Технологическая карта технология Изготовление снежинки

Каныгина Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ Мордовокарайская сош имени В.Н. Сидорина
Тема: Работа с бумагой. Изготовление снежинки.
Цель урока: изготовить снежинку, путем складывания бумажной заготовки и вырезания узора.
Задачи:
1. формировать умения изготавливать изделие по намеченному плану (выполнять разметку, складывать бумажную заготовку с помощью осевой симметрии, создавать узорно- зубчатый силуэт, вырезать его)
2. воспитывать ответственность за результаты учебного труда, трудолюбие, добросовестность, старательность, эстетический вкус, чувство уважения к труду; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3. развивать художественные и конструкторско-технологические способности.
Оборудование: образцы изделий, геометрические фигуры, части плана.
Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)
Класс: 3

Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа
-Прочитайте пословицу, записанную на доске:
Недаром говорится, что дело мастера боится.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы.
- А как проверить, что мы с вами тоже мастера своего дела, и любое дело нам ни по чем?
-Давайте проверим, какие из вас мастера получатся!



Ответы детей.
Изготовить какую-нибудь поделку очень хорошо, красиво и аккуратно.
Регулятивные УУД
Формируем умение высказывать своё предположение

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

Познавательно-аналитическая беседа
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
-В это время года земля украшена ковром из снега.
Идешь по такому ковру и слышно, как под ногами снег похрустывает. А знаете ли вы, откуда возникает этот хруст?
Снежный покров состоит из снежинок- крошечных кристалликов. Когда мы на них наступаем, они ломаются, поэтому возникает хруст.
-Отгадайте загадку:
Белой стайкой мошкара. Вьется, кружится с утра. Не пищит и не кусает Просто так себе летает.
На экране появляются картинки, а также на доску крепятся вырезанные из белой бумаги, салфеток и бумаги, которую вкладывают в коробки для обуви снежинки (вырезанные путем складывания листа бумаги), а также снежинка, вырезанная по шаблону из плотной бумаги.

-Не так много времени осталось до новогоднего праздника. Давайте подумаем, как можно украсить свою классную комнату и свой дом?

-Из чего можно сделать снежинки?
-Рассмотрите еще раз образцы снежинок, представленных на доске, и скажите, какая снежинка отличается от остальных и почему?







-Зимой.




Предположение детей







-Снежинки.







-Можно сделать снежинки, ими украсить стекла окон, а можно также из несколько снежинок сделать подвески или гирлянду.
- Их можно сделать из бумаги, картона и салфеток.
-От всех остальных отличается снежинка, вырезанная из картона, так как она вырезана по шаблону, а остальные- нет.
Познавательные УУД
Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.
Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.
Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
Формируем умение высказывать своё предположение

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Анализ изделия
-Какую особенность вы заметили в остальных снежинках?
-Как вы думаете, каким образом можно изготовить такие снежинки?

-Что мы с вами уже умеем делать?


- При изготовлении снежинки, какую трудность вы будете испытывать?
- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня сделать?


-Их не надо вырезать по шаблону.

- Чтобы их сделать, нужно вначале сложить каким- то образом лист бумаги, а затем вырезать узор.
- Мы умеем вырезать по шаблону, строить фигуры с помощью угольника, окружности.
-Нужно правильно сложить лист бумаги.
-Изготовить снежинку путем складывания бумажной заготовки.
Регулятивные УУД
Формируем умение прогнозировать предстоящую работу, формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Открытие практического умения
-Может кто-нибудь из вас знает или может видели как можно сделать такую снежинку.
-Посмотрите на образцы снежинок и скажите, сколько лучиков у снежинки?
-Являются ли рисунки снежинок симметричными?
- Какая фигура является основой для вырезания любой снежинки?
- На партах лежат геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг). Давайте вспомним, сколько осей симметрии у этих фигур? Сложите фигуры по осям симметрии.
-Где может проходить ось симметрии у квадрата?

- Посмотрите внимательно, как была сложена заготовка для снежинки? (учитель берет одну из снежинок и демонстрирует принцип складывания вырезанной снежинки)

Предположение детей


-Шесть.
-Да.
-Квадрат.



Дети складывают по осям симметрии фигуры
- Осью может стать линия, которая проходит через противоположные углы.


Коммуникативные УУД
Формируем умение слушать и понимать других.
Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД
Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами, переработка информации: сравнение с шаблоном


Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)
-Давайте выберем материал для нашей снежинки.
-Еще раз напомните, какая фигура является основой для снежинки?
-Как построить на бумаге квадрат?
- Покажите, как выполнить каждую из разметок квадрата (учащиеся на доске демонстрируют каждую из разметок).
- А сейчас поработаем в парах, составим план нашей работы. На столах у вас лежат части плана.
Расположите их в той последовательности, в какой мы будем работать над изготовлением снежинки.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось? (появляется план работы на слайде)
- Еще раз повторим план работы (проговаривание плана работы с сопровождением рисунка начальной стадии складывания листа бумаги).
-Рассмотрите схематические образцы различных вариантов снежинок. Их вы можете использовать при изготовлении своей снежинки, а может кто-то придумает и нарисует свой узорно – зубчатый силуэт. (раздаются образцы снежинок)
Физминутка
Хороша зима в России, (руки вверх, взмахивание кистями)
Снег искрится бело- синий. (маршируют на месте)
Ну-ка, дети, спозаранку
Наши мы достанем санки. (подскоки на месте)
Папа с нами поиграет,
Лошадью на время станет. (кисти рук у груди, изображают копыта лошади)
А потом построить дружно
Крепость снежную нам нужно (делают разводы рук в стороны- имитация лепим снежный ком)
Будет жить в ней снеговик,
Он ведь к холоду привык (делают повороты в стороны)





Выбор материала
-Квадрат.
- Разметка квадрата от одного прямого угла, от двух прямых углов, с помощью угольника

План работы.
1. Построить и вырезать квадрат. 2.Сложить квадрат пополам, затем вчетверо.
3. Сложить поделку втрое от одного угла.
4. Вдоль ребра вырезать узор.
5. Развернуть снежинку и положить под пресс.





Регулятивные УУД
Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Самостоятельно-практическая работа
-Какие инструменты понадобятся для работы?
-Какие правила необходимо соблюдать при работе с ножницами?



Изготовление изделия по намеченному плану, используя карточки – памятки.

-Ножницы.
-При работе внимательно следи за направлением разреза, не держи ножницы лезвиями вверх, не режь на ходу, передавай закрытые ножницы кольцами вперед.



Регулятивные УУД
Формируем умение осуществлять действия по образцу и заданному плану.
Формируем умение
видеть указанную ошибку и исправлять ее.
Формируем умение контролировать свою деятельность

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)
Уборка рабочих мест.

Обобщение.
-Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились, что повторили?
-Что должны сделать в заключении работы?





Оформляем выставку работ.
Личностные УУД
Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


РЕФЛЕКСИЯ
Оценка практической деятельности
-Пришло время оценить свою работу.
На столах у вас лежат две снежинки. Одной из них вы украсите нашу елочку. Если у вас все получилось при выполнении работы, то приклейте к елочке серебристую снежинку, а если вы испытывали трудности, и у вас не получилась снежинка – то синюю.
-А теперь вспомним нашу пословицу и посмотрим какие из нас получились мастера.
-Справились Вы? Хорошие из вас получись мастера?

Личностные УУД
Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы


Используемая литература:
Технология 3 класс. Поурочные разработки по технологии по учебнику «Технология» Е.А. Лутцева.












Заголовок 215