Интегрированный урок (окружающий мир и изобразительное искусство) для 1 класса «Краски осени»


Конспект интегрированного урока в 1 классе (окружающий мир и изобразительное искусство).
Тема: «Краски осени».


Тип урока: урок-игра «Я - художник, я - зритель».

Учитель: Панина Л. В. МБОУ СОШ № 1 г. Павлово, Нижегородская обл.

Цели урока:
Учить детей находить отличительные признаки каждого периода осени;
Формировать способность передавать отличительные особенности каждого осеннего месяца с помощью цветовой гаммы;
Учить обосновывать свой выбор;
Учить составлению композиции по заданному сюжету;
Способствовать развитию творческих способностей, воображения и индивидуального самовыражения детей;
Способствовать сплочению коллектива.
Оборудование урока:
Музыкальное оформление – П. И. Чайковский «Времена года»;
Разрезные картинки с изображением осенних периодов – ранней, золотой и поздней осени;
Репродукции картин художников;
Карточки с цветовой гаммой;
Готовые картины с изображением осеннего дерева в разные периоды осени;
Дополнительные детали для составления композиции
Ход урока:
Оргмомент:
Проверка готовности к уроку. Настрой детей на хорошую работу.
Сообщение темы урока:
- Тема нашего урока «Краски осени». Я знаю, что вы все любите играть. Поэтому сегодня мы поиграем в игру «Художники и зрители».
Под музыку Чайковского «Времена года» учитель читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!»
- О каком времени года это стихотворение?
- Почему А.С. Пушкин называет осень «унылой порой»?
- Но в то же время почему он говорит, что осень это пора « очей очарованье»?
- Где лучше всего наблюдать за красотой природы (ответы детей)?
- Хотите побывать на лесной полянке? Закройте глазки и прислушайтесь.
Звучат в записи голоса птиц.
- Ранним осенним утром мы отправились на лесную поляну. Лес встретил нас шорохом листьев, пением птиц и тёплым ветерком. Что мы видим кругом? Давайте спросим у «эха».
У. – «Эхо» лесное спросить могу?
Д. – Ау, ау, ау.
У. – Куда это листья лесные пропали?
Д. – Опали, опали, опали
У. – Травы лесные, где вы, не вижу?
Д. – Ниже, ниже, ниже
У. – Цветы луговые, а вы всё цветёте?
Д. – Что вы, что вы
У. – Так что же творится в лесу? – мы спросим.
Д. – Осень, осень, осень
– Сегодня сама природа будет нашим учителем и узнает, кто из вас лучший знаток природы.
Работа над выделением характерных признаков каждого осеннего месяца.
- Какие осенние месяцы вы знаете (ответы детей)? В каждом месяце у природы свои краски, свои признаки.
Составьте из разрезных частей картину природы и расскажите, какие признаки осени на ней изображены.
Дети работают в парах: первый ряд – выделяют признаки ранней осени, второй – золотой, третий – поздней
После обсуждения делаются следующие выводы:
1. сентябрь – период ранней осени;
Ученик читает стихотворение И.А.Бунина «Есть в осени первоначальной».
2. октябрь – период золотой осени;
Ученик читает стихотворение И.А.Бунина «Лес, точно терем расписной».
3. ноябрь – период поздней осени.
Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало».
- Нам предстоит красками передать в своих работах отличительные признаки каждого осеннего месяца, подобрать для своего дерева нужную одежду.
Физминутка. Мини-этюд.
- Давайте вырастим своё дерево.
Учитель показывает движения, а дети повторяют.
- Представим, что мы – маленькое семечко.
(дети садятся, сжавшись в комочек)
- Природа очень бережно относится к семенам, поливает их дождичком, пригревает солнышком. Семечко начинает прорастать.
(дети поднимаются)
- Появляется стебелёк, он растёт, растёт, появляются веточки с почками.
(руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки)
- И вот радостный момент, почки лопаются и появляются листочки
(дети поднимают руки вверх и разжимают кулачки)
- Дерево хорошеет, любуется собой, своими друзьями-соседями
(дети поворачиваются друг к другу и улыбаются)
- Дотрагивается до них своими ветвями
(дети тянутся руками друг к другу)
- Но с приходом осени листочки опадают
(дети опускают руки вниз)
- И дереву становится грустно
(дети садятся за парту)
- Чтобы наше дерево не грустило, давайте оденем его в красивую одежду.
Выбор цветового решения.
- Сейчас каждый попробует себя в роли художника. Про художников говорят, что они не рисуют, а пишут красками. Посмотрите, как художники изобразили признаки ранней, золотой и поздней осени в своих работах, какие краски они использовали. Они вложили в эти картины свои мысли, чувства и настроение.
(дети рассматривают иллюстрации картин художников).
- Пусть каждая группа выберет своё цветовое решение.
Дети работают в группах, выбирают карточку с нужной цветовой гаммой (первый ряд – тёплые тона, второй ряд – яркие насыщенные цвета, третий ряд – холодные тона).
Выполнение работы.
Дети раскрашивают красками свои деревья, используя выбранные тона (трафарет дерева заготовлен заранее).
Анализ работ.
Каждый ряд выходит к доске со своими готовыми работами и обосновывает свой выбор цвета.
Составление композиции по заданному сюжету.
Учитель – Я тоже попробовала себя в роли художника. Посмотрите на мои работы (три картины прикреплены к доске). Это только этюд – зарисовка отдельного фрагмента картины. Давайте составим композицию и добавим к этюду другие признаки каждого периода осени.
С каждого ряда выходит группа детей и добавляет необходимые детали (первый ряд – зелёная травка, солнышко, второй ряд – падающие листья, стаи улетающих птиц, третий ряд – тучи, дождик, лужи).
Музыкальная композиция с элементами подражания.
- Осенью птицы собираются в стаи и прощаются со своими родными местами. Давайте и мы с вами, как птицы, попрощаемся со своей лесной поляной.
Дети встают в круг, звучит музыка, дети подражают полёту птиц.
Итог урока.
- Интересно было вам побывать на лесной поляне? На следующем занятии мы дорисуем наши этюды, используя те знания, которые получили сегодня.



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315