Урок литературного чтения Я.Аким Мой брат Миша


Тема: «Каким должен быть старший брат. Яков Аким «Мой брат Миша»
1 класс
Образовательная система «Перспектива»
Урок разработан с учётом требований ФГОСПродолжительность урока 40 минут
Учитель: Панова Елена Викторовна
Цель: формирование умения соотносить поступки героев с нравственными нормами, давать объективную оценку поступкам героев и своим собственным на основе анализа текста в совместной учебно-познавательной деятельности.
Планируемые предметные результаты: строить речевое высказывание в устной форме при анализе стихотворения; определять главную мысль и тему стихотворения; читать выразительно, придерживаясь требований к выразительному чтению.
Планируемые личностные результаты: соотносить поступки героев предложенных книг с нравственными нормами, давать объективную оценку своим поступкам; осознавать значимость данного умения.
Планируемые метапредметные результаты: прогнозировать тему произведения, опираясь на содержание рисунков; формулировать учебные задачи, опираясь на предложенную модель («знать», «уметь»); объективно оценивать своё чтение и чтение товарищей по заданным критериям.
Этап урока/учебная ситуация Результат этапа Цель этапа Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога Действия обучающегося
Самоопределение к деятельности. Орг. момент.
(2 мин) Формальная готовность к уроку. Самоконтроль. Формирование ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности. -Урок литературного чтения.
- Что должно лежать на парте?
- Поднимите руку те, кто правильно подготовился к уроку? Выполняют самооценку по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, аккуратность расположения предметов на парте.
Актуализация знаний, мотивация.
(3 мин) Вести диалог в учебной ситуации при обсуждении книжной выставки; ориентироваться в книге по обложке; соотносить поступки героев предложенных книг с нравственными нормами; сравнивать книги по теме и находить лишнюю из ряда предложенных. Формирование умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанных книг, объединенных одной темой, по названию и обложке;
способствовать формированию самооценки своих поступков. 1 слайд
- Какой общей темой объединены эти книги?
- Какую книгу из этого ряда можно исключить? Почему?
- Поднимите руку те, кто является старшим братом в семье. Есть среди вас такие, кто, бывает, проявляет малодушие, как Игорь из произведения «Фантазёры»: подставляет своих сестёр и братьев? - Темой отношения сестёр и братьев в семье.
- Н. Носов «Фантазёры» - старший брат обидел сестру.
(Дети дают самооценку своим поступкам по отношению к своим младшим братьям или сёстрам)
Постановка учебной задачи.
(4 мин) Прогнозировать тему стихотворения, опираясь на содержание рисунков (кадров киноплёнки) к стихотворению; формулировать учебные задачи, опираясь на предложенную модель («знать», «уметь») Формирование ценностного отношения к умению прогнозировать тему произведения и формулировать учебные задачи. - Откройте учебник на с. 85. Посмотрите на 2 и 3 кадры киноплёнки. Как вы думаете, какую тему раскрывает автор в стихотворении, которое мы будем сегодня читать?
- Почему вы так думаете?
- Рассмотрите ещё раз 2 и 3 кадры. Что можете сказать о том, как общаются старший и младший братья?
- Как называется стихотворение? Автор?
- Итак, что вы узнаете на этом уроке?
-Чтобы понять мысль автора, мы будем анализировать стихотворение. Какие задачи мы поставим перед собой при анализе стихотворения?
2 слайд
- Тема взаимоотношения в семье старшего и младшего братьев.
- Они всегда вместе. Старший оберегает младшего ( кушают вместе, чистят зубы…)
- Яков Аким «Мой брат Миша»
- Каким, по мнению автора стихотворения, должен быть старший брат.
- Будем учиться определять тему и главную мысль стихотворения, читать выразительно, оценивать чтение товарищей, поступки, чтобы узнать, каким должен быть старший брат.
Решение 1-ой учебной задачи.
( 5 мин) Строить речевое высказывание в устной форме при анализе стихотворения; определять главную мысль и тему стихотворения; осознавать ценность внимательного рассмотрения иллюстраций к произведению; давать объективную оценку своим поступкам. Формирование понимания причины успеха в определении темы и главной мысли произведения, способности к самооценке своих поступков; установка на верный выбор позиции в будущем через проявление себя в настоящем. - Прочитайте стихотворение. Определите его тему, т. е. ответьте на вопрос, о чём это стихотворение.
- Что помогло вам верно прогнозировать тему стихотворения?
- В какой строфе – характеристика старшего брата?
- Итак, каким должен быть старший брат?
- В какой строчке говорится о том, как относится герой к младшему брату?
- Найдите в тексте слова, показывающие проявление любви старшего брата к младшему.
- Какие кадры киноплёнки относятся к этим строчкам? Для чего на кадре – солнышко?
- Итак, какова главная мысль стихотворения, т.е. что хотел донести автор до читателей?
-Кто согласен с мнение автора?
- Закончите высказывание:
3 слайд
Если ты сейчас нежный, заботливый брат, то в будущем будешь хорошим… и … .- Поднимите руку, к кому из вас подходит это высказывание?
- Тема стихотворения «Взаимоотношения в семье брата и сестры…»
- Мы внимательно рассмотрели кадры киноплёнки.
- В последней строфе.
- Не должен обижать младшего брата, быть терпеливым по отношению к его поступкам, потому что младший ещё не понимает, что можно, а что нельзя…
- В последней строчке «И я его люблю».
- Называет ласково «рыжий». Называет не словом «брат», а «братик», «братишка».
- Младший брат похож на солнышко: такой же рыжий.
- Старший брат, по мнению автора, должен любить, оберегать младшего, проявлять по отношению к нему заботу.
- Если ты сейчас нежный, заботливый брат, то в будущем будешь хорошим мужем и отцом.
Решение 2-ой учебной задачи.
Применение алгоритма на практике
( 5 мин) Отличать прозаический текст от стихотворного, аргументировать свой ответ; выделять решённые и нерешённые учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно готовить текст для выразительного чтения по заданному алгоритму; учитывать мнение товарища при работе в паре; объективно оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки.Формирование ценностного отношения к совместному выполнению задания по алгоритму, способности к самооценке и корректировке своих действий. - В какой форме написан текст: в прозаической или стихотворной?- Докажите.
- Найдите рифмующиеся слова.
- Чему вы должны учиться на сегодняшнем уроке?
- Полностью ли решили мы данную задачу?
- Как нужно подготовиться к выразительному чтению?
- Самостоятельно в парах подчеркните слова, на которые падает логическое ударение, определите паузы и нужную интонацию.
- Проверим правильность выполнения задания. Я читаю, вы внимательно следите, верно ли поставили логическое ударение, определили паузы. У кого всё верно, поднимите зелёный карандаш, у кого 1-2 ошибки – жёлтый карандаш, у кого более 2-х ошибок – красный карандаш.
- Это стихотворение.
- Рифма, оформление строки с заглавной буквы.
- Определять тему и главную мысль стихотворения, читать выразительно, оценивать чтение товарищей.
- Мы ещё не читали выразительно, не оценивали чтение товарищей.
- Поставить логическое ударение (подчеркнуть слова), определить паузы (II – точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие; I – запятая, точка с запятой, двоеточие 4 слайд), нужную интонацию.
Работа в парах.
Самооценка выполненной работы.
Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике)
( 15 мин)
Читать выразительно хором, квартетом, трио, дуэтом, по одному, придерживаясь требований к выразительному чтению; объективно оценивать своё чтение и чтение товарищей по заданному алгоритму. Формирование ценностного отношения к совместному выполнению задания по алгоритму, способности к самооценке и оценке чтецов по заданному алгоритму. - Как нужно читать стихотворение?
- Чтение хором по данному алгоритму. Не забываем при этом слушать друг друга, чтобы наши голоса сливались в один голос.
- Оцените своё чтение по данному плану. Если 6 «+», поднимите зелёный карандаш, если 4-5 «+» - жёлтый карандаш, если менее 4 «+» - красный карандаш
- Чтение квартетом.
- Оцените своё чтение по данному плану. Если 6 «+», поднимите зелёный карандаш, если 4-5 «+» - жёлтый карандаш, если менее 4 «+» - красный карандаш
- Чтение трио.
- Оцените своё чтение по данному плану. Если 6 «+», поднимите зелёный карандаш, если 4-5 «+» - жёлтый карандаш, если менее 4 «+» - красный карандаш
- Чтение дуэтом.
- Оцените своё чтение по данному плану. Если 6 «+», поднимите зелёный карандаш, если 4-5 «+» - жёлтый карандаш, если менее 4 «+» - красный карандаш
- Выразительное чтение по одному у доски. Жюри оценивает чтение по данному плану. Не забываем начинать анализ чтеца с удачных моментов. Критерии оценивания перед вами. - С чувством.
Соблюдать нужную интонацию.
Правильно выдерживать паузы.
Правильно ставить логическое ударение.
Выделять голосом особые места.
При чтении не делать ошибок в словах. 5 слайд
Дети читают хором.
Читают одновременно 4 ребёнка.
Читают одновременно 3 ребёнка.
Читают одновременно 2 ребёнка.
Чтение детей оценивает жюри из 3-х человек. 6 слайд
Итог урока. Рефлексия деятельности.
( 3 мин) Соотносить задачи и результаты собственной деятельности; объективно оценивать собственную деятельность на уроке; осознавать значимость данного урока. Формирование способности к самооценке, умения соотносить задачи и результаты собственной деятельности. - Итак, какой проблемы мы коснулись на уроке?
- На примере какого произведения рассматривали данную проблему?
- Какие задачи были поставлены на урок?
- Справились с поставленными задачами: узнали, каким должен быть старший брат?
- У кого получилось определять тему и главную мысль стихотворения? Поднимите зелёный карандаш.
- У кого получилось читать выразительно? Поднимите зелёный карандаш.
- У кого совпала оценка чтения товарищей с оценкой жюри? Поднимите зелёный карандаш.
-Кто смог понять, правильно ли поступает со своими младшими братьями и сёстрами?
- Встаньте те, кто получил от урока радость, кто понял значимость данного урока.
- В чём же для тебя значимость сегодняшнего урока?
- Проблема отношений в семье.
- Яков Аким «Мой брат Миша»
- Узнать, каким должен быть старший брат.
- Учиться определять тему и главную мысль стихотворения, читать выразительно, оценивать чтение товарищей и поступки. 7 слайд
- Старший брат должен любить, оберегать младшего, проявлять по отношению к нему заботу.
- Я понял, как нужно относиться к своим младшим братьям и сёстрам…
- Я понял, как важно быть внимательным при чтении товарищей. Это помогает правильно поставить оценку чтецу и мне не сделать таких же ошибок…
Определение задач на домашнюю работу.
( 3 мин) Соотносить задачи и содержание материала. Формирование умения соотносить задачи и содержание материала. - Как вы думаете, как можно поработать с данным стихотворением дома? - Выучить наизусть.
- Прочитать выразительно.
- Сделать рисунок к содержанию стихотворения. 8 слайд
При разработке урока опиралась на материалы сборника «Планируемые результаты начального общего образования» под редакцией Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой – 3-е изд. – М.; Просвещение, 2011