Планирование по русскому языку на тему Разносклоняемые имена существительные

Краткосрочное планирование по русскому языку 10 класс
19.11.2015
Наименование урока
Разносклоняемые имена существительные

Общие цели
- познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, их особенностями склонения, правописания.

Ожидаемые результаты
умеют находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные

Ключевые идеи
10 существительных ср. рода на –мя, существительного м. р. путь

Источники
Статья в учебнике, схемы.

Материалы и оборудование
компьютер, проектор, экран, флипчарты, маркеры, магниты, доска


Ход занятия

Этапы проведения урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащегося

Оргмомент. Приветствие Установление благоприятного климата и доверительного настроя на ход урока
3 мин
Учитель с доброжелательным настроем приветствует учащихся

Учащиеся настраиваются на урок




Этап актуализация опорных знаний
10мин
Мозговой штурм – А что такое склонение? Сколько   типов склонения  в русском языке  у имён  существительных? – Какие слова  относятся к 1 склонению? Приведите свои примеры. – Какие слова  относятся ко  2 склонению? Приведите свои примеры. – Какие слова  относятся к  3 склонению? Приведите свои примеры. Проверка домашнего задания Упр. 157, с.87-88.
Ребята отвечают на вопросы.








Взаимооценивание

Этап изучения нового материала
5 мин
Работа с фразеологизмами - Зачем мы изучаем склонение имён существительных? Где нам это пригодится? - Узнай фразеологизмы.  – Ею нельзя разлить неразлучных  друзей?  – Его проглатывают, упорно не желая говорить?  – Не ударить в это лицом? (Грязь) - Определите склонение - В Стране «Существительное» много есть тайн, которые нам предстоит отгадать  и открыть. – А к какому склонению относится слово путь? Почему? – Что мы должны написать в окончании?  – Почему же написание окончания в этом слове не подчиняется правилу? Работа по группам - Давайте решим эту  задачу, используя нашу опорную таблицу, просклоняем слово путь (1 вариант), слово время (2 вариант). Вы работаете в тетради. – Сравните его окончания с окончаниями разных склонений. Найдите общее. Какое склонение считаем его своим? - Можем мы отнести это слово к какому-то одному склонению?  - Такое слово называется разносклоняемое! Итак, мы сделали с вами открытие?  Лексическая разминка
– Ребята, значения каких слов вам не понятно? (Бремя, стремя, темя.) – Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение? («Толковый словарь»). – Объясните значение



Водой

Язык Грязь






Склоняют слово путь (1группа), слово время (2 группа).




- Д: Р., Д., П. п. склоняются по 3 скл., а Т.п. по 2 скл. 
Нет. 

- Да. Мы открыли разносклоняемые существительные. 

Этап первичного закрепления знаний
7 мин
- Но на этом наши открытия не закончились. Поэкспериментируем? Творческая работа Гореть синим пламе__, под брем_нем забот, без роду и плем_н__, до поры до врем н___, со врем__н царя Гороха, называть вещи своими им_нами_, в кои-то врем на. – Известны вам эти выражения, а как они называются? – Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы? В них есть разносклоняемые существительные.  – Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? 
Устно 1группа упр.130; 2 группа упр.131,с.71-72.








«Фразеологический словарь»

Разминка
3 мин
Австралийский дождь.


Этап подведения итогов урока.

Рефлексия
10 мин
Выполнение письменно Упр.164;165; с.90 (по выбору) “Метод пяти пальцев”. М(мизинец) – мыслительные процессы.
– Какие знания, ты получил на уроке? Б(безымянный) – близость к цели.
– Что сегодня я делал и достиг? С(средний) – помощь, услуга.
– Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников? У(указательный) – физическая форма.
– Что я сегодня сделал для своего здоровья? Б(большой) – состояние духа.
Самооценивание
В стародавнее древнее ВРЕМЯ В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое ПЛЕМЯ Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –
Необразованное было это ПЛЕМЯ.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их БРЕМЯ забот,
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.
Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ,
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.

Оценивание
4 мин
Формативное оценивание
                    

Домашнее задание
3 мин
Упр. 166; 167 с.91-92. От доброго семени – добрый поступок. Как Вы понимаете?(Ответы детей) - От того, как Вы работали на уроке, будет и зависеть результат вашего домашнего задания. Удачи! Спасибо за урок!!!
..
Ответы детей..



15