Игры наших предков (хакасские настольные и подвижные игры для детей)

ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова»









П Р О Г Р А М М А кружка
«Игры наших предков»,
срок реализации- 21 день, возраст обучающихся 8-15лет















Авторы:
Артамонова Т.М., воспитатель
Сунчугашева О.П.., воспитатель













Абакан-2015г.
Пояснительная записка.
Мир хакасской детской игры богат и разнообразен. Можно выделить несколько групп: настольные игры, единоборства, упражнения с тяжестями, состязания, имеющие прикладное значение, игры на местности, игры с костями, игры-хороводы и др. Национальные игры и подвижные развлечения имеют большое значение в общем интеллектуальном и физическом развитии детей, в подготовке их к труду, а также для развлечения и отдыха. Среди хакасских детских игр наблюдается большое разнообразие и в названиях, правилах и атрибутах. Но в настоящее время многие хакасские игры забыты и навсегда ушли из нашей жизни. Поэтому изучение национальной специфики хакасских детских игр требует тщательного изучения, выделения и использование подлинных родников народной мудрости, народной культуры.
Во время отдыха или в праздничные дни среди учащихся популярны игры в кости «Хазых», настольные игры «Тобит» (разновидность шашек), силовые перетягивания (палки, ремня, каната), рукоборье, упражнения с тяжестями, борьба «Курес» хороводы и многие другие состязания
Поэтому целью программы является целенаправленное развитие национального самосознания учащихся через стремление к изучению своей «малой родины», ее истории, традиции и обрядов в соответствии с возрастными особенностями детей.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- расширение и углубление знаний учащихся о национальных традициях;
- ознакомление с новыми национальными играми;
- физическое совершенствование (развитие силы, выносливости).
Основными принципами данной программы являются:
Отношение к ребенку как к будущему семьи, рода и народа.
Учет индивидуальности ребенка, его возрастной и половой психологии.
Воспитание ребенка как носителя лучших человеческих качеств, через осознание им принадлежности к своему народу, гордости за него – и через это уважение к другим народам.
Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей, обеспечивающее гармонизацию в развитии каждого ребенка.
Прогнозируемые результаты:
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы за период отдыха в загородном лагере «Звездный», рост спортивных достижений, участие в соревнованиях на «День здоровья», на «Тун пайраме» в лагере «Звездный» .
Косвенными критериями служат: заинтересованность участников в последующем участии в фестивалях, соревнованиях в гимназии, воспитание физически здоровых людей, стремление сохранять свое здоровье и вести здоровый образ жизни с малых лет.
Форма зачетов:
- викторины, игры, эстафеты, мини-соревнования
- совместные спортивные мероприятия между отрядами (матчевые встречи, состязания)
Содержание программы:
Вводное занятие: Знакомство с программой, история о традициях, культуре хакасского народа.
Настольные игры хакасов.
Подвижные игры предков.
Упражнения с тяжестями.
Состязания, имеющие прикладные значения.
Игры на местности.
Игры-хороводы.
Тематическое планирование
Основное содержание раздела
Задачи программы
Примерные формы реализации.

Вводное занятие

Знакомство с программой, история о традициях, культуре хакасского народа.
Беседа, чтение мифов и легенд хакасов.

Настольные игры хакасов.
Ознакомление с хакасского народа.
Соревнования, состязания

Подвижные игры предков.

Развитие физических способностей детей младшего возраста.
Соревнование
«Обекелерiбiстiн ойыннары»;

Упражнения с тяжестями.

Развитие физических способностей детей 11 лет.
«Чыл пазы» –хакасский Новый год.


Состязания, имеющие прикладные значения.
Сохранение здоровья детей через использование в играх прикладных материалов.
Конкурсы рисунков или фотографий «Игры родного края» 


Игры на местности.

Умение ориентироваться на местности
Спортивные праздники:
«Хазых кянi»;
«Мама, папа, я – спортивная семья»;
«Делай как я, делай как мы, делай лучше нас»;


Игры-хороводы.

Воспитание эстетической культуры детей.
Конкурс «Трипун тайым»



Литература.
Труды Н.Ф. Катанова о Хакасии.
Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. – Абакан, 1995
Сунчугашев Я.И. Материалы по народным играм хакасов // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Вып. 9. Абакан, 1963. - С. 145-155
Хакасские народные игры и состязания / Еремин Л.В. и др. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007.
Хоор-хоор. Сборник хакасских считалок и скороговорок. Абакан, 1992.



































Заголовок 1 Заголовок 315