
Работа со свежими цветами и сухоцветом
Занятие № 2.1. Беседа «Что такое флористика. Направление и стили флористики». Инструменты, оборудование, материалы, приспособления, аксессуары для аранжировки цветов. Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях: высушивание на воздухе, в микроволновой печи, при помощи осушителей.
Практическая работа: – сбор природного материала (осенних листьев, семян, цветов, сухоцветов, веточек и т.д.)
Занятие №2.2. Законы композиции и цветоведения. Выполнение эскизов цветочных композиций в соответствии с законами цветоведения и композиции. Основы для флористических композиций и панно.
Практическая работа: – создание картины из цветов для учителей – ветеранов родной школы. Конкурс на лучшую работу.
Работа с бумагой и картоном – 4 ч.
Занятие №3.1. Моделирование из бумаги.
Практическая работа: изготовление модели самолетов, вертолета. Испытание на дальность полета. Конкурс на самую лучшую модель.
Занятие № 3.2. Азбука оригами (повторение и закрепление). Приемы изготовления поделок в технике оригами. Конструирование цветов по типу оригами.
Занятие № 3.3. Виды аппликаций ( плоскостная и объемная). Технология изготовления игрушек-сувениров из кругов с подвижными деталями.
Практическая работа: изготовление игрушек из кругов с подвижными деталями.
Занятие № 3.4. Объемная аппликация.
Практическая работа: изготовление игрушек на основе конуса, цилиндра, пирамиды. Конкурс на самую лучшую поделку.
Выставка детских работ: «Удивительное превращение бумаги».
Лепка – 4 ч.
Работа с пластилином
Занятие №4.1. Повторение и закрепление пройденного.
Практическая работа:- изготовление панно с использованием пластилина и различных по виду и форме семян.
Работа с глиной
Занятие №4.2.- 4.3. Беседа «Полхов-Майданские матрешки». Заготовка материала. Основные приемы работы. Лепка из глины по выбору учащихся. Сушка. Роспись изделия.
Практическая работа: лепка матрешки из глины.
Соленое тесто
Занятие № 4.4. Основные этапы работы с соленым тестом (повторение). Лепка украшений из соленого теста. Отработка и закрепление основных приемов лепки.
Практическая работа: лепка подсвечников для проведения праздников в кругу семьи; роспись.
Конкурс на лучшую работу. Выставка детских работ «В мире прекрасного».
Работа с нитками-4 ч.
Изонить
Занятие № 5.1. Беседа «Из чего и как делают нитки?» Изонить. Изображение углов и окружностей (повторение пройденного). Техника безопасности с иглой.
Практическая работа: изготовление панно в технике изонити. Замысел по выбору учащихся.
Работа с нитками
Занятие № 5.2. Беседа «Для чего нужны нитки?» Изготовление игрушек их нитяных коконов. Технология изготовления кокона. Декоративная отделка изделий.
Практическая работа: игрушка из «коконов».
Занятие № 5.3. Изготовление игрушек для малышей детского садика из помпонов , коконов «Цыпленок», «Снеговик» и др. (по выбору учащихся)
Традиционная народная вышивка
Занятие № 5.4. Беседа «Из истории рукоделия». Знакомство с «тамбурным » швом. Закрепление ранее изученных швов. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. Техника безопасности при работе с иглой.
Практическая работа: - выполнение образцов; вышивание салфетки.
Работа с тканью - 5 ч.
Занятие №6.1. Беседа «Что могут нитка и иголка?» Учимся шить. Знакомство с видами швов («ручные» , «соединительные», «закрепляющие» швы). Отработка навыков резания по ткани и шитья изученными швами.
Занятие № 6.2. Знакомство с правилами шитья. Изготовление игольницы «Крокодильчик».
Занятие № 6.3.- 6.4. Учимся пришивать пуговицы. Основные секреты.
Практическая работа: изготовление панно из пуговиц и кусочков ткани.
Занятие № 6.5.Лоскутная мозаика. Шитье из квадратов и треугольников. Декоративная отделка.
Практическая работа: изготовление панно из разных кусочков ткани (по выбору учащихся).
Мягкая игрушка - 7 ч.
Занятие № 7.1. Технология выполнения плоской мягкой игрушки. Основа для плоской мягкой игрушки. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.
Практическая работа: выбор и изготовление выкройки плоской мягкой игрушки. Подбор ткани. Изготовление картонной основы. Раскрой ткани. Сметывание деталей. Пошив игрушки. Оформление.
Занятие № 7.2.-7.3. Технология изготовления полуобъемной мягкой игрушки по выбору. Сходство и различие плоских и полуобъемных игрушек.
Практическая работа: выбор модели игрушки. Подбор ткани. Изготовление выкроек. Раскрой. Сметывание деталей. Декоративная отделка.
Занятие №7.4.-7.5. Технология изготовления объемной игрушки.
Практическая работа: объемная игрушка.
Занятие №7.6 .-7.7. Изготовление игрушек из старых вещей.
Выставка детских работ: «В мире прекрасного».
Изготовление сувениров, подарков – 5 ч.
Занятие № 8.1. Изготовление подсвечника для свечи для празднования праздников, используя разный материал.
Занятие №8.2.- 8.3. Изготовление брелков с использованием пуговиц, бус, бисера.
Занятие № 8.4.-8.5. Изготовление баночки, подставки для цветов.
Итоговое занятие – 2 ч.
Подведение итогов. Контроль знаний. Анализ выполненных работ. Итоговая выставка детских работ. Награждение
Учебно-тематический план.
3 класс
№
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Итог
1
2
3
4
5
6
1
Вводное занятие.
Повторение материала 2-го года обучения, знакомство с программой 3-го года обучения.
1
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Работа с природным материалом.
Флористика. Основные приемы работы. Панно из сухоцветов.
Дерево из сухоцветов. Коллективная работа.
Поделки из природного материала. Конкурс на лучшую работу.
Рамки для фотографий с использованием ракушек, мелких камушек.
Композиция (панно) из разных материалов по выбору учащихся. Выставка детских работ: «Чудо природы».
0,5
0,5
3.5
0,5
1
1
1
1
1
5
3
3.1
3.2.
3.3.
3.4
3.5
3.6
3.7.
3.8
3.9
3.10
Работа с бумагой и картоном.
Панно «Домашние животные» (оригами). Коллективная работа.
Цветочная композиция в технике оригами.
Игрушки на основе конуса, цилиндра, пирамиды. Конкурс на самую лучшую поделку.
Объемная открытка по выбору обучающихся.
Основные приемы работы в технике «квиллинг» (повторение и закрепление). Основные формы спиралей. Украшения из бумаги.
Объемная открытка в технике квиллинг.
Игрушки-гармошки. Коллективная работа «Разноцветная стайка».
Моделирование из бумаги. Модель весов. Взвешивание небольших предметов.
Модель часов с квадратным или круглым циферблатом по выбору. Упражнение в определении времени.
Модель ракеты. Конкурс на самую лучшую модель. Испытание на дальность полета.
Выставка детских работ: «Удивительное превращение бумаги».
1,5
0,5
0,5
0,5
7,5
0,5
1
0,5
1
0,5
1
1
1
1
1
1
10
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
Лепка.
Дымковская игрушка. Беседа «История промысла». Технология изготовления дымковской игрушки. Дымковские узоры.
Лепка и роспись дымковского коня (барана, козлика). Лепка из глины.
Беседа «Как сделать соленое тесто послушным». Окраска и лакировка изделий из теста. Лепка из соленого теста букв алфавита.
Лепка объемных фигур. Натюрморт.
Конкурс на лучшую работу.
Итоговое занятие. Составление альбома «Дымковская игрушка». Выставка детских работ «В мире прекрасного».
1
0,5
0,5
3
0,5
1
0,5
1
1
1
5
5
5.1
5.2.
5.3
5.4
5.5.
5.6-5.7
Работа с нитками.
Изонить. Изображение снежинки.
Композиция в технике изонити «Цветы».
Игрушки из помпонов на тему: Овощи. Игрушки-сувениры из помпонов по выбору обучающихся.
Декоративная отделка одежды. Украшение из помпонов и кистей.
Кукла из моточка ниток. Плетение косичек. Пошив одежды для куклы.
Беседа «Вышивка: история и современность». Знакомство с вышивкой крестом. Материалы и приспособления. Схематическое изображение узора. Техника безопасности при работе с иглой.
Выставка детских работ: «Наш вернисаж».
1
0,5
0,5
5,5
0,5
1
1
1
1
1
0,5
0,5
7
6
6.1
6.2
6.3
Работа с тканью.
Прихватка для мамы. Декорирование изделия разными материалами.
Мех и ткани для пошива мягкой игрушки. Изготовление из меха карандашницы.
Плоская мягкая игрушка «Малыш».
0
3
1
1
1
0
3
7
7.1
7.2
Декупаж.
Техника декорирования «Декупаж». Материалы и инструменты. Декорирование тарелочки.
Декупаж на стекле. Декорирование стаканчика, вазы, кувшина.
1
1
1
1
0
2
8
Итоговое занятие.
Контроль знаний. Анализ выполненных работ. Итоговая выставка детских работ. Награждение.
·
·
·
·
Всего
6
23,5
4,5
34
Учебно-тематическое планирование.
3 класс
№
Тема
Количество часов
Дата
1
2
3
4
1
Вводное занятие.
Повторение материала 2-го года обучения, знакомство с программой 3-го года обучения. Инструктаж техники безопасности и личной гигиены на занятиях.
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Работа с природным материалом.
Флористика. Основные приемы работы (повторение и закрепление). Панно из сухоцветов.
Дерево из сухоцветов. Коллективная работа.
Поделки из природного материала. Конкурс на лучшую работу.
Рамки для фотографий с использованием ракушек, мелких камушек.
Композиция (панно) из разных материалов по выбору учащихся. Выставка детских работ: «Чудо природы».
1
1
1
1
1
3
3.1
3.2.
3.3.
3.4
3.5
3.6
3.7.
3.8
3.9
3.10
Работа с бумагой и картоном.
Приемы изготовления поделок в технике оригами. Панно «Домашние животные» (оригами). Коллективная работа.
Цветочная композиция в технике оригами.
Игрушки на основе конуса, цилиндра, пирамиды. Конкурс на самую лучшую поделку.
Объемная открытка по выбору обучающихся. Изготовление открыток к празднику для родных.
Основные приемы работы в технике «квиллинг» (повторение и закрепление). Основные формы спиралей. Украшения из бумаги.
Объемная открытка в технике квиллинг.
Игрушки-гармошки. Коллективная работа «Разноцветная стайка».
Моделирование из бумаги. Модель весов. Взвешивание небольших предметов.