Сообщение :Формирование информационной, коммуникативной и социальной компетенций учащихся через внеурочную деятельность.


Формирование информационной, коммуникативной и социальной
компетенций учащихся через внеурочную деятельность.
Соколова Галина Евгеньевна
учитель начальных классов
МБОУ гимназия № 11
г. Елец ,Липецкая область

Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование  общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности. Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию,  социальные компетенции). Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции)
Поэтому целью своей педагогической деятельности на уроках русского языка считаю создание условий для формирования и  развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников. Для этого использую следующие образовательные технологии.
1.Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление. 2.Опора на проблемные ситуации реальной жизни, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений. 3.Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем. 4.Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации. 5.Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.
Для учеников 3-4 классов особо выделяю применение информационно- коммуникативных технологий.       Важнейшей  ключевой компетентностью младших школьников считаю информационную компетентность, так как умение работать с информацией становится важным интеллектуальным умением и моя задача, как учителя, формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной. Особо обращаю внимание на активизацию самостоятельной учебной деятельности. C 1 класса использую компьютер на различных этапах занятия, работая с электронными учебными материалами.
1.Индивидуально, развивая самоконтроль и исследовательские навыки.
2.В парах, группах,  развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи.
3.Для оформления и представления творческих проектов.
4.Как с источником  образовательной информации при работе в группах и индивидуально. 5.Создавая материал для самопроверки и коллективного обсуждения. 6.Во время одного из этапов интерактивной интеллектуальной эстафеты.
Во внеурочной деятельности  я прививаю своим ученикам необходимость делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, что прямо на занятии при работе  с ними можно сравнить данные из разных источников, проанализировать их и сделать вывод. Добывая новую информацию, мои ученики используют способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата. Ежегодно мы с ребятами работаем над проектами, объединённых одним названием «Интересный русский язык». Эпиграфом мы взяли слова из стихотворения А.Яшина
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, певуч.
Он, как русский народ ,многолик,
Как держава наша, могуч!
На протяжении четырёх лет начальной школы ученики выбрают интересные для себя темы «Фразеологизмы», « Эти разнообразные приставки», «Устаревшие слова» и т. д.
Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Ребята представляли свои проекты в виде текстов, таблиц, схем, иллюстраций. Учу, работая с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы, сообщения, сочинения различных жанров.
В реальной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и коллективные решения, идти на компромисс. Я считаю, что в современном мире важнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я  учу своих воспитанников на наших занятиях русского языка, формируя коммуникативную компетентность. На своих уроках я активно использую метод обучения в сотрудничестве. Ученики понимают, что успех или неудача  общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над формированием умения общаться и работать в группе опираюсь на следующие принципы: разнородность группы по успеваемости, полу; одно задание на группу; необходимость участия каждого члена группы в его выполнении; обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками; один комплект материалов (текст, задание и т.д.);одна оценка за проделанную работу на группу.
Совместная  учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся  в группе приносит положительные  результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить  полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на занятии  формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности  можно по результативности участия учеников  в командных мероприятиях, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы, такие как игра «Составим ребус»,   викторина «Юные лингвисты», конкурс «Грамматика» и т.д.
Ученики живут в социуме и на своих занятиях я создаю условия для их  социализации. Разноплановая структура занятия, подбор тематики материала направлены на формирование социальной компетентности. Важно научить детей решать жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи.   Одним из показателей сформированности социальной компетентности является позитивная внеурочная деятельность. Ребята с удовольствием посещают внеклассные занятия по русскому языку, осваивают разные новые технологии обучения, перенося полученный опыт как в учебную деятельность, так и во внешкольную жизнь.
Таким образом, формирование информационной, коммуникативной и социальной компетенций у учащихся на занятиях русского языка, готовит их как к успешному освоению учебной программы на любом этапе обучения, так и к самостоятельной «взрослой» жизни.
Список литературы
1.Загвоздкин В. О стандартах второго поколения //Народное образование.-2009-№ 7
2. Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности у младших школьников / Н.В. Калинина // Психология и шк. : науч.-практ. журн. 2005. - № 4. - С. 62-72.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.:Просвещение, 2010

15