Конспект Учимся общению без предрассудков

Учимся общению без предрассудков.
( занятие рассчитано на 4 часа)
Цель:
*Воспитывать коллективизм;
*провести профилактику проблемы «изгой в классе»;
*наладить позитивно окрашенные отношения между одноклассниками;
*помочь ученикам найти в «белой вороне» привлекательные стороны, увидеть её другими глазами;
* развивать навык выражения значимых мыслей и чувств;
* воспитывать умение находить решение трудных ситуаций.
Ход занятия.
Учитель объясняет цели занятия.
Проведение игры «Ассоциации»
Цель игры: выявление личностных качеств учащихся, значимых для окружающих.
Учащиеся по очереди говорят о том, с какими предметами, животными, временами года и т. д. они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побывать в центральной роли. В процессе игры учитель обсуждает с учениками, почему возникла та или иная ассоциация.
Проведение опроса «Мои лучшие друзья»
Выберите из вашего класса трёх учеников в порядке вашего предпочтения и укажите их фамилии после задания. Через тире укажите номер причины, по которой вы делаете свой выбор (на другой стороне опросного листа написаны 14 причин). Отвечать нужно искренне и точно.
Опросный лист.
1._______________________ ____________________________
2._______________________
3._______________________
Напиши через запятую фамилии тех, кто тебе больше всего не нравится в твоём классе.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причины твоего выбора:
1.Потому что он весёлый и с ним можно общаться.
2.Потому что он не жадный.
3. Потому что мы живём рядом.
4. Потому что мы вместе ходим в один кружок.
5. Потому что мы давно учимся в одной школе.
6. Потому что мы вместе отдыхали летом.
7. Потому что с ним интересно.
8. Потому что много знает.
9. Потому что подсказывает, и мы вместе делаем домашнее задание.
10. Потому что мы обмениваемся игрушками, дисками, играми и т. д.
11. Потому что мы вместе играем на компьютере.
12. Потому что он очень сильный и защищает меня.
13. Потому что он(а) мне нравится.
14. Потому что мне нужен друг (подруга).

Учитель: Иногда бывает трудно выразить чувства, прямо сказать человеку, что тебе что-то не нравится. Можно уладить разногласия при помощи писем.
Написание писем.
Напишите письмо однокласснику, с которым у вас натянутые отношения. Объясните, чем вы недовольны, и предложите пути разрешения разногласий. Излагайте всё в тактичной форме.
Прочитайте полученные вами письма.
Согласны ли вы с претензиями?
Согласны ли вы с методами решения проблем?
Напишите ответ, объяснив свою точку зрения.
Прочитайте полученные вами ответы.
Смогли ли вы договориться?
Каким образом вы это делали?
Как дальше вы планируете строить ваши отношения?

Сегодня я предлагаю вам посмотреть и обсудить фильм Р.Быкова «Чучело».
Просмотр фильма.
Какие чувства вы испытали, когда смотрели фильм?
О чём этот фильм?
Назовите главных героев фильма?
Каким был класс до поступления в него Лены Бессольцевой?
Расскажите о его структуре.
(Заполнение таблицы на доске)
Класс Л.Бессольцевой.

лидеры
ведомые
отверженные

1



2



3



4



5




Можно ли взаимоотношения в этом классе назвать нормальными? Почему?
Назовите проблемы, существующие в этом классе.
Давайте рассмотрим характеры лидера и отверженной этого класса.
Перечислите их положительные и отрицательные качества.
(Заполнение таблицы на доске).
Железная Кнопка
Лена Бессольцева

достоинства
недостатки
достоинства
недостатки























Как бы вы прокомментировали эту таблицу?
Чем отличаются характеры этих двух девочек?
Почему одна девочка пользуется одобрением класса, а другая – нет?
Работа в группе.
Группа 1 - что бы вы посоветовали Лене?
Группа 2 - что бы вы посоветовали Железной Кнопке?
Почему учащиеся класса пошли за Железной Кнопкой?
Теперь давайте обратимся к качествам остальных ребят класса.
(Совместное заполнение таблицы на доске)
Остальные ребята класса.
Человеческие качества
Их наличие: +\-
Описание характера

1.Самостоятельность



2.Ответственность



3.Умение думать не только о себе



4 Доброта



5 Смелость



6Уверенность в себе




Умеют ли ребята действовать самостоятельно?
В каких случаях они это делают?
Легко ли поддаются влиянию одноклассников?
Приведите примеры из фильма.
Всегда ли нужно следовать правилам?
Это хорошо? Каким правилам нужно следовать?
Как нужно это делать? Почему?
Признают ли они свою ответственность за происходящее? (чаще всего считают виноватыми других). Докажите на примере конкретных ситуаций из фильма.
Они умеют ставить себя на место другого?
Они задумываются о последствиях своего поведения?
К чему это приводит?
Кто в результате страдает?
Умеют ли они дорожить дружбой, оказанным доверием со стороны лидеров класса?
Можно ли такое доверие назвать настоящей дружбой? Почему?
А как это называется?

Должна получиться следующая таблица (ответы для учителя):
Человеческие качества
Их наличие6 +\-
Описание характера

1.Самостоятельность
-
несамостоятельны

2. Ответственность
-
безответственны

3. Умение думать не только о себе
-
эгоисты

4 Доброта
-
озлобленны

5 Смелость
-
трусливы

6 Уверенность в себе
-
неуверенны в себе


Давайте прочитаем вслух то, что у нас получилось в третьей колонке таблицы.

Работа в группе
Дайте практические рекомендации по улучшению взаимоотношений учащимся класса Лены Бессольцевой.
Имели ли право ученики класса травить и преследовать Лену?
Почему?
Для чего Р.Быков создал такой фильм?
Что он хотел этим сказать?
Написание эссе
«Чему меня научил фильм Р.Быкова «Чучело»
Учитель: Найти своё место в коллективе – задача сложная. Быть первым, но зависеть от общего мнения, или строить свой собственный, ни на что не похожий мир, но оставаться в одиночестве, - каждый выбирает для себя сам. Никому бы не хотелось оказаться белой вороной, изгоем в коллективе. Но ведь всегда там кто-то есть, «свято место пусто не бывает».
Почему это место появляется?
Фигура «изгоя», «отверженного», «козла отпущения», «мальчика на побегушках» и т. п. появляются в тех классах, где некоторые ученики считают себя лучше других и хотят добиться признания и уважения одноклассников за счёт унижения достоинства своих товарищей.
Что такое белая ворона?
Белая ворона – это отношение всего остального коллектива к человеку. Белые вороны появляются в сознании тех, кто их таковыми считает, а сами эти вороны не знают, что они вороны.
Благодаря чему там оказываются люди?
Действительно, в некоторых людях есть что-то такое, что способно оттолкнуть одноклассников, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как все остальные.
Какие примеры вы можете привести?
Кому же чаще всего достаётся роль белой вороны?
Как вы считаете, имеет ли право один человек преследовать другого и портить ему жизнь?
Вправе ли один человек навязывать свои взгляды и интересы другому человеку, заставлять его быть и вести себя так, как он?
Согласны ли вы со следующим утверждением:
«Каждый человек, пока это касается лично его, имеет право жить своей жизнью. Решая и определяя всё сам: как жить, что делать, во что одеваться и прочее. Касается лично его – решает он. И никто не вправе вмешиваться в его жизнь без его ведома и согласия.
Конечно, вообще не вмешиваться в чужую жизнь невозможно хотя бы потому, что это происходит постоянно помимо вашей воли и желания. Человеческие жизни переплетены тысячами нитей и даже канатов, вы вмешиваетесь в десятки чужих жизней и фактом своего появления на свет, и фактом обратным; один ваш вид, одна ваша тень может быть поворотным пунктом его биографии
Другое дело – сознательное вмешательство.
Как вы считаете, в каких случаях вмешательство в жизнь другого человека возможно?
Если вас просят о помощи, что нужно сделать? Помочь.
Если у вас спрашивают совета? Посоветуйте.
Вмешиваться можно только тогда, когда быть в стороне уже действительно нельзя, а именно – когда человеку грозит какая-то опасность.
Вмешиваться мы любим и вмешиваемся. Летят советы, несутся замечания, падают упрёки, нарастает давление, сыплются оценки – словами. Интонациями, взглядами, а то просто – прямым физическим воздействием.
Почему мы это делаем?
Да, нам удобнее, чтобы наш друг или одноклассник был такой, а не этакий. Кто-то считает себя очень умным, а другого – нет. Более того, он бывает в этом убеждён, и начинает постоянно исправлять «неправильную» жизнь своей жертвы.
Ваш одноклассник не такой как все или не такой как вы?
Он неправильный?

· Он хуже вас?
Он не прав?
Но откуда известно, что правы вы?
Каждый человек – личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.

Работа в группе.
Составьте из слов на экране высказывание.
Выскажите свою точку зрения и предложите свои аргументы:
Экран: людей, в, мира, -, красота, разнообразии, его.
(Ответ: красота мира людей – в его разнообразии).
Работа в группе.
Как не допустить появления в классе изгоя?
Пятиклассница Света, стремящаяся стать королевой класса, подговаривает одноклассников объявить бойкот своей сопернице Наташе. Света своими насмешками и проделками может испортить жизнь любому, поэтому с ней никто не хочет связываться, хотя тихая Наташа многим нравится.
Вот два доброжелательных в общении со всеми остальными (и особенно, со взрослыми) школьника рассматривают альбом своего товарища и громко смеются, комментируют каждую страницу, стараясь привлечь внимание остальных. Одноклассник в это время мирно сидит за своей партой и читает книгу. К этим ребятам он до этого не подходил, никак с ними не взаимодействовал. Эти ребята хотят стать лидерами в классе.
Ученики снимали мишуру и бантики, украшавшие класс во время празднования Нового года. Дима, прицепив бантики к портфелю Мити, встаёт рядом с ним и громко смеётся, показывая на портфель. Никто из ребят, да и сам Митя, сначала не обращают внимания на происходящее. Тогда Дима начинает ловить проходящих мимо ребят, показывать, что сделал, призывая посмеяться вместе.
Некоторые одноклассники охотно начинают хихикать, кто-то цепляет ещё бантики она портфель. Митя всё так же равнодушен к происходящему – он с увлечением читает книгу. Похоже, что Диме не столько важно разозлить, обидеть Митю, сколько привлечь внимание одноклассников, повеселить их ( пусть за счёт унижения Мити).
Петя побил Витю, случайно опрокинувшего подставку с учебниками своей соседки по парте. Обычно Петя делает громкие обидные замечания тем, кто, по его мнению, делает что-то не так. Он искренне считает, что имеет на это право: если одноклассник плохо себя ведёт (мешает на уроке, обидел кого-то, не важно – случайно или нет), Петя стремится наказать нарушителя.
Фёдор, приветливый и добрый мальчик, очень хочет дружить со своим соседом по парте – Колей. Если кто-то из одноклассников не очень аккуратно пишет на доске или споткнулся, пролил воду, ошибся при чтении, то Коля обязательно язвительно прокомментирует происшедшее, а Фёдор охотно поддержит приятеля громким смехом.
Итог.
Написание эссе
«Разрешите другому быть другим».

Беседа 1.Мой класс и его проблемы.
Цель занятия:
*формирование понятий «коллектив», «здоровый коллектив»;
* выявление проблем класса;
*проведение диагностики сплочённости класса;
*совместная формулировка цели дальнейшей работы и методов её достижения;
*воспитание навыков коллективизма.
Ход занятия.
Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми? Может ли всегда он быть сам по себе и полагаться только на себя и свои силы? Почему?
Что дают человеку окружающие люди?
Для чего нужен коллектив?
Что такое коллектив?
Всякая ли группа людей может быть названа коллективом?
Что отличает коллектив от простой группы людей?
Проведение анкеты.
Представьте себе, что в каждом предложении речь идёт о вашем классе. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером плюс (+), если нет – минус (-), если не знаете, как ответить – ставьте вопросительный знак.
Список утверждений.
Мы стараемся хорошо выполнить дела, полезные всему классу.
Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать своё мнение.
У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
После уроков мы не спешим расходиться, и продолжаем общаться друг с другом.
Мы участвуем в предлагаемых делах, если рассчитываем на награду или успех.
Классному руководителю с нами интересно.
Если классный руководитель нам предлагает, как поступить, он учитывает наши мнения.
Классный руководитель хочет, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
Мы всегда хорошо себя ведём в классе и в школе.
Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе и классу.
Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
Если дело интересное, то весь класс в нём активно участвует.
В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
Нас легче всего вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
Дело идёт лучше, когда с нами классный руководитель.
При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руководителю.
Если дело не удаётся, классный руководитель делит с нами ответственность.
В нашем классе ребята всегда правы.
Интерпретация результатов:
20 утверждений – это 10 сторон жизни классного коллектива, такие, как:
1-2. Ценность класса. При высоких значениях: ориентация на классный коллектив, активность в классных делах, широкий круг общения в коллективе.
3. Ценность личности ученика. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.
4. Уровень творчества учеников. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.
5.Качество общения учеников между собой. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.
6. Наличие самооценки. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и понимание собственных интересов и потребностей.
7. Творчество классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.
8. Умение классного руководителя общаться с классом. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.
9. Определение статуса классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера.
10. открытость. Измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.
За каждый «+» ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений №10 и №20, где 1 балл засчитывается за каждый (-) ответ). За каждый «?» ответ засчитывается 0,5 балла.
Баллы по каждому пункту суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100%. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал.
(Учащиеся сдают листки учителю).
Учитель: Говорят, что счастливым может считать себя человек, который утром с удовольствием идёт в школу, а вечером с радостью возвращается домой. Согласны ли вы с таким мнением?
Пожалуй, на самом деле мало кто может похвастаться искренним желанием включиться поутру в учёбу. И если вы часто в начале дня ловите себя на мысли: «Как же я не хочу туда идти!»- пора задуматься о причинах такого настроения.
Как вы считаете, почему?
Если вас устраивает сама школа, занятия и учебные предметы, получаете хорошие оценки – значит, дело во взаимоотношениях с одноклассниками.
Какие отношения в классе вас вполне устраивают?
Каждый выполняет свою часть поручений, к одноклассникам можно обратиться за помощью, учителя хорошо оценивают успехи, поддерживают, направляют и наставляют своих учеников.
Однако почему ученики часто называют свой коллектив неприятными словами?
Это происходит в том случае, если личные отношения в коллективе не складываются.
Какие отношения царят в таком классе?
Во многих случаях такие классы отличают наличие нескольких враждующих групп внутри класса, взаимная неприязнь. Постоянные ссоры по принципу: «Вот не нравишься ты мне, и всё!», и самый распространённый способ их решения – выбор «белой вороны», которая принимает на себя все плохие эмоции окружающих.

Проведение работы по выявлению существующих проблем классного коллектива.
Единство?
Встаньте, не разговаривая друг с другом, в одну линию по собственному ощущению единства с классом. Кто чувствует себя полностью единым – встаньте к доске, кто слабо включённым или совсем не включённым – к противоположной стене.



15