Конспект урока Правила бесконфликтного общения


Классный час в 3 классе
Тема: Правила бесконфликтного общения
Цель: Формирование благоприятной эмоционально-психологической и
нравственной атмосферы в классе. ,предотвратить жестокое отношение среди сверстников.
Задачи:
1.Образовательная: Познакомить учащихся с понятиями "КОНФЛИКТ", "КОМПРОМИСС", с основами бесконфликтного общения.
2.Развивающая: Развивать личностные качества, толерантность.
3.Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Ход занятия
1.Приветствие.
Ведущий./Е.И./
Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте повернёмся к гостям, улыбнёмся им и этим добрым взглядом пожелаем всего хорошего. Улыбнитесь и друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.
-Поговорим
-О чём?
27590754730750-О разном и о прочем-О том, что хорошо
-И хорошо не очень
-Что-то знаете вы
-А что-то мне известно
-Поговорим ?
-Поговорим
-Вдруг будет интересно.
2.Круг добра.
Ведущий. /С. М./
-Подойдите ко мне те ребята,
чьё имя начинается на букву Д.
Ко мне подошли Дима и Дильмар.
У вас есть общее - вы объединены, возьмитесь за руки.
leftbottom
-А сейчас мы увеличим наш круг.
Подойдите ко мне те, у кого одинаковые фамилии.
Наташа и Надя, назовите вашу одинаковую фамилию/Железновы/
-Хорошо, наш круг стал больше.
-А теперь подойдите ко мне милые сестрички. Лиля и Вика
двоюрные сестры.
-Подойдите в наш круг те ребята, у кого длинные волосы. Девочки, назовите свои имена/Надя и Настя/
- Наш круг стал ещё больше.
-А сейчас мы пригласим ребят, которые хорошо рисуют. Выходят к нам мальчики Салават и Тимур.
-Посмотрите какой у нас большой круг, мы все такие разные, но у нас оказывается, есть много общего.
-Что общего есть у нас с вами?
(ответы детей)

-Верно, молодцы! Да мы учимся в санаторной школе в 3 классе (дети занимают свои места).
-А вы хотите посмотреть на себя со стороны и увидеть, какие же мы?/….//все дети рассаживаются/.Давайте обратим внимание на экран.
3.Видеоролик
4. Формулирование темы и цели занятия
Ведущий./Е. И./
Ну что, ребята, вы понравились себе, друг другу?
-А всегда ли вы так дружны и никогда не ссоритесь?
/Да, ссоримся./
- Ребята, так как все мы с вами разные, мы часто встречаемся с тем, что станет предметом нашего разговора сегодня. Попробуйте сами определить тему нашего классного часа.
Вы видите, что каждой букве соответствует число. Расставьте числа в порядке возрастания и получите слово.
7 3 8 4 6 1 5 2
К Н Т Ф И К Л О
(Получилось слово КОНФЛИКТ).
leftcenter
- Поднимите руку, кто уже слышал это слово.
- Что такое конфликт?
непонимание драка
КОНФЛИКТ
унижение ссора
Вот сегодня мы попробуем понять,
ЧТО такое конфликт?
ГДЕ он возникает?
ПОЧЕМУ он возникает?
КАК его избежать?
Тема нашего классного часа « Правила бесконфликтного общения», т.е. поговорим о том , как жить без ссор.
5. Что такое конфликт?
Ведущий./Е. И./
Если мы заглянем в психологический словарь, то найдём, что конфликт – это столкновение.
- Как вы думаете, столкновение кого или чего?
(Людей, мнений, сил, интересов, животных и т.д.)
- Где может возникнуть конфликт?
(В школе, на улице, дома)
- Почему он возникает? Прежде, чем ответить на этот вопрос, послушайте стихотворение.
Сценка:
Кто кого обидел первый? – спрашивает педагог.
- Он меня.
27127202536190-Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня.
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили…
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
Из-за чего же поссорились два друга? (из-за пустяка)
-А как вы думаете, можно ли жить без ссор?/…/
-А что для этого нужно?/…/
-Мне кажется, нужны какие-то правила, которые нам будут помогать в общении. Вы согласны со мной?
-Ребята, не нужно ссориться по пустякам, быть добрыми, стараться жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо.
(Слайд): 1-е правило бесконфликтного общения:
«Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо»./ /детям раздать на столы 1-е правило/.
6.Ситуации:
Ведущий./С. М./
-Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
lefttopКто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?/читает педагог/
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- не скажите ничего;
- пожалуетесь учителю.
Ученики. Сделаю ему замечание.
2.Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?
- толкнете и отнимите ластик;
- ударите и отнимите;
- отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;
- скажите учительнице;
- попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.
Ученики. Попрошу вернуть ластик.
rightcenterМолодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не
спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности.
(Слайд2): 2-е правило:
«Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»/раздать детям на столы правило/.
Физкультминутка
Ведущий.
Разрешать конфликты мы с вами, ребята, тоже должны уметь. Давайте послушаем, как это можно сделать /сказка/.
Две козы
На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?
Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.
Ведущий. Как козам удалось избежать конфликта?
Ученики. Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков.
Ведущий. Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.
Ведущий. Ребята, если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения. (Слайд3): 3-ое правило:
«Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс».
Ведущий. /Е. И./
А я хочу поведать вам вот о чем:
часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты.
Даже в произведениях устного народного творчества есть сказки, предания, былины на эту тему. Внимание на экран/читает Журавлева В.Р./

Два козлика
Через ручей положена доска.
Встретились на доске два козлика.
Ни один не хотел уступать
другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.
Ведущий. Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?
Ученик. Я бы уступил дорогу.
Ведущий. Чтобы легко жилось с людьми, чтобы складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь ставить себя на их место, быть сдержанным.
(Слайд 4): 4 правило:
«В споре будь сдержан, избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков» /раздаются детям на столы правила/.
Ведущий. А сейчас я хочу предложить вам послушать Ольгу Алексеевну, чтобы научиться выполнять эти правила
Упражнение №2: «Облака».
lefttop- Ребята закройте глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднимите руку те, кто никогда никого не обзывал обидным словом. (Результаты опроса известны только учителю.)
Раздаю всем детям листки, вырезанные в форме облака.
Ребята напишите обидное слово, сказанное вам.
Собираю облака и прикрепляю их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.
rightcenter
- Что может сейчас произойти?. (Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.)
Расскажите ребята, что вы чувствовали, когда вас обзывали, и что вы делали в ответ.
Наиболее типичные реакции записываются на доске в две колонки.
Действия Чувства
Я просто отошел в сторону.Мне хотелось плакать.
Я сказал, что нельзя обзываться. Я хотел ударить обидчика.
 В левой колонке мы получили несколько конструктивных решений.
-А что чувствуют люди, которые обижают?
- Легко ли живётся такому человеку?
Вывод: такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть. И чтобы такое не случилось с вами, да и окружающими вас, мы должны найти лекарство от обиды.
- Как вы считаете, что является лучшим лекарством от обиды?
УЛЫБНУТЬСЯ И СКАЗАТЬ «ПРОСТИ», «ИЗВИНИ»

Упражнение “Извинение”
- Скажите, а вы умеете извиняться и просить прощения? Давайте посмотрим, ведь извиниться – дело не такое уж и простое. Работа будет осуществляться в парах. Вам нужно попросить прощения у товарища за сделанное вами что-то ему неприятное. Например, вы его толкнули, обозвали, уронили его тетрадь, наступили на ногу… “Таня, извини за то, что я тебя вчера толкнула”

- Скажите, трудно было извиниться?/…/
- Обида – это сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело. А сейчас, когда вы попросили прощения у обиженного вами человека, какие чувства у вас на душе?
- Ребята, я надеюсь, что теперь вы с легкостью сможете справиться со своей обидой. Верно?
- Кто же скажет, какие способы борьбы с обидой вы знаете?/…/
( Слайд 5). 5правило:
«Никогда никого не обижай. Если все-таки слова обиды прозвучали, и ссора произошла - скорее помирись».
Ребята, посмотрите еще раз и прочитайте все правила. А теперь разложите их по значимости, по важности. Какое для вас самое главное?/дети на столе разложили звездочки с правилами/
А вот мы посовещались с С.М. и Е.И. и решили, что самое главное правило
(Слайд6: появляется правило):
«Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).Его нет среди этих правил, но каждое из них находится внутри этого./раздать детям на столы главное правило/.
-В заключение мне хочется с вами, ребята, посадить прекрасный сад.
«Прекрасный сад»
-Ребята, сядьте так, чтобы вам было удобно, можно закрыть глаза, и представить себя цветком.
– Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы у тебя? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того как все представили это, нарисуйте свой цветок.


(Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.) Завершаем работу . Все садимся в круг. (Ведущий расстилает внутри круга2668905123825 полотно любой ткани,
желательно однотонной, раздает
каждому участнику по булавке).
Это наша поляна, и сейчас мы засадим её цветами, которые у вас в руках.( Все участники прикрепляют свой цветок.)
rightcenter Полюбуйтесь на прекрасную поляну, запечатлите эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Посмотрите, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Вы видите , в окружении каких разных, непохожих на другие цветы растет ваш. Но есть и общее: у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.
Подведение итога.
С.М.
- Мы сегодня с вами вместе хорошо поработали, все были молодцы!
Хочется верить, что вы после этого мероприятия станете немного добрее, терпимее, научитесь прощать и просить прощения, будете более внимательны к своим родным людям и ко всем окружающим.
Е.И.
Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего классного часа и повторим еще раз правила бесконфликтного общения, которые мы с вами выработали в ходе занятия.
«Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо».
«Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения».
«Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс».
«В споре будь сдержан, избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков».«Никогда никого не обижай. Если все-таки слова обиды прозвучали, и ссора произошла - скорее помирись».
(Дети по очереди зачитывают правила слайд с правилами)
«Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
Помните их всегда и старайтесь выполнять
Звучит песня «Песенка другу».



531495403860ГООУ «Болгарская санаторная школа-интернат»

Классный час:
правила
бесконфликтного общения

Подготовили и провели: Марянина О. А.
Лукашина С. М.
Павликова Е. И.

2013 год.