рабочая программа по предмету Русский язык для учащихся 2 класса школ VIII вида

«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор школы
_______________ ___________________ __________________ Протокол №___от / А.Р.Сагитов/ / Т.Н.Камбарова/
«___»_______2012г. «___»________2012 г. «___»_________2012г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)


Лаишевская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа- интернат Ш-1У вида




Кузовова Татьяна Михайловна,
учитель первой квалификационной категории





РУССКИЙ ЯЗЫК, 2 класс (УШ вид)


Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____от
«___»___________2012 г.



2012 – 2013 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
в классах специальных ( коррекционных) образовательных учреждений УШ вида


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по предмету « Русский язык» 2 класс, VIII вид составлена на основании следующих документов:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного и среднего(полного) общего образования
(Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)
- Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида, 0-4 классы, Санкт- Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2008 год.

Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся.
Специфика детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам УШ вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течении нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Цели обучения и задачи:
Создать систему поэтапной педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе. Программа нацелена на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
- формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
- развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связанность устного высказывания;
- знакомство детей со связанной письменной речью как видом общения;
- обучение школьников правильному, выразительному и осмыслительному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения;
- обучение элементарно грамотному и аккуратному письму;
- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

По учебному плану на курс «Русский язык» во 2 классе отведено 3 часа, в этом учебном года добавлен 1 час за счет предмета «Татарский язык». Всего 4 часа в неделю.


В программе по русскому языку предусмотрено два уровня требования к знаниям и умениям школьников. Первый уровень – базовый- предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.





Основные требования к знаниям и умениям учащихся
УШ вида по предмету «Русский язык», 2 класс
Учащиеся должны уметь:

1-й уровень:
- дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие,
р-л, свистящие и шипящие, твердые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме; определять значение слов, соотнося их с картинками;
- делить слова на слоги;
- группировать слова – названия предметов и названия действий; приводить в качестве примеров слова этих категорий;
- составлять предложения по заданию учителя, записывать их с большой буквы в конце ставить точку;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
- грамотно писать по памяти словарные слова;
- писать под диктовку слова, предложения и текст из слов, написание которых не расходятся с произношением (12-16 слов);

2-й уровень:
- - называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
- составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
- списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов;
- составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;
- писать под диктовку буквы, слоги и слова ( из3-4 букв), написание которых не расходится с произношением (10-12) слов.

Тематический план по предмету «Русский язык»,
2 класс УШ вид
№№
Тема
Кол-во
часов

1.
Повторение.
7

2.
Звуки и буквы.
59

3.
Слово.
38

4.
Предложение.
17

5.
Повторение.
17




Используемая литература:
- Программа 0-4 классы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида .Автор И.М.Бгажнокова.- СПб., «Просвещение», 2008 г.
- Русский язык, 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. Автор Э.В.Якубовская,Н. В.Павлова, «Просвещение», М., 2011 г.
-Методика обучения русскому языку в специальной
( коррекционной) школе: Учебник для студентов дефектологического факультета педвузов. Автор А.К.Аксенова – М., ВЛАДОС,1999 г.
- Развивающие игры для младших школьников. Автор М.А.Калугин
и др.- Ярославль, Академия развития, 2000 г.
- Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника: Автор О.Д.Ушакова- СПб.: Литера,2008 г.
- Контрольные и проверочные работы в начальной школе. 2 класс. Методическое пособие. Автор Л.И.Тикунова и др., - М.,Дрофа, 2002 г
- Нестандартные уроки по русскому языку. 2 класс. Автор Н.Г.Шепитько.- Волгоград, Учитель, 2004 г.
- Изложения для младших школьников. Автор Л.Л.Страхова- СПб,Литера,2007 г.
- Сочинение по картинке для младших школьников. Автор Страхова Л.Л. – СПб.,Литера, 2008 г.
- Сборник изложений по русскому языку для начальных классов. Автор Гимпель И.А. и др., Мн., Юниспресс,2001 г.

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой рабочей программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.