Технологическая карта Буквы з и с на конце приставок



Технологическая карта урока слушателя краткосрочных курсов «Основы содержания современного образования: ФГОС» (36 часов, модуль-2)
на базе ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга

Урок: русский язык
Тема урока: Буквы з и с на конце приставок
Дата проведения урока:
Класс: 5
ОУ: ГБОУ школа №469
Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС»
УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014
Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе

Цели для ученика
Обучающие:
усвоить правило написания з и с на конце приставок; уметь правильно вычленять приставки; совершенствовать навыки морфемного разбора слова; совершенствовать орфографические навыки.
Развивающие:
развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательный интерес у обучающихся; учиться работать с источниками (словарь).
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к слову; формировать навыки работы в коллективе.
Цели для учителя
Образовательные:
показать условия выбора согласной з и с на конце приставок; отрабатывать навыки морфемного разбора.

Развивающие:
создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать умение работать в коллективе.

Тип урока
Комбинированный
Форма урока
Традиционная

Опорные понятия, термины
Приставка
Морфемы
Звонкие и глухие согласные
Беглые гласные
Лексическое значение слова

Новые понятия
Буквы з и с на конце приставок

Формы контроля:

Фронтальный опрос Тест
Домашнее задание
§ 83, упр. 441,442



Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация
5 минут



Включение в деловой ритм.
Устное сообщение учителя.

Подготовка к работе.
Учащиеся настраиваются на коллективную работу.

Словесная форма.

Личностные:
умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности; регулятивные:
умение создать условия для целеполагания;
коммуникативные:
умение слушать; осуществлять речевой контроль.
Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний

6 минут
Проверка домашнего задания.
(Ответ на каждый вопрос проиллюстрировать примерами из домашнего задания.)
(Приложение 1)

Отвечают на вопросы.
Фронтальная проверка.
Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа;
познавательные:
анализ объектов с
целью выделения признаков;
регулятивные: умение создать условия для целеполагания и планирования действий.

Отработка правописания приставок

III. Изучение нового.

15 минут
1Постановка задачи для учащихся.
2. Беседа.
3.Корректировка выполнения задания.
(Приложение 2)

1. Учащиеся проводят наблюдение над теоретическим материалом учебника (83, стр.29).
Делают вывод.
2. Отвечают на вопросы учителя. Работают со словарём.
3.Выполнение упражнения №437-комментированное письмо.

Коллективная и групповая работа.
Беседа.
Практический метод.
Личностные:
умение обобщать полученный материал и делать вывод;
регулятивные:
поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание,
коммуникативные:
формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание.
Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при коллективной и групповой работе.

IV. Лингвофизкультминутка.
3 минуты
Объясняет задание.
(Приложение 3)
Выполняют упражнения.
Игровой приём.
Здоровьесберегающая технология.



V. Актуализация новых знаний.
11 минут
Объясняет задание.
Организует деятельность по применению новых знаний.
(Приложение 4, 5)
Выполняют самостоятельную работу (упр.438, 439)
Решают тестовые задания.
Самостоятельная работа
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция;
познавательные:
умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
коммуникативные:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; речевое взаимодействие со сверстниками, учителем.
Отработка правописания букв з и с на конце приставок.

VI. Рефлесно-оценочный этап.

3 минуты
Организует рефлексию.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Беседа.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать других; познавательные:
рефлексия; личностные: самосовершенствование.
Умение оценивать себя.
Умение оценивать результат учебной деятельности.

VII. Домашнее задание

2 минуты
Объясняет домашнее задание.
Слушают и записывают задание в дневник.






Приложение 1

Фронтальный опрос

- В чём особенности правописания гласных и согласных в приставках (кроме приставок на -з, -с и приставок пре- и при-)?
- Как проверить правописание таких приставок?
- Какие приставки имеют варианты?
- Изменяется ли значение приставок в зависимости от вариантов морфем (над- (надо-), под- (подо-), с- (со-) и т. д.)?

Приложение 2
Упражнение №437.
Выберите правильное написание и обозначьте условия выбора букв з или с (см. образец в предыдущем правиле).
Бе..белезненный, бе..платный, бе..козырка, во..наградить, во..петь (подвиг), в..махнуть, в..крикнуть, ни..вергаться (с высоты), и..гибаться, и..портить.


Приложение 3

Лингвофизминутка

Каждому слову соответствует определённое движение.

Слова для лингвофизминутки:

Бескрайний, бессознательный, безвкусный, исцарапать, бесхарактерный, здание, здоровье, расписаться, разбежаться, здесь, истратить, безграничный.
Движения:
слова с приставкой на с- – ножками потопали;
слова с приставкой на з- – ручками похлопали;
без приставки (в этих словах з входит в корень) – поднять руки вверх и потянуться.

Приложение 4
Упражнение №438.
Запишите слова с приставками на -з / -с в две колонки, обозначьте изучаемую орфограмму.
Бешумный, , бечисленный, (с,з)давать, рачертить, ра...щедриться, бе..чувственный, рашевелить, (с,з)жимать, ражимать, бе...жизненный, ращелина, бе..вкусный.

Упражнение №439.
Запишите 7 - 8 слов с буквами -з и -с на конце приставок. Объясните правописание этих букв. какими частями речи являются записанные вами слова?
Приложение 5

Задание
Решить тест

Тест по теме «Буквы з и с на конце приставок »
1. В каком слове пропущена буква З?
1) и..бавиться 2) ра..править
3) ..ведения 4) в..крикнуть

2. В каком слове пропущена буква С?
1) ра..давать 2)ра..бить
3) ра..пилить 4) ра..винтить

3. В каком слове пропущена буква З?
1) ра..жечь 2) в..крик
3) ра..чистить 4) в..хлипнуть

4. В каком слове пропущена буква С?
1) ра..грести 2) и..зябнуть
3) ра..делать 4) ра..таять

5. В каком слове пропущена буква З?
1) ра..сердить 2 )чре..мерный
3) ра..писание 4) ..писать









13PAGE \* MERGEFORMAT14615




Рисунок 1 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615