Разработка воспитательного часа на тему Урок мужества. Журавли нашей памяти


ГБОУ ЛНР «Ровеньковская специализированная школа №3»
134493015811500
«Журавли нашей памяти»
609601397000Урок мужества разработала и провела
классный руководитель 6-А класса
Ровеньковской специализированной
школы №3 Пономарева Г.Н.
258508530924500
Ровеньки - 2016
«Журавли нашей памяти»
Урок мужества разработала и провела
Пономарева Г.Н. классный руководитель 6-А класса
Ровеньковской специализированной школы №3
Цель: создание условий для воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну, чести, ответственности, уважения к прошлому.
Задачи:
- познакомить учащихся с героическими и трагическими страницами истории родного края;
- воспитывать уважение детей к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
- формировать образ истинного патриота и защитника Родины;
- способствовать формированию активной жизненной позиции;
- обогатить эмоциональную сферу детей нравственными переживаниями, формировать нравственные чувства;
- способствовать моральному развитию учащихся и их творческих способностей.
Оборудование: видеозаписи песен: «Журавли» в исполнении М. Бернеса и группы «Серебро», «Солнечный круг», видеофильм о Садако Сасаки, презентация «Журавли нашей памяти», фотографии земляков, погибших во время боевых действий и вооруженных конфликтов, журавлики-оригами, листы бумаги, один большой журавлик на столике группы «Журавли нашей памяти», портреты «Бессмертный полк», лампадки со свечами, столик для журавликов и букета цветов. Ход урока
Кадр 1 презентации
Видео песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса
Учитель. Уважаемые гости, ребята, уже не впервые мы снова и снова возвращаемся к одной и той же теме, теме Великой Отечественной войны, теме подвига нашего народа в этой войне. Мы говорили о подвиге героев-молодогвардейцев, о подвиге наших земляков – Героев Советского Союза, о подвиге ваших бабушек и дедушек на полях сражений и в глубоком тылу, о подвиге многих безымянных героев, которые приближали великую Победу. Они разные, но есть одно качество, которое красной нитью соединяет воедино этих людей. И этим качеством является огромное мужество. И наш сегодняшний час общения мы назовем часом мужества, как дань памяти известным и безымянным героям, нашим землякам, нашим родственникам.
Ребята, группе экспертов было дано домашнее задание – провести поисковую работу и выяснить, что же такое мужество. Давайте послушаем результаты их поиска.
Кадр 2 презентации
Экспертная группа
Ученик 1. Существует много качеств, черт личности человека, которые делают его нравственно высоким, вызывают уважение, а иногда и восхищение окружающих. Одним из таких является мужество. Что такое мужество? Что обозначает данное слово, каково его происхождение? Мы попробовали разобраться в этом.
Ученик 2. Значения слова "мужество" – способность человека действовать смело, самоотверженно в той или иной конкретной ситуации, несмотря на грозящую смертельную опасность. Пример: "В годы Великой Отечественной войны советские люди проявляли истинное мужество на полях сражений, защищая свою страну".
Ученик 3. Мужеством называют и душевную стойкость, самообладание, способность человека переносить сложные ситуации в жизни. Пример: "Мужество помогло ему пережить беды и несчастья, возникшие в его семье в последние годы". Данное слово имеет исконно русский корень, такой же, что и слово «мужчина». Интересно заметить, что во многих языках подобное слово тоже является однокоренным слову «мужчина». Именно мужчины защищали дом, семью, женщин и детей.
Ученик 4. Мужество – это присутствие духа в опасности, проявление стойкости в трудности. Мужественный человек решителен в поступках ради чего-то, зная об их неположительном последствии.
Ученик 5. Мужество? Что же это такое? Свойство характера? Да, но…нет, не только свойство характера. Это лежит ближе к сердцу. Это нельзя воспитать утомительными тренировками и бесконечными беседами о патриотизме. Мужество – это не решение пойти в армию, отслужиться, заработать звание. Это решение победить, во что бы то ни стало ради семьи, ради друзей, ради страны. Ради того, что тебе бесконечно дорого.
Кадр 3 презентации
Ученик 6. Подводя итог, скажем, что Мужество – это одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой», писал Карамзин. Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху, писал Ушинский.
Ученик 7. А вот что говорит народная мудрость о мужестве:
Если у тебя есть мужество, дело не будет тяжелым.
Мужество — это сила.
Человеку с мужеством никакое дело не трудно.
Мужество создает победителей.
Мужество рождается в борьбе.
Мужество создает победителей
Хоть ростом маловат, да мужеством богат.
Мужественному человеку никакое дело не трудно.
Учитель. Вот мы и послушали, что же такое мужество, и, как вы поняли, мужество очень часто проявляется на войне. Ребята, а вы можете рассказать о людях, которые проявили мужество во время Великой Отечественной войны?
Группа «Ровеньки и война»Ученик 1. Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Нашему народу свойственна особая любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. Наша группа подготовила рассказы о наших земляках-героях войны.
Кадр 4 презентации
Ученик 2. В нашем городе Ровеньки стоит памятник Молодогвардейцам. Каждый живущий в Ровеньках или тот, кто читал роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», сразу поймёт о ком идёт речь. Если вам о чём-нибудь говорят имена Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, то вы сможете представить себе величие и важность этого памятника для потомков. Памятник стоит в самом центре города. Это изображение стоящих рядом друг с другом пятерых подростков. Четыре парня и девушка с устремлёнными вдаль суровыми взглядами. Эти подростки – герои Великой Отечественной Войны, дети шахтёров. Ни вражеские застенки, ни пытки, ни смерть не смогли сломить воли этих ребят. Они подпольно сражались с фашистами на захваченной оккупантами территории. Пятеро из них были расстреляны в Ровеньках, в Гремучем лесу. Это – Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Семен Остапенко, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин. Смелость, решительность и упорство сквозит в каждом немом взгляде.
Они, как живые застыли в назидание потомкам, чтобы ныне живущие не забывали об ужасах прошедшей войны. Они не предали своей Родины, до самого конца оставались верными своим идеям.
Кадр 5 презентации
Ученик 3. Ребята, а вы знаете, что сразу за памятником Молодогвардейцам находится улица имени Героя Бурды. Герой Советского Союза Бурда Александр Фёдорович родился 12 апреля 1911 г. в городе Ровеньки, в семье шахтёра. Он был старшим сыном в многодетной семье. Александр Фёдорович прошёл путь от механика-водителя танка до командира. Во время Великой Отечественной войны он служил в танковой дивизии. Бурда был бесстрашным командиром, трижды горел в танке. Это были дни ожесточенных боев на Курской дуге, в которых бригада сожгла около 70 вражеских танков. За подвиг и мужество указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1945 г. Александру Федоровичу Бурде присвоено (посмертно) звание Героя Советского Союза. Всего экипажем Бурды было подбито более 30-ти танков.
Ученик 4. Жизнь и подвиг Александра Фёдоровича Бурды достойны подражания и наша школа будет с гордостью носить его имя, потому что именно сейчас мы боремся за право носить имя этого мужественного человека.
Учитель: Весной этого года в преддверии Дня Победы в нашем городе проходил конкурс научно-исследовательских работ «Мы этой памяти верны», в котором приняли активное участие ребята нашего класса. Они провели большую поисковую работу и сейчас мы послушаем их рассказы. Вы увидите, что герои живут или жили рядом с нами, что герои есть в каждой семье, нужно только быть внимательнее к нашим родным, близким. В городском конкурсе эти работы заняли первые места. Слово представителям группы «Герой в моей семье»
Кадр 6 презентации
Группа «Герой в моей семье»
Ученик 1. Мой прадедушка Михаил Георгиевич Зуев родился в 1905 году в Пермской губернии. В 1941 году ушел на фронт добровольцем, воевал танкистом, механиком водителем танка Т-34. Он был ранен несколько раз, но снова возвращался на фронт. Дедушка закончил войну в Берлине, имел много боевых наград. После войны работал машинистом тепловоза на заводе.
Другой мой прадедушка, Бурмистров Николай Егорович был тяжело ранен в начале войны и умер от ранения в госпитале. Николай Бурмистров родился в 1920 г. До войны работал на шахте. Жил он в городе Стаханове. Когда началась война у него родился сын. Хорошо рисовал. К сожалению, мне больше ничего неизвестно об этом прадедушке.
Кадр 7 презентации
Ученик 2. Мой дедушка Баранов Николай Абрамович был призван на фронт в 1943 году в возрасте 19 лет. Он воевал в 174 истребительном противотанковом полку артиллеристом, был командиром орудия, дошел до Берлина. Дедушка Николай Абрамович не любил вспоминать о войне, но о его героическом прошлом говорят многочисленные награды: орден «За мужество», орден «Отечественной войны», знак «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», медали «За отвагу», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «Защитнику Отчизны», юбилейные медали за победу в Великой Отечественной войне.Моя бабушка, Баранова Анна Антоновна, во время войны работала в колхозе. Имеет статус «труженик тыла», она не считала подвигом свой труд в тылу, просто трудилась, часто бесплатно, за кусок хлеба, но никогда не жаловалась на тяготы жизни, просто знала, что её труд помогал фронту, помогал одержать Победу.
Кадр 8 презентации
Ученик 3 Я хочу рассказать о моих прабабушках.
Кривозуб Ирина Филипповна родилась 23 мая 1926 года. В начале войны в июне 1941 г. ей было 16 лет и она вступила в ряды Красной Армии, приписав себе 2 года, чтобы её взяли на фронт. Прабабушка воевала санитаром, выносила с поля боя и спасала раненых солдат. Победу встретила под Берлином, домой вернулась в январе 1946 года, сразу пошла работать на восстановление шахт. За проявленную отвагу при спасении раненых в санитарном поезде Кривозуб И.Ф. награждена орденом «За мужество». В этом бою она уничтожила 11 фашистов. В 2010 году Кривозуб Ирине Филипповне было присвоено звание подполковника.
Моя другая прабабушка Валентина Андреевна Швец во время Великой Отечественной войны трудилась на авиационном заводе, эвакуированном в глубокий тыл. Трудовой подвиг прабабушки Валентины Андреевны описан в книге «Крылья победы» Александра Магида изданной в 1958 году. На странице 58 мы нашли информацию о Валентине Андреевне Швец и здесь же увидели ее фотографию.
Кадр 9 презентации
Ученик 4. Я подготовил рассказ о моих прадедушках, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны или работали в тылу.
Мой прадедушка Неонета Павел Устинович воевал сапёром, служил минером, строил для военных понтонные переправы через реки. За участие в боевых действиях имеет награды: медали «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
Мой другой прадедушка, Букин Александр Александрович в начале войны служил в разведывательном отряде, был тяжело ранен, после госпиталя, с сентября 1943 года, служил водителем, завскладом ГСМ. За боевые заслуги Букин А.А. был награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью «За боевые заслуги».
Еще один мой прадедушка, Овчаренко Владимир Ефимович, в 18 лет добровольцем пошел на фронт. До войны он работал трактористом, поэтому его сразу направили в танковую часть. Он прошел всю войну, воевал в Польше, Чехословакии, дошел до Берлина. За боевые заслуги был награжден Орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу» и «За освобождение Праги».
Прадедушке Гребенюкову Василию Алексеевичу исполнилось 12 лет когда началась война. Он пошел работать водителем, после войны получил статус «труженик тыла». Он был одним из тех, кто не считал подвигом свой труд в тылу, просто трудился, часто бесплатно, за кусок хлеба, но никогда не жаловался на тяготы жизни, просто знал, что его труд помогал фронту, помогал одержать Победу.
Кадр 10 презентации
Ученик 5. А я хочу рассказать о герое, чье имя носит улица, на которой я живу: это улица Сергея Колегова. Он погиб 26 мая 1982 года, выполняя интернациональный долг в Афганистане. Находясь в передовом дозоре, Сергей Колегов, которому было неполных 20 лет, выполнял боевое задание и попал под пулеметный огонь мятежников. Рискуя жизнью, рядовой Колегов приблизился к огневой точке противника и уничтожил ее. Хотя сам был смертельно ранен. За мужество и отвагу Сергей Петрович был награжден Орденом Красной Звезды, посмертно. Решением исполкома городского Совета народных депутатов переулок Угольный, в котором проживал герой, был переименован в переулок имени Сергея Колегова.
Учитель: Ребята, а кто еще хочет рассказать о своих родственниках, которые проявили мужество и героизм на войне. (Ответы детей)
Учитель. Ребята, вы провели большую работу, готовясь к сегодняшнему Уроку мужества.
Но вы должны знать и понимать, что Мужество проявляется не только в военное время. Часто в мирной жизни возникают ситуации, требующие проявить смелость, отчаянность, вопреки страху смерти. Такое мужественное поведение свойственно представителям многих профессий, например, полицейским, пожарным, шахтерам. Не случайно во многих странах есть медали «За мужество», которыми награждают наиболее отличившихся людей. Но об этом мы поговорим в другой раз, а сейчас я бы хотела задать вам вопрос: Вы помните, какая песня звучала в начале нашей встречи?
Ответ учеников: «Песня о журавлях» .Учитель: А кто-нибудь может сказать, почему звучала именно эта песня?
Ответы: Это песня о войне, песня о погибших солдатах, красивая, трогательная песня
Учитель: Все правильно ребята. В память о той великой кровопролитной войне написано немало прекрасных песен, но именно эта песня прозвучала не случайно.
Сейчас мы послушаем, как выполнила домашнее задание еще одна группа.
Кадр 11 презентации
Группа «Журавли нашей памяти»
Ученик 1. Человечество за всю свою историю стремится к войнам с завидным постоянством. Причин для начала войны может быть множество. Но какими бы ни были поводы объявления военных действий, более всего во время их проведения страдает мирное беззащитное население: женщины, дети и старики. Чтобы обратить внимание общественности на вопиюще несправедливую ситуацию и увековечить память погибших, был учрежден трогательный и знаковый праздник Белых Журавлей.
Ученик 2. Мы вам расскажем, с чего все начиналось. Давным-давно, в далеком августе 1945 года произошло жуткое событие: на японский город Хиросиму была сброшена американская ядерная бомба. Страшная катастрофа мгновенно унесла миллионы невинных жизней, но это стало только началом. Невидимая радиационная смерть на протяжении десятилетий продолжала собирать свою неотвратимую жатву. Многие люди заболевали тяжелыми формами лучевой болезни, вызывающей необратимые онкологические изменения в тканях организма.
Ученик 3. Одной из жертв этого смертельного недуга стала маленькая девочка по имени Садако. У нее обнаружили неизлечимое заболевание: белокровие. Но мы живы, пока жива надежда. Девочка свято верила в свое выздоровление. Эту веру поддерживала старинная легенда о том, что у человека, который сможет изготовить тысячу оригами в виде белых журавликов, непременно исполнится самое заветное желание. В итоге умирающий ребенок сделал только 644 журавля перед тем, как смертельная болезнь все-таки победила.
Кадр 12 презентации
Ученик 4. Об этом трагическом событии узнал прославленный советский поэт Расул Гамзатов. Его глубоко тронула история маленькой девочки, ставшей жертвой чудовищных взрослых ошибок. Как человек творческий, дагестанский поэт написал прекрасное стихотворение, на которое его вдохновила судьба несчастной Садако. Сейчас это произведение стало знаменитой песней, которую невозможно слушать без слёз.
(Звучит песня Журавли в исполнении группы «Серебро»)
Ученик 5. Трагическое событие и песня, которую создал Расул Гамзатов, дали начало появлению прекрасного праздника Белых Журавлей в 1986 году.
Символично значение праздника. Журавль, как символ мира, невинности и добра был выбран неслучайно. Многие народы мира считали журавля посланником Солнца, символом дружбы и доброты. У японцев журавль ассоциируется с долголетием и жизнелюбием. Поэтому Садако Сасаки пыталась реализовать жгучее желание жить с помощью красивой легенды. В честь этого печального события, дабы оставить его в веках, был воздвигнут Монумент мира «Белый журавлик»
Кадр 13 презентации
Ученик 6. До сих пор к мемориалу люди присылают сотни журавликов, которые не успела изготовить маленькая Садако. Огромное их количество хранится близ памятника в стеклянных ящиках. Отравленная радиацией земля отняла силы у девочки, которая страстно хотела жить, поэтому, чтобы больше не допустить невинных жертв развязанных кем-то войн, нельзя забывать об этой страшной истории. (Фильм о Садако Сасаки)
На фоне песни «Журавли» Учитель. Ребята, через 2 дня, 22 октября, весь мир отмечает День белых журавлей, проводятся памятные торжественные мероприятия в честь безвинно погибших на дорогах войны, люди мира вспоминают безвременно погибших не только во время ядерного взрыва в Хиросиме, но и пострадавших в других страшных войнах, вооруженных конфликтах, трагедиях, терактах.
Песня «Журавли» давно превратилась в реквием по погибшим. Бытует поверье, что воины, которые полегли в борьбе, превращаются в белых журавлей. Этот праздник необходим, чтобы потомки помнили и остерегались развязывать войны. Чтобы те безымянные и знаменитые герои, погибшие на стезе войны, никогда не были забыты. Ребята, в мире существует 24 скульптурных композиции, посвященные миру и изображающие журавлей. Это целая галерея мемориалов и монументов в России, Японии, Дании, в Голливуде. Это объединяет мировые государства в их стремлении к миру и процветанию. Пока существует этот знаковый праздник, мир не забудет безвинных жертв жестоких бесполезных войн
Давайте зажжем свечи в память о погибших во всех войнах.
Ученица.
Люди, взгляните на мир!
Звезды над вами блестят…
Звезды войны не хотят!
Это для вас ориентир.
Взрывы, и боль, и пожар,
Город за дымом исчез,
Смотрят светила с небес,
Видя военный кошмар!
Раны земные болят,
Страшен на душах ожог.
Это потомкам урок:
Те, кто остались, скорбят.
Учитель. 22 октября мы с вами выйдем на флеш-моб и попросим людей почтить память жертв всех войн и вооруженных конфликтов, а также подарим им белых журавликов, которых я предлагаю вам сделать сейчас. Нам надо жить, трудиться, учиться, радоваться солнцу, нам не нужны чужие земли, нам не нужна война! Нам нужен мир!!!
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Учитель Ребята, давайте подведем итог нашей встречи и скажем, так что же мы понимаем под мужеством (высказывания детей)
Вы все правильно сказали, ребята, а я хочу, чтобы людям не приходилось проявлять мужество на войне
Ученица Пусть будет мир на планете (Ольга Маслова)
Как надоели войны на свете,
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.
Хочется крикнуть: " - Люди, постойте,
Войну прекратите, живите достойно,
Гибнет природа и гибнет планета,
Ну неужели вам нравится это ??? "
Война - это боль, это смерть, это слёзы,
На братских могилах тюльпаны и розы.
Над миром какое-то время лихое,
Где правит война, никому нет покоя.
Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн - НИКОГДА и НИГДЕ не бывает!
Учитель Когда-то Корней Чуковский записал четверостишие:
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
Ребята, эти замечательные слова – лучшее, что было сказано о мире. Давайте вместе споем эту песню и откроем нашу мастерскую журавликов по подготовке к флешмобу посвященному Международному Дню белых журавлей
118491079883000Видеоролик «Солнечный круг»1346200-14033500662015241808000434975560324000
2978153048000
120269011112500
99885472390000
17194255080000
5562604445000
2146935227584000
Подробнее на Elhow: http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/m/chto-takoe-muzhestvo?utm_source=users&utm_medium=ct&utm_campaign=ct
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация" http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/10739/МУЖЕСТВО
Подробнее на Elhow: http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/m/chto-takoe-muzhestvo?utm_source=users&utm_medium=ct&utm_campaign=ct

1. Гелета (1 группа) Существует много качеств, черт личности человека, которые делают его нравственно высоким, вызывают уважение, а иногда и восхищение окружающих. Одним из таких является мужество. Что такое мужество? Что обозначает данное слово, каково его происхождение? Мы попробовали разобраться в этом.
2. Калюжная (1 группа) Значения слова "мужество" – способность человека действовать смело, самоотверженно в той или иной конкретной ситуации, несмотря на грозящую смертельную опасность. Пример: "В годы Великой Отечественной войны советские люди проявляли истинное мужество на полях сражений, защищая свою страну".
3. Красненко (1 группа) Мужеством называют и душевную стойкость, самообладание, способность человека переносить сложные ситуации в жизни. Пример: "Мужество помогло ему пережить беды и несчастья, возникшие в его семье в последние годы". Данное слово имеет исконно русский корень, такой же, что и слово «мужчина». Интересно заметить, что во многих языках подобное слово тоже является однокоренным слову «мужчина». Именно мужчины защищали дом, семью, женщин и детей.
4. Леонтьева (1 группа) Мужество – это присутствие духа в опасности, проявление стойкости в трудности. Мужественный человек решителен в поступках ради чего-то, зная об их неположительном последствии.
5. Сахарова (1 группа) Мужество? Что же это такое? Свойство характера? Да, но…нет, не только свойство характера. Это лежит ближе к сердцу. Это нельзя воспитать утомительными тренировками и бесконечными беседами о патриотизме. Мужество – это не решение пойти в армию, отслужиться, заработать звание. Это решение победить, во что бы то ни стало ради семьи, ради друзей, ради страны. Ради того, что тебе бесконечно дорого.
6. Гелета (1 группа) Подводя итог, скажем, что Мужество – это одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой», писал Карамзин. Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху, писал Ушинский.

7. Красненко (1 группа) А вот что говорит народная мудрость о мужестве:
Если у тебя есть мужество, дело не будет тяжелым.
Мужество — это сила.
Человеку с мужеством никакое дело не трудно.
Мужество создает победителей.
Мужество рождается в борьбе.
Мужество создает победителей
Хоть ростом маловат, да мужеством богат.
Мужественному человеку никакое дело не трудно.
1. Толстова С. (Группа 2) Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Нашему народу свойственна особая любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. Наша группа подготовила рассказы о наших земляках-героях войны.
2. Крюкова (Группа 2) В нашем городе Ровеньки стоит памятник Молодогвардейцам. Каждый живущий в Ровеньках или тот, кто читал роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», сразу поймёт о ком идёт речь. Если вам о чём-нибудь говорят имена Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, то вы сможете представить себе величие и важность этого памятника для потомков. Памятник стоит в самом центре города. Это изображение стоящих рядом друг с другом пятерых подростков. Четыре парня и девушка с устремлёнными вдаль суровыми взглядами. Эти подростки – герои Великой Отечественной Войны, дети шахтёров. Ни вражеские застенки, ни пытки, ни смерть не смогли сломить воли этих ребят. Они подпольно сражались с фашистами на захваченной оккупантами территории. Пятеро из них были расстреляны в Ровеньках, в Гремучем лесу. Это – Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Семен Остапенко, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин. Смелость, решительность и упорство сквозит в каждом немом взгляде.
Они, как живые застыли в назидание потомкам, чтобы ныне живущие не забывали об ужасах прошедшей войны. Они не предали своей Родины, до самого конца оставались верными своим идеям.
3. Савченко (Группа 2) Ребята, а вы знаете, что сразу за памятником Молодогвардейцам находится улица имени Героя Бурды. Герой Советского Союза Бурда Александр Фёдорович родился 12 апреля 1911 г. в городе Ровеньки, в семье шахтёра. Он был старшим сыном в многодетной семье. Александр Фёдорович прошёл путь от механика-водителя танка до командира. Во время Великой Отечественной войны он служил в танковой дивизии. Бурда был бесстрашным командиром, трижды горел в танке. Это были дни ожесточенных боев на Курской дуге, в которых бригада сожгла около 70 вражеских танков. За подвиг и мужество указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1945 г. Александру Федоровичу Бурде присвоено (посмертно) звание Героя Советского Союза. Всего экипажем Бурды было подбито более 30-ти танков.
1. Зуева Е. («Герой в моей семье») Мой прадедушка Михаил Георгиевич Зуев родился в 1905 году в Пермской губернии. В 1941 году ушел на фронт добровольцем, воевал танкистом, механиком водителем танка Т-34. Он был ранен несколько раз, но снова возвращался на фронт. Дедушка закончил войну в Берлине, имел много боевых наград. После войны работал машинистом тепловоза на заводе.
Другой мой прадедушка, Бурмистров Николай Егорович был тяжело ранен в начале войны и умер от ранения в госпитале. Николай Бурмистров родился в 1920 г. До войны работал на шахте. Жил он в городе Стаханове. Когда началась война у него родился сын. Хорошо рисовал. К сожалению, мне больше ничего неизвестно об этом прадедушке.
4. Коратеев (Группа 2) Жизнь и подвиг Александра Фёдоровича Бурды достойны подражания и наша школа будет с гордостью носить его имя, потому что именно сейчас мы боремся за право носить имя этого мужественного человека.
2. Пидоненко Е. («Герой в моей семье») Мой дедушка Баранов Николай Абрамович был призван на фронт в 1943 году в возрасте 19 лет. Он воевал в 174 истребительном противотанковом полку артиллеристом, был командиром орудия, дошел до Берлина. Дедушка Николай Абрамович не любил вспоминать о войне, но о его героическом прошлом говорят многочисленные награды: орден «За мужество», орден «Отечественной войны», знак «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», медали «За отвагу», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «Защитнику Отчизны», юбилейные медали за победу в Великой Отечественной войне.Моя бабушка, Баранова Анна Антоновна, во время войны работала в колхозе. Имеет статус «труженик тыла», она не считала подвигом свой труд в тылу, просто трудилась, часто бесплатно, за кусок хлеба, но никогда не жаловалась на тяготы жизни, просто знала, что её труд помогал фронту, помогал одержать Победу.
3. Копылов Саша («Герой в моей семье») Я хочу рассказать о моих прабабушках.
Кривозуб Ирина Филипповна родилась 23 мая 1926 года. В начале войны в июне 1941 г. ей было 16 лет и она вступила в ряды Красной Армии, приписав себе 2 года, чтобы её взяли на фронт. Прабабушка воевала санитаром, выносила с поля боя и спасала раненых солдат. Победу встретила под Берлином, домой вернулась в январе 1946 года, сразу пошла работать на восстановление шахт. За проявленную отвагу при спасении раненых в санитарном поезде Кривозуб И.Ф. награждена орденом «За мужество». В этом бою она уничтожила 11 фашистов. В 2010 году Кривозуб Ирине Филипповне было присвоено звание подполковника.
Моя другая прабабушка Валентина Андреевна Швец во время Великой Отечественной войны трудилась на авиационном заводе, эвакуированном в глубокий тыл. Трудовой подвиг прабабушки Валентины Андреевны описан в книге «Крылья победы» Александра Магида изданной в 1958 году. На странице 58 мы нашли информацию о Валентине Андреевне Швец и здесь же увидели ее фотографию.
5. Глушкова Н. («Герой в моей семье») А я хочу рассказать о герое, чье имя носит улица, на которой я живу: это улица Сергея Колегова. Он погиб 26 мая 1982 года, выполняя интернациональный долг в Афганистане. Находясь в передовом дозоре, Сергей Колегов, которому было неполных 20 лет, выполнял боевое задание и попал под пулеметный огонь мятежников. Рискуя жизнью, рядовой Колегов приблизился к огневой точке противника и уничтожил ее. Хотя сам был смертельно ранен. За мужество и отвагу Сергей Петрович был награжден Орденом Красной Звезды, посмертно. Решением исполкома городского Совета народных депутатов переулок Угольный, в котором проживал герой, был переименован в переулок имени Сергея Колегова.

4. Гребенюков Д. («Герой в моей семье») Я подготовил рассказ о моих прадедушках, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны или работали в тылу.
Мой прадедушка Неонета Павел Устинович воевал сапёром, служил минером, строил для военных понтонные переправы через реки. За участие в боевых действиях имеет награды: медали «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
Мой другой прадедушка, Букин Александр Александрович в начале войны служил в разведывательном отряде, был тяжело ранен, после госпиталя, с сентября 1943 года, служил водителем, завскладом ГСМ. За боевые заслуги Букин А.А. был награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью «За боевые заслуги».
Еще один мой прадедушка, Овчаренко Владимир Ефимович, в 18 лет добровольцем пошел на фронт. До войны он работал трактористом, поэтому его сразу направили в танковую часть. Он прошел всю войну, воевал в Польше, Чехословакии, дошел до Берлина. За боевые заслуги был награжден Орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу» и «За освобождение Праги».
Прадедушке Гребенюкову Василию Алексеевичу исполнилось 12 лет когда началась война. Он пошел работать водителем, после войны получил статус «труженик тыла». Он был одним из тех, кто не считал подвигом свой труд в тылу, просто трудился, часто бесплатно, за кусок хлеба, но никогда не жаловался на тяготы жизни, просто знал, что его труд помогал фронту, помогал одержать Победу.

1. Кониченко (группа о журавлях) Человечество за всю свою историю стремится к войнам с завидным постоянством. Причин для начала войны может быть множество. Но какими бы ни были поводы объявления военных действий, более всего во время их проведения страдает мирное беззащитное население: женщины, дети и старики. Чтобы обратить внимание общественности на вопиюще несправедливую ситуацию и увековечить память погибших, был учрежден трогательный и знаковый праздник Белых Журавлей.
2. Мельниченко (группа о журавлях) Мы вам расскажем, с чего все начиналось. Давным-давно, в далеком августе 1945 года произошло жуткое событие: на японский город Хиросиму была сброшена американская ядерная бомба. Страшная катастрофа мгновенно унесла миллионы невинных жизней, но это стало только началом. Невидимая радиационная смерть на протяжении десятилетий продолжала собирать свою неотвратимую жатву. Многие люди заболевали тяжелыми формами лучевой болезни, вызывающей необратимые онкологические изменения в тканях организма.
3. Сметанин (группа о журавлях) Одной из жертв этого смертельного недуга стала маленькая девочка по имени Садако. У нее обнаружили неизлечимое заболевание: белокровие. Но мы живы, пока жива надежда. Девочка свято верила в свое выздоровление. Эту веру поддерживала старинная легенда о том, что у человека, который сможет изготовить тысячу оригами в виде белых журавликов, непременно исполнится самое заветное желание. В итоге умирающий ребенок сделал только 644 журавля перед тем, как смертельная болезнь все-таки победила.

4. Шаульский (группа о журавлях) Об этом трагическом событии узнал прославленный советский поэт Расул Гамзатов. Его глубоко тронула история маленькой девочки, ставшей жертвой чудовищных взрослых ошибок. Как человек творческий, дагестанский поэт написал прекрасное стихотворение, на которое его вдохновила судьба несчастной Садако. Сейчас это произведение стало знаменитой песней, которую невозможно слушать без слёз.
(Звучит песня Журавли в исполнении группы «Серебро»)
5. Мельниченко (группа о журавлях) Трагическое событие и песня, которую создал Расул Гамзатов, дали начало появлению прекрасного праздника Белых Журавлей в 1986 году.
Символично значение праздника. Журавль, как символ мира, невинности и добра был выбран неслучайно. Многие народы мира считали журавля посланником Солнца, символом дружбы и доброты. У японцев журавль ассоциируется с долголетием и жизнелюбием. Поэтому Садако Сасаки пыталась реализовать жгучее желание жить с помощью красивой легенды. В честь этого печального события, дабы оставить его в веках, был воздвигнут Монумент мира «Белый журавлик»

6. Матчанова (группа о журавлях) До сих пор к мемориалу люди присылают сотни журавликов, которые не успела изготовить маленькая Садако. Огромное их количество хранится близ памятника в стеклянных ящиках. Отравленная радиацией земля отняла силы у девочки, которая страстно хотела жить, поэтому, чтобы больше не допустить невинных жертв развязанных кем-то войн, нельзя забывать об этой страшной истории.
(Фильм о Садако Сасаки)
Мельниченко К.
Люди, взгляните на мир!
Звезды над вами блестят…
Звезды войны не хотят!
Это для вас ориентир.
Взрывы, и боль, и пожар,
Город за дымом исчез,
Смотрят светила с небес,
Видя военный кошмар!
Раны земные болят,
Страшен на душах ожог.
Это потомкам урок:
Те, кто остались, скорбят.
Пидоненко Е.
ПУСТЬ БУДЕТ МИР НА ПЛАНЕТЕ
Ольга Маслова,
Как надоели войны на свете,
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.
Хочется крикнуть: " - Люди, постойте,
Войну прекратите, живите достойно,
Гибнет природа и гибнет планета,
Ну неужели вам нравится это ??? "
Война - это боль, это смерть, это слёзы,
На братских могилах тюльпаны и розы.
Над миром какое-то время лихое,
Где правит война, никому нет покоя.
Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн - НИКОГДА и НИГДЕ не бывает !!!