Технологическая карта урока по литературе на тему Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя


Ф.И.О. учителя: Пронина Елена Сергеевна
Предмет: литература
Класс: 6а,6б
Тип урока: урок освоения новых знаний
Технология: ТРКМЧП
Тема Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша».
Цель Создать условия для знакомства с биографией и творчеством писателя.
предметные планируемые образовательные результаты
Будут знать основные этапы развития творческой деятельности Н.С.Лескова, будут иметь представление о народных произведениях Н.С.Лескова.
метапредметныеСмогут осуществить самооценивание и взаимооценивание.
личностные Проявят любовь к Родине и мотивацию к учению.
Основные
понятия Литературный портрет, биография, сказ.
Ресурсы -презентация (портрет Н.С.Лескова; иллюстрации к сказу);
- подборка статей из периодической печати о местных умельцах ( готовят дети);
- Литература.6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. Авт. В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, М., Просвещение, 2012.
организация образовательного пространства
Этап урока/
время Деятельность
учителя
(методы, приемы, задания
для учащихся, формы контроля) Деятельность
учащихся
(форма организации познавательной
деятельности) универсальные учебные действия
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Мотивация к учебной деятельности.
4 минуты. Приветствует детей;
Проверяет готовность класса к уроку, мобилизует внимание учащихся.
Стимулирует интерес учащихся к уроку;
Предъявляет ученикам два противоречивых факта, мнения (вопрос о выдуманности Левши) Фронтальная работа
Приветствуют учителя;
Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, подготовленный материал).
Вступают в диалог с учителем, выполняют задания, выявляют противоречивые факты;
Формулируют предполагаемую тему урока. Извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию. Искать пути решения учебной задачи;
принимать и сохранять ученую задачу. Представлять результат своей работы;
слушать и слышать других.
Актуализация знаний
5 минут Задает вопросы для выяснения объема знаний,
имеющихся у учащихся по данной теме:-Вспомните эпические жанры;
-Что такое сказ? Фронтальная работа
Вспоминают нужную информацию, делают обобщения;
- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть Ориентироваться в учебнике;
актуализация личного жизненного опыта. Контролировать свою работу;
определять границу «знания- незнания». Строить связное монологическое высказывание;
формулировать свою точку зрения, подкреплять ее научными знаниями
Постановка цели и задач урока
3-4 минуты Прием «Глаголы, характеризующие деятельность на уроке»
Помогает детям сформулировать цель урока;
обсуждает с учащимися план урока. Фронтальная работа
Формулирование целей урока;
определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач. Фиксация собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений. Искать пути решения учебной задачи;
Определять и формулировать цель урока. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения.
Открытие новых знаний и первичное закрепление
18 минут Организует работу учащихся по поиску и обработке информации;
- предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы;
- формулирует и задает вопросы;
- стимулирует активное участие всех детей в поисковой деят-ти. Индивидуальная работа
Рассказывают о писателе, используя презентацию (реализация индивидуального домашнего задания);
- работают с разными источниками информации (учебником, словарем,…)-находят приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку;
Парная работа
- дают характеристику героям, подтверждают текстом
- вступают в диалог;
- оценивают правильность своих выводов Выдвигать гипотезы;
анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия. Анализировать собственную работу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
адекватно понимать основную и дополнительную информацию.
Контроль усвоения. Коррекция и обсуждение допущенных ошибок
6 минут
Прием «Работа с иллюстрацией»
организует индивидуальную работу по устранению ошибок;
помогает детям подвести итоги работы.
- Как Н.С.Лесков относился к героям сказа?
Индивидуальная работа
Устанавливают связи между новым и ранее изученным материалом;
проводят презентацию результатов работы в парах, фиксируют итоги работы других пар, задают вопросы Систематизировать изученный материал;
строить логическое рассуждение. Обосновывать правильность своих действий;
корректировать свое поведение с учетом установленных правил. Оформлять свои мысли в устной форме;
формулировать собственное мнение и позицию.
Рефлексия домашнее задание
5-7 минут Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом;
Выставляет и комментирует отметки.
Предлагает выбрать домашнее задание(на слайде) и комментирует его.
Л.Н.Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? Подготовьте развернутый письменный ответ на вопрос (творческое задание) Фронтальная работа
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения;
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы.
Задают вопросы по выполнению домашнего задания.
Формировать умение проводить сравнение, обобщение;
закреплять умение контролировать свою деятельность.
обобщать изученное, соединять части в целое;творческое применение знаний и умений. Соотносить цели и результаты своей деятельности;
определять степень успешной работы.
соотносить домашнее задание с изученным материалом;
самостоятельно выполнять предложенное задание Обосновывать свои суждения;
приходить к общему решению в совместной деятельности.
представлять результат своей деятельности.
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.
Ресурсный материал
Вопросы для работы в парах:
- слово о писателе;
- понятие о жанре сказа;
- размышления о прочитанном;
- характеристика героев ( Каким изобразил Лесков генерала Платова? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?)-сравнительная характеристика императоров.
-Каким изображается левша?
Лесков говорил: «…там, где стоит «левша», надо читать « русский народ». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.