КТП по литературному чтению по программе Начальная школа 21 века 4 класс


Пояснительная записка
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой Литературное чтение. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2009.
Тематический план ориентирован на использование учебного комплекта:
для учащихся:
Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»
Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»
.Хрестоматия«Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф»
для учителя:
Беседы с учителем (методика обучения): 4 класс/Под ред. Л.Е.Журовой.-М.: Вентана-граф, 2010.
Л.А.Ефросинина «Методическое пособие» 4 класс. Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2010г.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения,чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка- и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, самовоспитание.
Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика:
на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов о героях литературных произведений;
на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений;
на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, коллективное творчество (аппликация, лепка по изученным произведениям или разделам);
на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученика и художника
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета литературного чтения во 4 классе отводится 136 часов в год (34 учебные недели по 4 часа в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Курс литературного чтения в УМК «Начальная школа XXI века» (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова) построен с учетом следующих концептуальных положений, которые соответствуют требованиям ФГОС НОО:
обучение обеспечивает развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности и универсальных умений;
содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка в процессе обучения.
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий. Литературное чтение обеспечивает формирование таких универсальных умений, как чтение вслух и молча (про себя), работа с текстами произведений, овладение видами чтения, развитие эстетического восприятия, освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы. Материалы предмета «Литературное чтение» способствуют развитию следующих универсальных учебных действий у младших школьников: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним) понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное - организация читательского пространства, подбор материала для чтения.
Следующее условие - овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (С.В.Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разобраться в мире детской литературы, научится осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.
Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.
Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются:
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
Система работы над навыками чтения.
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Расширение круга чтения учащихся. Сознание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.
Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы. Произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.
В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.
Развитие навыка чтения.
В 3-4 классах происходит наращивание скорости чтения молча и использование приемов выразительного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности).. учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми., кто пришел в школу читающими, так и с теми, кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности *
Развитие восприятия произведения.
В 3-4 начинается собственно литературное чтение школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его композиции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень – первичное восприятие, 2 уровень - полноценное восприятие на уровне понимания главной мысли.
Развитие литературоведческих представлений и понятий.
В 3 – 4 классах вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличивается доля литературоведческих терминов.
Развитие речевых умений.
В программе обращается внимание на развитие умения «!видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи и выражения.
Развивается один из основных видов речевой деятельности - говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков их прозаических произведений.
Развитие творческой деятельности
Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работ с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества. Выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т.п.
Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах). Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые.
Планируемые результаты освоения программы
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоение курса, заложенных в ФГОС НОО
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассника продолжится:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассника продолжится:
1) овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных статей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) формирования готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрении и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержание конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассника продолжится формирование:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимания роли чтения, использования разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны:
знать:
-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
-сказок народных и литературных;
-стихов и рассказов из круга детского чтения;
-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф)различать, сравнивать:
-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
-сказки народные и литературные;
-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);
уметь:
-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
-определять тему и главную мысль произведения;
-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-определять тему и жанр незнакомой книги;
Навык чтения
Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.
Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него.
Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, Логические ударения, паузы, мелодика речи).
Темп чтения вслух – не менее 80 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минут
Содержание учебного курса по литературному чтению 4класс.
Раздел программы Программное содержание Характеристика деятельности учашихсяВиды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений фольклора и классической литературы. Формирование эмоциональной отзывчивости на содержание произведения или книги, умения высказывать своё отношение к произведению, уважительно относиться к мнению учителя и одноклассников.
Восприятие художественных произведений как особого вида искусства и умение соотносить их с произведениями живописи и музыки, развитие потребности слушать художественное слово.
Формирование уважения к общечеловеческим ценностям.
Понятия: Родина, справедливость, отзывчивость, добро, зло, честность, дружба, ответственность.
Слушание произведений на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного текста.
Воспитание готовности к общению с собеседником, умения признавать чужую точку зрения и аргументировать свою.
Умение слушать вопросы учителя по содержанию произведения, давать полные ответы, дополнять ответы одноклассников, формулировать вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассуждать о героях произведения
Чтение
Чтение в соответствии с индивидуальными возможностями.
Практическое овладение основными орфоэпическими нормами литературного языка. Уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением, произносить их правильно, уметь проверять их звучание по словарю.
Осознание задачи чтения вслух: воспроизведение произведения в темпе, соответствующем содержанию и эмоциональной насыщенности произведения; передача позиции автора и своего отношения к описанным событиям, героям и их поступкам. Чтение незнакомого произведения в темпе, необходимом для понимания читаемого текста.
Выразительное чтение подготовленного текста: определение задачи чтения, темпа, интонационного рисунка; определение выразительных средств, тренировочное чтение, самооценка чтения.
Овладение алгоритмом учебных действий для выработки универсального умения читать выразительно
Чтение молча (про себя) при ознакомительном, изучающем, поисковом и просмотровом видах чтения.
Чтение молча разножанровых произведений фольклора народов России и мира, произведений отечественных и зарубежных писателей-классиков.
Ознакомительное (первичное) чтение молча произведений в учебнике и учебной хрестоматии, книг по изучаемому разделу.
Использование умения читать молча для работы с текстами произведений; формирование умения пользоваться изучающим, поисковым и просмотровым видами чтения для решения учебных задач по любому предмету.
Формирование умения читать молча как средства для поиска информации и обогащения читательского опыта.
Осознанное чтение молча описаний картин природы в произведениях, повествований и рассуждений.
Чтение молча книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов
Работа с разными видами текстов
Определение цели чтения текстов художественных и научно-познавательных произведений, знакомство с содержанием произведения, изучающее чтение текстов, поисковое чтение (выбор нужной информации, фактов, суждений), чтение произведений и книг по собственному желанию и выбору.
Восприятие текстов произведений (при слушании, чтении вслух и молча), понимание содержания произведения (ответы на вопросы, подтверждение ответов словами из текста).
Определение особенностей каждого произведения (авторская принадлежность, заголовок, жанр, тема, стихотворная или прозаическая форма) и специфики текстов (художественного, научно-популярного, справочного).Определение темы самостоятельно прочитанного произведения (о Родине, о животных, о детях, о природе, о приключениях), уточнение темы исходя из содержания произведения (о родной природе, об истории России, о дружбе детей, о защите и служении Родине, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о дружбе людей разных стран, о милосердии и справедливости и т. д.).Сравнение произведений одного жанра разных авторов, произведений одного автора, стихотворных и прозаических произведений одного автора.
Понимание нравственного содержания произведения.
Формирование духовно-нравственных ценностей: ценность жизни и смысл жизни; уважение к старшим и забота о младших, больных; достоинство человека, равноправие, чувство долга; представление о вере, свобода вероисповедания, толерантность; любовь к Родине и своему народу; уважение и доверие к людям; уважение к закону, государству. Умение соотносить поступки литературных героев с нравственно-этическими нормами; обогащение жизненного опыта примерами из художественных произведений и произведений фольклора.
Использование изученных приёмов анализа текстов художественных произведений, деление текста на смысловые части, выделение ключевых эпизодов, установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, составление планов (озаглавливание частей, составление вопросов к каждой части, знаково-символическое моделирование), определение идеи произведения.
Алгоритм составления плана; самостоятельное составление алгоритма выполнения учебной задачи.
Выделение структурных элементов текста (абзац, часть, глава, эпизод), использование знаний о структуре текста в работе с произведением; понимание соответствия заглавия содержанию произведения.
Обсуждение произведения: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждать ответы словами из текста произведения.
Формулирование вопросов, ответов, суждений о произведении и его героях.
Овладение универсальным алгоритмом пересказа текста произведения кратко, подробно и выборочно (отдельных эпизодов).
Работа с внутритекстовыми иллюстрациями: рассматривание иллюстрации, соотнесение её с текстом, выделение на рисунке деталей, дополняющих текст.
Сравнение представления о героях писателя и художника; писателя, художника и читателя.
Подбор и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
Сравнение образов литературного произведения с произведениями изобразительного искусства и музыки
Работа с текстом художественного произведения
Наблюдение и выделение особенностей художественного произведения: образы героев, эмоциональное воздействие на читателя, средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры), идейно-нравственное содержание произведения.
Развитие восприятия художественного слова и особенностей авторского текста, адекватная эмоциональная реакция на содержание прослушанного или прочитанного произведения. Умение отличать контекстное значение слова от его прямого значения.
Герои и их поступки: портреты героев, особенности поведения, детали костюма, отношения с другими персонажами произведения.
Составление плана рассказа о герое — выбор необходимых эпизодов, опорных слов и подготовка рассказа; формирование универсального алгоритма подготовки рассказа о герое художественного произведения.
Сравнение героев произведения, отношения к ним автора, выражение своего отношения к ним.
Понятия: герой произведения, главный герой, второстепенные персонажи, положительные и отрицательные герои, портрет и речь героя.
Краткий и подробный пересказ с опорой на алгоритм учебных действий: самостоятельное чтение молча произведения, определение главной мысли, деление текста на смысловые части, озаглавливание частей и составление плана, подготовка пересказа подробно авторского текста или кратко по ключевым предложениям.
Выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.
Практическое знакомство с сюжетом и его частями (завязка, развитие действия, кульминация, заключение) и выборочный пересказ отдельных частей.
Определение отношения автора к героям и их поступкам, формулирование своего мнения о произведении и героях.
Классификация художественных произведений по жанру, теме, авторской принадлежности.
Сравнение художественных произведений со сходными сюжетами (басни Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого; сказки, рассказы); вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев
Работа с текстами научно-популярных произведений
Практическое определение особенностей научно-популярных произведений: правдивое (фактологическое) описание предметов и явлений, событий.
Умение работать с научно-популярным текстом: определение жанра, темы и авторской принадлежности; самостоятельное чтение молча, выделение точной информации, её усвоение и использование.
Сравнение художественных и научно-популярных текстов разных жанров по теме и авторской принадлежности.
Подробный пересказ научно-популярного текста.
Краткий пересказ фактов, передача точной информации.
Использование универсального умения работать с учебными и справочными текстами: чтение текста, выделение нужной информации. Чтение определений, выводов, справочных статей
Библиографическая культура (работа с книгой)
Знакомство с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси; различение книг учебных, художественных, научно-популярных, справочных.
Виды информации в книге: научная, справочная, художественная.
Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, справочная литература (словари, справочники, энциклопедии).Знакомство с правилами пользования библиотекой, использование рекомендательных библиографических списков и каталогов.
Самостоятельный выбор и чтение произведений и книг, детской периодики, использование дополнительной информации, полученной при самостоятельном чтении, на уроках и внеурочных занятиях.
Дополнительное чтение произведений по изучаемому разделу в хрестоматии и книгах, самостоятельно отобранных в библиотеке.
Проектная деятельность в группах и индивидуально: выбор темы, сбор информации, книг и материалов, обработка материалов и оформление книг-самоделок, рукописных книг, постеров, презентаций.
Защита проектов: монолог-презентация, сообщение о книге, авторе или на заданную тему
Говорение (культура речевого общения)
Восприятие художественного произведения как образца литературной речи.
Воспроизведение содержания произведения с передачей особенностей авторской речи.
Нахождение в текстах произведений диалогов, полилогов и монологов героев, определение их особенностей.
Особенности диалогического общения: полно и правильно формулировать ответы на заданные вопросы, задавать вопросы по обсуждаемому произведению; уважительно относиться к собеседнику.
Чтение диалогической речи героев, выражающее понимание образов, отношение автора к героям; инсценирование диалогов.
Конструирование монологов (3–5 предложений) о произведении или героях.
Высказывание суждений об этичности того или иного поступка героя произведения.
Сравнение диалогов и монологов героя произведения, выделение описаний и рассуждений в его речи.
Моделирование диалогов и монологов с использованием рассуждения.
Понятия: диалог, монолог, вопрос, реплика, обращение, слова вежливости
Письмо (культура письменной речи)
Восприятие художественных произведений как образцов письменной речи.
Знакомство с особенностями стихотворной и прозаической форм записи художественного текста.
Поиск в текстах произведений описаний, повествований и рассуждений, а также средств художественной выразительности: эпитетов, сравнений, антонимов, синонимов.
Выполнение письменных упражнений: поиск в тексте нужного абзаца и списывание его; поиск в тексте произведения эпитетов, сравнений, обращений, имён героев и запись их в тетрадь.
Написание небольших по объёму творческих работ: письменный рассказ о герое, описание портрета героя, отзыв о произведении или книге Воспринимать тексты прослушанных произведений, адекватно реагировать на содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении, уметь выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя.
Воспринимать художественные произведения и учиться соотносить их с произведениями живописи и музыки.
Учиться относиться к литературным произведениям как к словесному искусству.
Понимать и усваивать общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, честность, уважение к другим людям и т. д.
Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия.Учиться слушать и слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников.
Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения
Умение читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения вслух — не менее 80–90 слов в минуту.
Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.
Уметь читать осознанно произведение: темп и тон чтения, соответствующие содержанию и эмоциональной насыщенности произведения; передавать при чтении точку зрения автора; читать незнакомое произведение осознанно, понимать его содержание, показывая своё отношение к героям и их поступкам.
Учиться читать выразительно: определять задачу чтения, интонационный рисунок, выделять паузы и логические ударения, обращать внимание на знаки препинания, слушать и оценивать своё чтение.
Пользоваться алгоритмом учебных действий для формирования универсального умения читать выразительно
Читать молча (без речедвижения) в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения молча (про себя) — не менее 100–130 слов в минуту.
Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию.
Пользоваться умением читать молча для ознакомительного (первичного) чтения учебных текстов, художественных и научно-популярных произведений, справочных статей и книг.
Пользоваться умением читать молча и разными видами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы с содержанием произведений, поиска информации, обогащения читательского опыта и развития интеллекта.
Уметь пользоваться чтением молча для поиска в текстах произведений описаний, повествований, рассуждений.
Использовать умение читать молча для самостоятельного чтения книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов
Определять цели чтения художественных, научно-популярных, учебных текстов: изучающее чтение, поисковое чтение (выбор нужной информации), дополнительное чтение по изучаемому разделу, самостоятельное чтение по желанию.
Воспринимать художественные и научно-популярные произведения на слух и при чтении; выделять основные смысловые эпизоды, последовательность и логику событий в изучаемых произведениях.
Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.
Определять и сравнивать форму текста (стихотворная и прозаическая), специфику художественного, научно-популярного, учебного текстов.
Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости).
Сравнивать произведения и книги одного автора по теме и жанру, произведения разных авторов по жанру или теме, произведения стихотворные и прозаические одного автора.
Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них.
Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.
Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения.
Использовать знаково-символическое моделирование для работы с произведением.
Составлять и использовать алгоритм учебных действий при самостоятельной работе с новым произведением.
Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе.
Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения.
Уметь слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.
Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию произведения, высказывать суждения о произведении и его героях.
Уметь пересказывать тексты произведений и эпизоды подробно, кратко и выборочно.
Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).
Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
Выражать своё мнение о литературном произведении, сравнивать литературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему
Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.
Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.
Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.
Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.
Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.
Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям. Составлять сопоставительные таблицы.
Оперировать понятиями: главные и второстепенные герои произведения, различать положительных и отрицательных героев.
Пересказывать кратко и подробно произведения, отдельные эпизоды с опорой на алгоритм подготовки пересказа.
Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.
Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).
Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.
Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами.
Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами
Выделять особенности научно-популярных текстов: правдивое и точное описание предметов, явлений, событий.
Самостоятельно работать с текстами научно-популярных произведений (очерки, воспоминания, рассказы и сказки).
Сравнивать художественные и научно-популярные произведения разных авторов по теме и авторской принадлежности.
Пересказывать подробно научно-популярный текст (описание фактов, предметов, явлений).
Кратко излагать факты, описывать детали, передавать точную информацию.
Пользоваться универсальным умением работать с учебными и справочными текстами.
Находить в тексте конкретные факты и сведения, представленные в явном виде
Познакомиться с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси.
Различать книги художественные, научно-популярные, справочные, уметь пользоваться ими.
Уметь работать с аппаратом книги, ориентироваться в структуре учебной книги, самостоятельно находить вопросы и задания в учебнике; обращаться к учебнику для самопроверки и самооценки выполненной работы.
Систематизировать книги по типам, подбирать книги по темам, пользоваться рекомендательными списками для подбора книг в каталоге библиотеки.
Пользоваться правилами работы с книгами в библиотеке: общаться с библиотекарем, находить нужную книгу по рекомендательным указателям и в открытом фонде.
Пользоваться дополнительной информацией, полученной из самостоятельно прочитанных произведений и книг по теме.
Уметь отбирать и читать произведения и книги по изучаемому разделу.
Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: составлять план и распределять работу; собирать нужную информацию о книгах, героях книг, авторах; обрабатывать и систематизировать материал; готовить и проводить презентацию проекта (монолог-сообщение о книге, авторе или на заданную тему)
Воспринимать художественное произведение, эмоционально реагировать на него.
Бережно относиться к авторскому тексту, сохраняя при пересказе особенности авторской речи.
Наблюдать и выделять в тексте произведения пословицы, устойчивые выражения, диалоги и монологи героев, а затем использовать их в речи.
Уметь вести диалог — обсуждение изучаемого произведения, задавать вопросы по содержанию произведения, формулировать ответы на вопросы и подтверждать их примерами из произведения; поддерживать беседу и выражать интерес.
Читать диалоги героев выразительно, по ролям; инсценировать отдельные эпизоды или произведения в группах.
Уметь конструировать монолог-высказывание о произведении, героях, прочитанных книгах; аргументировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Высказывать своё суждение о поступках героев, соотносить их с общепринятыми нормами поведения.
Сравнивать диалоги и монологи героя произведения, выделять в них описания и рассуждения.
Моделировать диалог или монолог по изучаемому произведению, работая в группах, парами, индивидуально.
Готовить небольшие сообщения (монологи) об авторах произведений, о прочитанных книгах, о результатах проектной деятельности.
Использовать в речи понятия: диалог, монолог, вопрос, реплика и формулы вежливости
Воспринимать произведения как образцы письменной речи.
Выделять особенности жанров художественных и научно-популярных произведений.
Называть особенности стихотворной и прозаической форм записи текста.
Находить в текстах произведений описания, повествования, рассуждения, а также средства выразительности: эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы.
Выполнять письменные упражнения с текстами изучаемых произведений в тетрадях: находить в предлагаемых отрывках произведений пропущенные пословицы, эпитеты, сравнения, имена героев и вписывать их.
Писать небольшие по объёму творческие письменные работы: рассказ о герое или описание пейзажа, отзыв о прочитанной книге
Круг чтения Произведения фольклора (сказки, легенды, былины, сказы, героические песни, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки) народов России и мира.Особенности произведений фольклора, использование пословиц для определения главной мысли произведения, для характеристики поступков героев.
Басни русских баснописцев (И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева), структура басни, форма текста.
Выделение «бродячих сюжетов». Сравнение басен со схожим сюжетом по форме, авторской принадлежности.
Работа с произведениями русской классической литературы (В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова, В.М. Гаршина, Н.Г. Гарина-Михайловского, К.М. Станюковича, Н.А. Некрасова).
Произведения и книги зарубежных писателей-классиков (Марка Твена, Х.-К. Андерсена, Виктора Гюго).
Произведения отечественной и зарубежной литературы разных жанров о детях и для детей.
Сравнение произведений по темам, жанрам и авторской принадлежности; уточнение тем: о Родине (о служении Родине, о красоте родной природы и т. п.); о взаимоотношениях людей (о детях, о семье, о любви и честности и т. д.).
Произведения отечественной литературы XX в. (А.Н. Толстого, А.А. Блока, К.Д. Бальмонта, А.И. Куприна, И.А. Бунина, С.Я. Маршака, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова, С.В. Михалкова, В.П. Катаева, А.П. Платонова).
Научно-популярные произведения: очерки и воспоминания С.В. Михалкова, К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского, А.И. Куприна, В. Рыбакова, В.М. Пескова, Р. Сефа, М.А. Шолохова, И.С. Соколова-Микитова, Н.С. Шер.
Произведения и книги о путешествиях и приключениях (А.П. Платонова, Н.П. Вагнера, Дж. Свифта).
Работа с научно-популярными и справочными книгами по личному выбору для решения познавательных задач.
Работа с аппаратом книги и структурой произведения, обучение составлению аннотации и написанию отзывов с опорой на алгоритм учебных действий.
Развитие интереса к чтению детских периодических журналов («Костёр», «Чудеса и тайны планеты Земля», «Отчего и почему?», «Чудеса и приключения», «Юный эрудит»).
Использовать ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями («Детская газета», «Антошка» и др.).
Чтение детских газет «Шапокляк», «Читайка», «Пионерская правда» Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Определять ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов.
Соотносить главную мысль произведения с предложенными пословицами, подбирать самостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев.
Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка.
Различать фольклорные и авторские произведения; расширять свои представления о творчестве отечественных и зарубежных писателей-классиков.
Сравнивать произведения и книги отечественных и зарубежных писателей по темам и жанрам.
Классифицировать произведения и книги по темам, жанрам, темам и жанрам, темам и авторской принадлежности.
Изучать и дополнительно читать произведения отечественных писателей, определять и уточнять темы и подтемы, различать прозаические и стихотворные произведения.

Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями.
Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы.
Читать произведения и книги о приключениях, путешествиях и фантастику.
Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач.
Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной).
Уметь составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.
Воспитывать потребность в чтении детских периодических журналов. Выбор периодического издания на основе собственных интересов.
Пользоваться ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями «Детская газета», «Антошка» и др.
Уметь находить и читать произведения по изучаемой теме или разделу, находить информацию об авторе, произведении или книге в детских периодических изданиях
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Жанры фольклора: пословицы, песни, загадки, сказки, былины, легенды.
Различение сказок о животных, бытовых и волшебных.
Особенности построения народных сказок: зачины, повторы, присказки.
Литературные (авторские) сказки. Фольклорные корни сказок (на примере сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, П.П. Ершова).
Литературные сказки отечественных и зарубежных писателей
Жанры литературных произведений: рассказ, сказка, стихотворение, басня.
Практическое выделение в художественных произведениях описаний, рассуждений, повествований, диалогов и монологов героев.
Прозаические и стихотворные произведения, их особенности. Особенности стихотворных произведений: стихотворная строка (стих), рифма, строфа.
Практическое знакомство с литературоведческими понятиями: произведение, художественное произведение, научно-популярное произведение, справочная статья, автор произведения, автор-рассказчик; сюжет, тема и жанр произведения; образ героя, герои положительные и отрицательные; точка зрения автора, точка зрения читателя; портрет героя, пейзаж, интерьерСредства выразительности художественной речи: синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, аллегории, гиперболы. Выделение под руководством учителя в произведениях средства выразительности, объяснять их значение для создания художественных образов, выражения чувств и описания картин Сравнивать произведения фольклора: сказка, легенда, былина, пословица, загадка; определять особенности этих жанров.
Различать сказки бытовые, волшебные и о животных.
Выделять зачины, повторы, присказки в народных сказках.
Выделять особенности литературных сказок, сравнивать их с народными сказками; делать выводы.
Сравнивать сказки отечественных и зарубежных писателей: выделять сходство и различия, определять темы, сравнивать героев, оценивать их поступки
Практически определять жанры литературных произведений, указывая их особенности.
Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев.
Различать прозаические и стихотворные произведения, сравнивать сказки в прозаической и стихотворной формах, выделять особенности стихотворных произведений.
Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи при обсуждении произведения, находить в произведении эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, олицетворения, синонимы, антонимы
Понимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении.
Использовать в речи средства художественной выразительности при пересказе, в рассказах о героях произведения, при создании творческих работ
Творческая деятельность (на основе литературных произведенийВоспроизводить авторский текст, пересказывая кратко или подробно, сохраняя особенности жанра произведения и авторской речи.
Рассказывание произведений с зачитыванием отдельных отрывков или эпизодов.
Выразительное чтение произведения с рассказыванием содержания отдельных частей или чтением наизусть наиболее ярких отрывков или кульминационного момента.
Подготовка рассказа о героях произведений и их поступках с обоснованием своей точки зрения.
Творческие пересказы текста произведения от лица героя или автора, от своего имени (читателя).
Инсценирование, чтение по ролям, моделирование «живых картин» к отдельным эпизодам произведения.
Работать с изменённым планом текста и восстанавливать его в соответствии с содержанием произведения.
Словесное рисование картин к художественным произведениям или отдельным эпизодам.
Создание иллюстраций к отдельным эпизодам произведений, оформление самодельных книг, газет индивидуально или в группах, в том числе с использованием ИКТ.
Выполнение творческих проектных работ по темам «История печатной книги», «Мир русских пословиц», «Русская народная песня», «Книги бывают разные», «Жить — Родине служить» и т. д.
Инсценирование изученных произведений к праздникам, конкурсам. Определение фрагмента для инсценирования; выбор и репетиция ролей. Выбор невербальных выразительных средств (мимика, жесты, интонация).
Создание небольших произведений по аналогии (загадки, песни, очерки, рассказы, стихотворения).
Написание сочинений под руководством учителя, отзывов о произведениях и книгах Пересказывать текст произведения выразительно, используя выразительные средства: тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты.
Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев.
Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов.
Готовить рассказ или сообщение о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения.
Пересказывать произведение творчески от лица героя или автора, от своего имени.
Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев.
Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения.
Восстанавливать деформированный план в соответствии с сюжетом произведения.
Словесно описывать картины к отдельным эпизодам или целым произведениям.
Рисовать иллюстрации к отдельным отрывкам, эпизодам произведений индивидуально или в группах, оформлять книги-самоделки и школьные газеты (в том числе с использованием компьютера, Интернета).
Выполнять творческие проектные работы по темам и изучаемым разделам в группах или индивидуально.
Инсценировать изученные произведения по сценариям, сделанным под руководством учителя, к школьным праздникам, конкурсам.
Создавать небольшие произведения по аналогии (загадки, песни, очерки, рассказы, стихотворения).
Писать под руководством учителя небольшие сочинения на заданную тему, отзывы о произведениях и книгах
Чтение: работа с информацией Информация о героях произведений, представленная в явном виде (в тексте).
Составление краткой аннотации на произведение (автор, заглавие, жанр, тема, главная мысль) или книгу (название, тема, тип книги, советы).Сбор информации о книгах, героях произведений, писателях и оформление информации в виде таблиц и схем с использованием ИКТ.
Использование информации из готовых таблиц для создания текстов-описаний или рассуждений о героях, предметах, явлениях из изучаемых произведений.
Дополнение таблиц, схем информацией о героях, предметах, явлениях или животных из научно-популярных или справочных книг, составление списка авторов по заданному критерию (в том числе с использованием ИКТ) Находить нужную информацию о героях изучаемых произведений, представленную в явном виде.
Составлять краткую аннотацию на произведение или книгу.
Собирать информацию о книгах, героях произведений, писателях и оформлять её в виде таблиц и схем, в том числе на компьютере.
Использовать информацию из готовых таблиц для создания текстов-описаний или рассуждений о героях, предметах, явлениях из изучаемых произведений.
Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг.
Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
№ урок Название раздела Тема урока Кол – во часов Тип урока Вид контроля Дата проведения
План Факт
1
Произведения фольклора. Малые жанры фольклора. Дополнительное чтение: крупицы народной мудрости.
1 Комбинированный урок Текущий. Самостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема) 2
Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый волк»
1 Комбинированный урок Текущий 3
Былина «Волх Всеславович».
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий 4
Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Марья Моревна» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий 5
Слушание и работа с детскими книгами. Былины Дополнительное чтение «Вольга Святославович», «Святогор» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий 6
Народные легенды. «Легенда о граде Китеже»,
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий 7 «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Книги с народными легендами 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий 8
Народные песни. Героическая песня
«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий 9 Слушание и работа с книгами. Народные песни. Дополнительное чтение. Песня слава «Русская земля», Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий 10
Обобщение. Рублика «Книжная полка», Рублика «Проверь себя» 1 Комбинированный урок Текущий 11
И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» 1 Комбинированный урок Текущий, чтение наизусть 12 Слушание и работа с книгами басен. И. И. Хемницер «Друзья»
Дополнительное чтение И. А. Крылов «Крестьянин в беде» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий 13
А. Е. Измайлов «Кукушка»
, Дополнительное чтение Л. Е. Измайлов «Лестница» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий.выразительное чтение 14
И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».
Дополнительное чтение И А. Крылов «Осел и соловей»,С.
В. Михалков «Слово о Крылове» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 15 Слушание и работа с детскими книгами. И.И. Дмитриев «Муха»,
Дополнительное чтение И.И. Дмитриев «Петух, кот и мышонок». 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий 16
Обобщение по разделу «Басни». Рублика «Проверь себя» 1 Комбинированный урок Текущий 17
В. А. Жуковский. «Песня», «Ночь».
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 18
Дополнительное чтение. Стихи В. А. Жуковского «Вечер», «Загадки 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 19 Волшебные сказки в стихах. В.А. Жуковский «Спящая Царевна» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 20 Волшебные сказки в стихах. В.А. Жуковский «Спящая Царевна»
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 21 Дополнительное чтение .В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее,
о сыне его Иване-царевиче, Марьи-царевны, кощеевой дочери» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 22 Обобщение. Рублика «Проверь себя» 1 Комбинированный урок
Текущий. 23
Повторение изученных произведений А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «Осень». Дополнительное чтение Г. Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении1 Комбинированный урок Текущий. Пересказ по плану 24 А. С. Пушкин «И. И. Пущину». А. С. Пушкин «Зимняя дорога» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Чтение наизусть 25
И. И. Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок). 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Чтение
наизусть 26
Дополнительное чтение С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». «Из воспоминаний В. И. Даля А».
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 27
Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение
А. С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», «Вещий Олег»(отрывок из «Повести временных лет») 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 28 Стихи М. Ю. Лермонтова
«Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», 1 Обобщающий урок-игра Тематический. Выразительное чтение, чтение наизусть. С/Р29
Стихи М. Ю. Лермонтова «Парус» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 30 Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Чтение наизусть 31 Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Утес» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 32
Слушание и работа с книгами М. Ю. Лермонтова
Дополнительное чтение М. Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня» «Ашик-Кериб» (восточная сказка) 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Чтение наизусть 33
Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок»(отрывок) 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 34
Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок» (отрывок) 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 35
П. П. Ершов «Кто он?» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Чтение наизусть 36
Обобщение « Русские поэты», Рублика «Книжная полка». Рублика «Проверь себя» 1 Комбинированный урок Обобщающий
урок-отчет Текущий. 37 В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 38
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий.
Выразительное чтение 39
Слушание и работа с книгами Дополнительное чтение В. М. Гаршин
«Сказка о жабе и розе», 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 40
Повторение литературных сказок. Рублика «Проверь себя» 1 Обобщающий урок-отзыв Текущий. 41
Н. Г. Гарин-Михайловский
«Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы») 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 42
Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец»
(главы из повести «Детство Темы») 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 43
Слушание и работа с книгами русских писателей
о детях. Дополнительное чтение К. М. Станюкович «Максимка». 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 44
Слушание и работа с книгами русских писателей
о детях. Дополнительное чтение К. М. Станюкович «Максимка». 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Пересказ 45
Дополнительное чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» Рублика «Книжная полка». 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 46 Рублика «Проверь себя» 1 Комбинированный урок Текущий. 47 Приключения о детях В.Гюго «Козетта» (отдельные главы) 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 48 Приключения о детях В.Гюго «Козетта» (отдельные главы) 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 49 Произведения зарубежных писателей о детях
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 50
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава 2 , в сокращении)
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Пересказ 51
Слушание и работа с книгами зарубежных писателей.Дополнительное чтение Главы 1 и 2 из романа М.Твена«Приключения Гекльбери Финна» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 52
Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди». 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 53
Сказка Х. К. Андерсена «Само е невероятное» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 54 Сказка Х. К. Андерсена «Самое невероятное» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 55
Стихотворение Х. К. Андерсена «Дети года» Книги Х. К. Андерсена
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 56
Слушание и работа с книгами К. Г. Паустовский «Великий сказочник». Дополнительное чтение Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». 1 Чтение и анализ произвТекущий. Чтение наизусть 57 Рублика «Книжная полка» «Проверь себя» 1 Чтение и анализ нового произведения
Урок-отчет Текущий. 58
Библейское предания «Суд Соломона», «Блудный сын» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 59 Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар»Славянский миф
«Ярило-Солнце».
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Пересказ 60
Славянский миф « Ярило Солнце», Древнеиндийский миф «Творение». Дополнительное чтение Древнеиндийский миф «Создание ночи» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Пересказ 61
Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И»
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Пересказ 62
Книги Древней Руси. «Деятельность Ярослава Похвала книгам» (отрывок из «Повести временных лет», «О князе Владимире» (отрывок из жития).1 Чтение и анализ нового произведения Текущий.
Выразительное чтение 63
Первая славянская азбука. Отрывок из «Повести временных лет» «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого», «Повести о Никите Кожемяке». 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 64 Жанры древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок из «Повести временных лет»),Рублика «Книжная полка» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий.
Выразительное чтение 65 Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение «Воспоминания Л. Н. Толстого» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий.
66 Л. Н. Толстой «Акула» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий.
Пересказ 67
Л.Н.Толстой Сказка «Два брата» 1 Чтение и анализ произвТекущий. 68
Л.Н.Толстой Басня «Мужик и Водяной» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 69 Научно популярные рассказы Л.Н.Толстой «Черепаха» 1 Комбинированный урок Текущий. 70 Познавательные рассказ Л.Н.Толстой «Русак» 1 Комбинированный урок Текущий. 71 Слушание и работа с детскими книгами Былина Л.Н.Толстого «Святогор – богатырь». 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 72 Слушание и работа с детскими книгами Дополнительное чтение. Народная былина «Святогор « 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 73
Книги Л.Н.Толстого для детей Рублика «Книжная полка» 1 Комбинированный урок Текущий. 74 Обобщение Рублика «Проветь себя» 1 Проверочный Текущий. 75
Стихи о Родине. А. А. Блок «Россия» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 76 А. А. Блок «Рождество»
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 77 Слушание и работа с детскими книгами Дополнительное чтение
А. А. Блок «На поле Куликовом» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 78
Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия»,
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 79
Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «К зиме» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 80 Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 81
Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Камыши» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 82
Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ»,
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 83 Сказочные стихи К. Д. Бальмонта«Как я пишу стихи»
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 84 Слушание и работа с детскими книгами Дополнительное чтение.
К. Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка» Чтение и анализ нового произведения Текущий. 85 Рассказы о животных А.И.Куприн «Скворцы» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 86 Рассказы о животных А.И.Куприн «Скворцы»
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 87 Слушание и работа с детскими книгами Дополнительное чтение
. А.И.Куприн «Четверо нищих» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 88
Очерки и воспоминания. А.И.Куприн «Сказки Пушкина» Дополнительное чтение А.И.Куприн «Воспоминания об А.П.Чехове» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 89
Слушание и работа с детскими книгами. Рублика «Книжная полка» Дополнительное чтение. Э.Сетон – Томпсон «Виннипегский волк» , В.М.Песков «В гостях у Сетон – Томпсона» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 90 Обобщение Рублика «Проверь себя» 1 Комбинированный урок Текущий. 91
Стихи о природе И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство» 1 Чтение и анализ нового произведения
Текущий. 92 Стихи о природе И. Бунин «Листопад» (отрывок) 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 93 Слушание и работа с детскими книгами Дополнительное чтение
стихов русских К. И. Чуковский «Н. А. Некрасов»
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 94 Обобщение. Стихи русских поэтов. Рублика «Проверь себя» 1 Комбинированный урок Тематический. Самост. работа 95
С. Я. Маршак «Словарь»,
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Чтение наизусть 96 Дополнительное чтение Произведения С. Я. Маршака«Загадки», «Зеленая застава»
1 Чтение и анализ нового произведения Самостоятельное составление словаря 97
С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (избранные картины)
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 98 С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (избранные картины)
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Инсценирование сказки 99 С. Я. Маршак пьеса-сказка
«Двенадцать месяцев» (избранные картины) 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 100
Слушание и работа с детскими книгами Дополнительное чтение С. Я. Маршак «Сказка про козла»
. 1 Чтение и анализ нового произведения Тематический. Чтение наизусть 101 С. Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце…»
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 102 Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение С. Я. Маршак «Ледяной остров» (повесть в стихах) 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 103 Комплексная контрольная работа
1 Контроль знаний Текущий. 104 Библиотечный урок «Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 105 Стихи для детей Н. А. Заболоцкий «Детство» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 106 Н. А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
Дополнительное чтение «Весна в лесу», 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 107 Библиотечный урок. Стихи русских поэтов. Книги со стихотворениями русских поэтов. 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 108 Произведения о детях войны. Дополнительное чтение .В .П. Катаев «Сын полка»(отдельные главы)
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 109 Произведения о детях войны. Дополнительное чтение В .П. Катаев «Сын полка»(отдельные главы)
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 110 Произведения о детях войны. Дополнительное чтение .В .П. Катаев «Сын полка»(отдельные главы)
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 111 Слушание и работа с детскими книгами. Книги о детях войны. Детские журналы и книги. 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 112 Дополнительное чтение. К.М.Симонов «Сын артиллериста» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 113
Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Береы» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 114
Стихи о Родине. Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»
Дополнительное чтение Стихи о животных. Н. М. Рубцов «Ласточка» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 115 Слушание и работа с книгами А.П. Платонова. Произведения о Родине. Дополнительное чтение. А.П.Платонов: сказки-были «Любовь к Родине. или Путешествие воробья», «Неизвестный цветок». 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 116 Обобщение. Рублика «Проверь себя» 1 Комбинированный урок Тематический. Проверочная раб. 117 Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» Дополнительное чтение С. В. Михалкова «Как бы мы жили без книг?». Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» 1 Чтение и анализ
Текущий. 118 Басни С. В. Михалкова «Зеркало» Дополнительное чтение С. В. Михалков «Любитель книг», «Чужая беда», 1
Чтение и анализ Текущий. 119 Слушание и работа с детскими книгами С. В. Михалкова. сказка «Как старик корову продавал» 1
Чтение и анализ нового произведения Текущий. 120
Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Чтение наизусть 121 Юмористические стихи И.Л.Гамазкова «Страдания» Дополнительное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным», 1 Комбинированный Текущий. 122
Слушание и работа с юмористическими произведениями для детей:
М.Горький «Пепе». Детские газеты и журналы 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 123
Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина»,
Дополнительное чтение М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна» 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 124
Очерки о людях А.И.Куприн «Сказки Пушкина» Н. Шер «Картины сказки».
1 Чтение и анализ нового произведения Творческая работа. Очерк «Мой любимый писатель 125
Дополнительное чтение М. Горький «О сказках»
1 Чтение и анализ произвТекущий. 126
Слушание и работа с книгами. Дополнительное чтение Р. Сефа
«О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 127 Библиотечный урок «Писатели о писателях»
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 128
Обобщение. Рублика «Проверь себя». Дополнительное чтение М.Горький. «О книгах», Ю. Яковлев «Право на жизнь» 1 Чтение и анализ нового произведения Тематический.
Самостоятельная работа 129
В мире фантастики Н.П.Вагнер «Фея Фантаста».
1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 130
Н.П.Вагнер ««Берёза»
. 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 131
Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение. Н.П.Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина». 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. Выразительное чтение 132
Дополнительное чтение Н.П.Вагнер «Руф и Руфина».

1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 133
Приключенческая литература Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»(отдельные главы) 1 Чтение и анализ нового произведения Текущий. 134
Урок –обобщение 1 Контрольный урок Итоговый. Конкурс «Книгочей класса» 135 Рублика «Проверь себя». 1 Комбинированный урок Текущий. 136 Библиотечный урок «В мире книг» Дополнительное чтение М. Горький «О книгах». Н. Найденова «Мой друг». Рублика «Книжная полка» 1 Комбинированный урок Текущий. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения Примечание
Книгопечатная продукция
1.Основные средства обучения:
Учебник «Литературное чтение. 4 класс» в 2 ч. (автор-составитель Л. А.Ефросинина)
2. Дидактические пособия:
Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 4 класс» в 2ч (автор Л.А.Ефросинина);
Учебная хрестоматия «Литературное чтение. 4 класс» в 2ч. (автор-составитель Л. А.Ефросинина);
Словарь-справочник «Книгочей» (автор Л. А.Ефросинина);
Литературное чтение в начальной школе: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания в2ч. (автор Л. А.Ефросинина)
3. Методические материалы для учителя:
Литературное чтение. Программа. 1—4 классы (авторы Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова);
4. Электронные образовательные ресурсы:
Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей» (автор Л. А.Ефросинина)
В программе определены цели и ценностные ориентиры начального курса литературного чтения; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение.
Методический аппарат учебников организует ориентировку учащихся при формировании важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т. д.) и обеспечивает их поэтапную отработку. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений.
Текстовой материал учебников способствует духовно-нравственному развитию младших школьников, осознанию ими важнейших нравственно-этических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.)
В пособиях рассматриваются теоретические основы обучения чтению, основные положения программы «Литературное чтение» в начальной школе, даются общие рекомендации по организации уроков литературного чтения и поурочные разработки к учебникам.
В книгах рассматриваются требования к обучению творческому чтению и подходы к формированию читательской активности младших школьников
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей.