Исследовательская работа по теме Незваные гости

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 137










Исследовательская работа
по теме:
«Незваные гости»












Выполнила работу Горбунова Елена
ученица 4а класса школы №137
г. Новосибирска
Руководитель Мастерова З.П.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории









Новосибирск 2010




Содержание


Введение___________________________________________3
Основная часть______________________________________4-7
1.Теоретическое содержание исследования
2. Практическая часть
3. Выводы
Заключение_________________________________________8
Литература_________________________________________ 9
Приложения
Введение

Однажды я пересказывала текст, и мама мне сделала замечание, что я часто использую слова «вот» и «значит». Я попробовала пересказать снова уже без этих слов. Оказывается, очень трудно говорить без этих слов, потому что нечем занять паузу пока думаешь над следующим предложением. Мама сказала, что эти слова в моей речи – «паразиты». Тогда я понаблюдала за своими одноклассниками, и оказалось, что почти все ребята в классе используют в разговоре какие-нибудь слова слишком часто и без смысла. Я решила изучить этот вопрос.

Цели работы:
1. Изучить распространения «слов – паразитов» в речи школьников;
2. Выяснить необходимость применения таких слов в нашей речи.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить литературу по теме исследования;
проанализировать собранный материал;
изучить распространенность «слов – паразитов» среди учащихся школы №137, составить картотеку употребляемых «слов-паразитов»;
выяснить отношение школьников к «словам-паразитам»;
найти способы снижения употребления «слов – паразитов» в речи.

Объект моего исследования: распространение и употребление «слов-паразитов» в речи школьников.

Предмет исследования: «слова-паразиты» в речи школьников.

Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять «слова-паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.

Методы исследования, использованные в исследовательской работе: эмпирические - изучение литературы по теме исследования, анкетирование, рейтинг. Теоретические – анализ, сравнение, классификация и обобщение, систематизация, описательный метод.

Методы обработки материалов исследования:
таблицы, диаграммы, словесное описание










II. Основная часть

1.Теоретическое содержание исследования

В энциклопедии я нашла определение: «Слова-паразиты» – слова, не несущие смысловой нагрузки. Сами по себе слова не являются сорняками, но могут становиться ими в речи отдельных людей, которые не достаточно владеют языком. Такие люди с трудом подбирают нужные слова и в возникающие паузы вставляют семантически пустые лексические единицы» (3).
Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию, сам человек, имеющий в своей речи слова – паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.
В их роли часто выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и подобные), частица, местоимения, междометия (ну, вот, это, как его и др.), служащие для выражения разнообразных оттенков смысла высказывания. Но употребленные часто и немотивированно в одном речевом акте, они превращаются в паразитический словесный материал: «Э-э-э, главной, понимаете ли, основной чертой его, так сказать, характера является, значит, это, его любовь к, сами понимаете, людям». О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение. К словам- паразитам не относятся так называемые «паузы хезитации» или «меканье», то есть заполнение пауз, возникающих при производстве спонтанной речи, продолжительными звуками («э-э», «м-м»), имеющее целью подобрать уместное слово, а также поисковые слова, часто выполняющие риторическую функцию. Есть и индивидуальные слова-паразиты.
Существует интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. (4)
Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей.
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный. У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи. Некоторые ученые считают, что специально избавляться от сорных слов не нужно, потому что это зависит от среды, в которой общается человек. Если постоянно слышать только правильную красивую речь, то будешь тоже правильно и красиво разговаривать. (5).
Другие считают, что слова – паразиты на самом деле придают нашей речи особенность, уникальность. Благодаря подобным словечкам можно выделиться из толпы. Также, есть мнение, что подобные слова украшают речь и делают ее более восприимчивой для слушателя. (6)
В наше время услышать правильную речь становится сложнее. «Слова – паразиты» настолько заполонили собой разговорное пространство, что в ближайшем будущем они скорее станут нормой речи, чем ее нарушением. Употребление таких слов присутствует в школе, на телевидении и радио, они повсюду.



2. Практическая часть

Я решила исследовать, насколько распространены слова-паразиты среди учащихся школы №137. В исследовании участвовали школьники 4, 5, 6, 9 и 11 классов.
Анкета состояла из следующих вопросов:

1. Знаете ли вы слова - паразиты?
2. Какое слово - паразит вы употребляете в речи чаще всего?
3. Считаете ли вы нужным избавляться от слов паразитов?
4. Знаете ли вы способы избавления от этих слов? (если «да» - укажите какие).

Был опрошен 131 ученик: 26 человек из 4а класса, 28 человек из 5а класса, 25 человек из 5б класса, 15 человек из 6б класса, 24 человека из 9б класса, 13 человек из 11б класса.
С помощью анкеты я выяснила, что
1. 95% опрошенных, знают, что такое слова-паразиты.
2. Только 74 % считают необходимым от них избавляться.
3. Наиболее разнообразны слова-паразиты в речи 9 классов.
4. Речь учеников 11 класса менее всех опрошенных засорена такими словами
5. Самое популярное слово-паразит среди опрошенных – это частица «ну», второе место заняло слово «короче», на третьем месте по частоте употребления – «как бы» и «блин».
6. Единственный способ, который предлагали ученики старших классов – это самоконтроль.
Были опрошены учителя, с целью выяснения причин употребления школьниками «слов-паразитов» в речи.
По мнению учителей, существуют возрастные особенности недоразвития речи. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и несвязным.
Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в разговорной речи, что им сложно литературно выражать свои мысли в сочинении. У старших школьников также вызывает затруднение выделение общего смысла художественного произведения и описание характеров главных героев.









Выводы

Изучая употребление «слов-паразитов» школьниками школы №137, я:
изучила литературу по теме исследования,
изучила распространенность «слов-паразитов» среди учащихся,
выяснила отношение школьников к «словам-паразитам»: 74% считают, что нужно избавляться от таких слов, 26% считают, что специально избавляться не нужно.
4) При изучении специальной литературы я выделила несколько способов снижения употребления «слов-паразитов» в речи.


III. Заключение

В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди школьников существует такая проблема, как употребление «слов-паразитов».
Я считаю, что избавляться от ненужных бессмысленных слов просто необходимо, потому что они засоряют разговор, отвлекают от главной мысли.
При изучении специальной литературы я выделила несколько способов снижения употребления «слов-паразитов» в речи:
1.Психологи советуют принудительно заменять каждого сорвавшегося с языка паразита звуками типа «мяу-мяу». Или «ква-ква». В общем, голос какого животного вам ближе по духу, того и используйте для лечения и профилактики. Может статься, что вся фраза превратиться в сплошные звериные звуки.
2. Если вам не по душе хрюкать или кукарекать по предыдущему методу, меняйте паразитов на нейтральные слова.
3. Запишите свои дневные разговоры на диктофон. Прослушайте их, и составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе употребить их вновь.
4. Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!
Когда я выступила на классном часе с этим докладом, многие мои одноклассники заинтересовались данной проблемой и решили воспользоваться моими способами избавления от «слов-паразитов».
В дальнейшем, я продолжу исследования по этой теме. Мне стало интересно, кто чаще использует «слова-паразиты» - девочки или мальчики. Также выясню, насколько эффективны способы избавления от «слов-паразитов», предложенные в моей работе, выявлю самый действенный.
В старших классах планирую провести еще раз подобное исследование среди этих же классов, чтобы выяснить как изменилась ситуация с применением «слов-паразитов» и в какую сторону, что будут думать по этому поводу ученики через несколько лет?
Считаю, что советы, которые даны в моей работе будут полезны всем, кто хочет, чтобы их речь была правильной и красивой.

Закончить свою работу я хочу словами Тургенева: «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественникамиОбращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»




Список использованных источников информации:

Ожегов С. И. «Словарь Русского Языка», Москва «Русский язык».1984г.
«Большая советская энциклопедия» - электронный носитель.
Энциклопедия «Википедия» - электронный носитель.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
planetashkol.ru/articles/22711/
shkolazhizni.ru/archive/0/n-9585/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
forum.igromania.ru/archive/index.php/t-19034.html
www.mixei.ru/archive/index.php/t-50251.html
Приложение №1




Приложение №2



Ответ «да» - 95%
Ответ «нет» - 5%


1 – 4а класс
2 – 5а класс
3 – 5б класс
4 – 6б класс
5 – 9в класс
6 – 11б класс
Приложение №3










13PAGE 15


13PAGE 141215



3



15