Урок литературного чтения на тему: Марк Шагал


Тема:  Марк Шагал "Синий дом"
Цели:-познакомить с картиной М. Шагала "Синий дом";
        - развивать умение работать с картиной;
        - обогащать словарный запас учащихся и воспитывать любовь к литературе и искусству.
                                       Ход урока
I. Организационный момент.
II. Беседа о творчестве М. Шагала.
 
  Сегодня мы познакомимся с картиной Марка Шагала "Синий дом".
Марк Захарович Шагал выдающийся художник XX века, родился в 1887 году в г. Витебске, недалеко от границы с Польшей. Он был девятым ребенком в семье. Его отец работал на складе, где коптили селедку, а мама  держала собственную лавку, в которой продавалась эта самая селедка.
   Сначала Марк учился в школе при церкви, а позже его устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал преобрел как раз в гимназии. Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста. В 1910 году Шагал поехал в Париж, там он снял помещение под собственную студию на окраине Парижа, в Ла Руши, гдепроживали художники.
Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которой проявлялись еще в Питербурге.
В 1923 году Шагал с семьей переехал в Париж на постоянное место жительства. В 1977-78 гг вопреки всем правилам, в Лувре (музей в Париже) были выставлены работы еще здравствующего художника. Выставка была преурочена к 90-летию художника. Умер М. Шагал в марте 1985 года на 98 году жизни. Он считается одним из представителей кубизма. Кубизм -направление в живописи характеризующееся стремлением выделить структуру объема, показать предмет с разных точек зрения.  Например картина М. Шагала "Я и деревня".
III. Работа по картине "Синий дом".
-Посмотрите внимательно. Рассмотрите картину.
-Что увидели?  Что заметили?
1.Первое впечатление.
(необычность, привлекает внимание, уютная картина)
-Тревожная с одной стороны, она как бы распадается на две части.
-Что видите вдали? (надо всматриваться).
На переднем плане - разрушения, следы запущенности, одиночества.
Покосившийся от старости дом.
2.Давайте "войдем" в картину
-Где стоит зритель?
-Откуда видна эта панорама?
-Хочется пройти вглубь? (можно уйти за дом).
В дом невозможно не войти (он заслоняет проход, он главный). А за домом река-граница между мирами, а есть дорожка?
-Посмотрите, куда ведет тропинка?
-А за рекой есть тропинка?
-Какой образ более сказочный? На переднем плане или образ города на заднем плане?
-Почему вы так решили?
-Давайте рассмотрим задний план. Какие цвета использовал художник? (цвета жизни).
-Где фантастический образ? Дом или город? (дом реальный, там кто-то жил, за ним реальная история).
-Как вы думаете оживет ли снова дом или его разрушат?
-Почему?
Дом реальный, а цвет? (фантастический).
Небо не синее, а золотое - ощущается присутствие людей.
-Почему здесь тепло, а здесь холодно? (окошки у дома похожи на глаза, а город живой, но как на открытке).
Дом как выросший, кажется что пустой, но вдруг кто-то вошел. Дом живет своей жизнью.
-Что не дает дому стать мрачным? (кирпичная стена).
-А что это за стена?
-Какое ощущение от этого дома? (он живой, кто-то пытается этот дом подремонтировать, чтобы он не упал).
-Почему он синий?
-Что в литературе обозначает синий цвет? (синяя птица счастья, т.е. цвет мечты, фантазии).
То есть дом окрасился в цвета воспоминаний.
Здесь можно увидеть три пласта
прошлое (синий дом),
настоящее (город),
будущее (кирпичная стена).
-А давайте снесем дом, уберем его. Лучше станет картина? (нет, не будет смысла, не будет жизни, не будет индивидуальности).
Физминутка.
3.Синтез.
Дом живет, у него есть история, загадка.
-О чем хотел сказать автор?
Это дом, в котором художнику было когда-то хорошо, тепло и уютно. (вообще Марк Шагал очень скучал по родине, он много времени провел вне родины).
  Без прошлого не будет будущего. М. Шагал покинул родину в 1923 году, поэтому дом для него это символ Родины. Он начинает думать о Росии (город) и всплывает этот дом, что-то родное.
-Посмотрите какая вода? (это цвет импрешен и блестит и отражает, разноцветное небо).
В XIX веке старались передать реальность, изображение как фотография. В XX веке- старались передать впечатление.
-Почему пишет художник, писатель? (он не может не писать, он исследует душу).
 Он так живет, он не может не писать. Художник всегда творит заново мир, он научил нас по-другому видеть. Освежим наш взгляд на мир.
Картина вызывает в памяти такие строчки Сергея Есенина:
Низкий дом мой давно уж ссутулился
Старый пес мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Помереть знать судил мне бог.
IV. Вывод.
-Можно ли по другому назвать картину? Как?
-Понравилась вам картина? Чем?
Хотелось ли вам что-нибудь дорисовать? Если да, то что?
V. Итог урока.
-Что понравилось на уроке?
-Что нового узнали?
Можно предложить детям написать сочинение на тему"Как бы я назвал картину М. Шагала "Синий дом" (доказать почему.)