Портфолио профессиональных достижений педагогического работника (образец)


МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 38»
ФОТО

ПОРТФОЛИО
профессиональных достижений
педагогического работника
Комарова Михаила Сергеевича
учителя математики
2017 год

Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u 1. Общие сведения об учителе PAGEREF _Toc446883284 \h 32. Самоанализ PAGEREF _Toc446883285 \h 43. Результаты педагогической деятельности PAGEREF _Toc446883286 \h 114. Внеурочная деятельность. PAGEREF _Toc446883287 \h 135. Обобщение и распространение собственного опыта PAGEREF _Toc446883288 \h 136. Используемые образовательные ресурсы PAGEREF _Toc446883289 \h 14

1. Общие сведения об учителеФамилия Комаров
Имя Михаил
Отчество Сергеевич
Дата рождения 03.08.89
Должность учитель
Образование Высшее, окончил Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева в 2012 г., присуждена степень магистра прикладной математики и информатики по направлению «Прикладная математика и информатика»
Общий стаж педагогической работы 2 года
Стаж в данном общеобразовательном учреждении 2 года (с 2013 г.)

2. СамоанализЦелью моей педагогической деятельности является формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации. Главная моя педагогическая задача: развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески; помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, давать каждому расти настолько, насколько он способен.
В своей профессиональной деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную и групповую. Часто применяю проблемные методы обучения (беседу, проблемную ситуацию, обобщение) и поисково-исследовательские методы (наблюдение, самостоятельная работа, сбор информации, проектирование).Тема по самообразованию, над которой я работаю с 2013 г.: «Поиск способов повышения мотивации к обучению математике».
В процессе работы по этой теме я выбрал классификацию, разделяющую мотивы, стимулирующие процесс учения, на внешние и внутренние. Если мотивы не связаны напрямую с учебной деятельностью, их называют внешними. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Отличительные особенности этих двух типов мотивации приведу в виде сравнительной таблицы.
Внутренний мотив Внешний мотив
самостоятельная познавательная работа учащегося
интерес к процессу деятельности;
интерес к результату деятельности;
стремление к саморазвитию (своих качеств, способностей)
работа при оказании помощи взрослым (учителем)
деятельность осуществляется в силу долга, обязанности;
достижение определенного положения среди сверстников;
давление родных, учителя;
похвала учителя;
желание получить хорошую отметку
Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика.
Работая над проблемой повышения мотивации к обучению математике, я пришел к выводу, что в ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.
Следует отметить, что эта задача вовсе не проста. Только внутреннюю мотивацию добиться, я считаю, невозможно. Вернее, она невозможна без сопутствующей внешней мотивации. Ведь внешние мотивы, как известно, бывают как отрицательными, так и положительными. А в большинстве случаев именно укрепление положительных внешних мотивов имеет высокую эффективность. Но не долгосрочную. Внешние мотивы рассматриваю как базис для возникновения внутренней мотивации.
Далее изложу приёмы, которые я использую для формирования устойчивой внешней мотивации. Я назову эти приёмы искусственными, поскольку они искусственно вводятся на уроке для того, чтобы заинтересовать учащихся, поддержать интерес к процессу обучения. Несмотря на это, внедрение этих приемов выглядит вполне органично.
Использование эпиграфов, цитат.
Этот приём скорее служит для установления некого баланса внимания на уроке. Либо акцентировать внимание, либо, наоборот, вставить между двумя трудоёмкими блоками.
Создание проблемных ситуаций.
Учащимся приходится столкнуться с проблемой, решением которой им предлагается заняться прямо здесь и сейчас. Обычно в процессе такой работы открывается новое знание. Хороший мотив работать и дальше в том же духе. Открытым остается вопрос о самостоятельной постановке задач, проблем и т.д. Но это уже внутренняя мотивация, на мой взгляд, требующая от ученика большого внимания и незаурядных мыслительных способностей.
Использование ассоциаций, аналогий.
Я часто прибегаю к этому приёму, а заключается он в построении такой модели задачи, которая отсылала бы учащихся к прошлому опыту, или к уже давно знакомым ситуациям. Таким образом, даже новая задача может выглядеть для учащихся вполне близкой и понятной, а значит, успех уже не за горами.
Работа в группах.
Работая в малой группе, учащиеся, особенно слабо успевающие, могут чувствовать себя более уверенно, ведь на помощь наверняка придёт ученик посильнее. К тому же, некоторые ученики могут освободиться от давящего чувства ответственности. Но эту самую ответственность всё равно кто-то возьмёт на себя. Возможно, так работает один из механизмов социальной адаптации. Главное здесь то, что ученик, работая в группе, больше не чувствует себя не защищенным, одиноким, он выполняет посильную долю работы, или помогает товарищу. Отрицательный момент – далеко не все группы одинаково эффективно выполняют поставленные перед ними задачи, требуется особым образом формировать эти группы. К тому же многие ученики либо слишком привыкли работать самостоятельно, не доверяя никому, либо слишком привыкли выдавать чужой труд за свой.
Игра.Совсем не обязательно превращать весь урок в урок-игру. Обычно я ненавязчиво предлагаю небольшое соревнование между группами, либо соревнование между каждыми отдельными учащимися. Это подстёгивает интерес к получению результата. Чтобы добиться заинтересованности и в процессе решения задач, а не только в конечном результате, я превращаю в игру каждый этап решения задачи, а также переход от одного этапа к другому. Это реализуется посредством необычной формулировки задания, шифров, помогающих перейти к дальнейшему этапу, задач на смекалку и пр. Приём игры позволяет добиться более высокой скорости выполнения работы учащимися, в некоторых случаях реализации скрытых способностей.
Специальные индивидуальные задания.
Иногда помимо основного домашнего задания я предлагаю желающим подготовить индивидуальное задание. Обычно оно связано со следующей темой, или же является заданием повышенной сложности. Здесь ученик может иметь разные мотивы: получить оценку, отличиться перед другими, или же взять задание из-за настоящего интереса к предмету. Как бы то ни было, успешное выступление ученика, подготовившего индивидуальное задание, другим может стать примером для подражания.
Интеграция с другими сферами жизни.
Математика прочно связана с другими науками и областями знаний. Обыграть эту связь получалось редко. Пожалуй, применение этого приёма формирования положительной внешней мотивации остаётся для меня самым актуальным и вместе с тем самым трудным.
Взгляд в будущее.
Зачем нужно знать эту формулу? Где вы точно встретите такое задание? Такие вопросы иногда задавались мной учащимся, а ответ был очень прост: на будущих экзаменах на ГИА и ЕГЭ. С одной стороны, учащиеся знают, что их ожидает в будущем. И это хорошо. А с другой стороны, мотивом для некоторых становится пресловутый страх. Страх перед экзаменом. Нужно учить, чтобы сдать, иначе – провал. Пожалуй, это один из немногих отрицательных аспектов внешней мотивации, которые имели место быть на моих уроках.
Теперь я проанализирую те приёмы, которые, по моему мнению, ведут к возникновению внутренних мотивов.
Смена ролей.
Игровой аспект можно понимать по-разному. Естественно, что игру часто воспринимают как соревнование. Однако все мы, от мала до велика, играем свою роль. В разных социальных группах, в разных ситуациях мы разные, исполняем разные функции. Так и в процессе обучения. Например, на уроке существуют учитель и его ученики. Они взаимодействуют. Но если отойти от шаблона, то можно на время сменить эти роли. Ученик возьмёт на себя некоторый функционал учителя. Так, на уроке возможно, что кто-то из учеников пытается объяснить одноклассникам часть задачи, может выдвинуть гипотезу, может задать вопрос для другого ученика. Если вспомнить мой шестой приём формирования внешних мотивов, то специальное задание может наилучшим образом содействовать смене ролей. Приятно, когда ученик с энтузиазмом берется за то задание, к которому ещё никто не готов, и объясняет его для всех. Это значит, что игра в смену ролей удалась, и ученик реализует свои способности и получает «эмоциональный балл» за успешно сыгранную роль учителя. Я считаю, что смена ролей способна сделать учеников увереннее в своих силах. К этому способу повышения мотивации отнесу ещё и приём «оцени себя сам». Ученику предлагается оценить свой ответ самому (пока ученик все равно ждёт одобрения или неодобрения такой оценки). Однако это хороший опыт приобретения адекватной самооценки.
Оправдание позитивных ожиданий.
Каждый ученик приходит на урок со своими ожиданиями. Позитивными ожиданиями я назову такие ожидания, которые связаны со стремлением учащегося быть свободным. Сейчас я примерю на себя роль ученика. Разве не хотел бы я, чтобы на уроке можно было свободно высказать свою точку зрения, не боясь отрицательной реакции учителя? Конечно, хотел бы. Ученик должен понять, что решение задачи – это не шаблонное мероприятие, а творческий процесс. А здесь всегда существует как минимум две альтернативы решения. Совместно с учителем, другими учениками в ходе дискуссии все должны прийти к правильному и рациональному решению. Осознанно, без намека на неудачу. Также ученик ожидает, что за неуспех его не будут постоянно наказывать, а дадут понять, что кто не ошибается, тот и не работает. Далее, реализация свободы выбора. Здесь ситуация сложнее, ведь большинство склонно идти по лёгкому пути, что не приводит к саморазвитию. Например, при выборе одного из двух заданий разного уровня сложности подавляющее большинство выбирает то, что попроще. И это неудивительно. Но имея свободу выбора учащиеся чувствуют, что здесь – в школе – их воспринимают как личностей, а это немаловажный психологический аспект.
Творческие практические задания.
Фантазировать, придумывать, мечтать, изобретать, делать по-своему, не как все. Я считаю, что эти потребности присущи большинству детей. А значит, нужно их реализовывать. Предлагаю следующие творческие задания:
– составить кроссворд;
– придумать задачу по теме;
– выполнить рисунок на основе изучаемых объектов.
Бонусная система оценивания.
Я разработал свою систему оценивания, которую назвал бонусной. У каждого ученика в конце тетради есть таблица, куда вместо оценок за устную или письменную работу заносятся плюсики. Через каждые 2-3 недели я подсчитываю количество набранных плюсиков и в зависимости от количества выставляю оценку в журнал.
Применение вышеописанных способов повышения мотивации к обучению математике привело к тому, что:
учащиеся стали активнее работать на уроке;
стал исчезать страх перед заданиями повышенной трудности;
дети стали увереннее отвечать, не боясь неудачи;
стало больше учеников, проявляющих заинтересованность в обучении математике.
Особую актуальность в современной школе приобретают разработка и внедрение в педагогическую деятельность различных форм дифференциации, индивидуализированной помощи. Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использую дифференцированные задания с нарастающей степенью сложности.
Широко использую на своих уроках компьютерные презентации в процессе объяснения нового материала, а также во время проведения устной работы на разных этапах урока.
Использую в работе здоровьесберегающие технологии. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а также снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.
Начиная с третьего года своей работы я начал осваивать технологию развития критического мышления. Применяю на различных этапах урока работу с кластером, корзиной идей, на этапе рефлексии использую толстые и тонкие вопросы.
В дальнейшем планирую: систематизировать весь дидактический материал по каждому уроку для 5-9 классов; создать сборник занимательных, практических задач к урокам математики, создать свой сайт, через который хочу приобщать ребят к самообразованию.

3. Результаты педагогической деятельностиМониторинг качества знаний
2013-2014 уч.г. II полугодие
Класс Всего учащихся Выполняли работу «5» «4» «3» «2» Успеваемость Качество Средний балл
7 а 28 23 2 12 8 1 96 61 3,65
7 б 27 25 3 11 9 2 92 56 3,60
7 в 27 23 4 6 11 2 91 43 3,52
2014-2015 уч.г. II полугодие
Класс Всего учащихся Выполняли работу «5» «4» «3» «2» Успеваемость Качество Средний балл
8 а 27 21 1 8 12 0 100 43 3,48
8 б 27 24 3 12 9 0 100 63 3,75
8 в 27 19 2 4 12 1 95 32 3,37
5 б 33 27 7 9 8 3 89 59 3,74
5 в 34 32 14 9 9 0 100 72 4,16
Результаты итоговой аттестации
2013-2014 уч.г.
КЛАСС ПРЕДМЕТ Всего учащихся Аттестованы на Сред-
ний балл Уровень %
5 4 3 2 1 Качест-
ваОбученнос-
ти7 а Алгебра 28 3 17 8 - - 3,82 71 100
7 а Геометрия 28 5 14 9 - - 3,86 68 100
7 б Алгебра 27 4 13 10 - - 3,78 63 100
7 б Геометрия 27 4 12 11 - - 3,74 59 100
7 в Алгебра 27 4 9 14 - - 3,63 48 100
7 в Геометрия 27 4 9 14 - - 3,63 48 100
2014-2015 уч.г.
КЛАСС ПРЕДМЕТ Всего учащихся Аттестованы на Сред-
ний балл Уровень %
5 4 3 2 1 Качест-
ваОбученнос-
ти5 б Математика 33 7 15 11 - - 3,88 67 100
5 в Математика 34 9 17 8 - - 4,03 76 100
8 а Алгебра 27 3 15 9 - - 3,78 67 100
8 а Геометрия 27 4 13 10 - - 3,78 63 100
8 б Алгебра 27 3 15 9 - - 3,78 67 100
8 б Геометрия 27 6 11 10 - - 3,85 63 100
8 в Алгебра 27 3 7 17 - - 3,48 37 100
8 в Геометрия 27 5 4 18 - - 3,52 33 100
Участие в олимпиадах, конкурсах
2013-2014 уч.г.
Название Класс/
участники Результат
Всероссийская заочная олимпиада «Познание и творчество» 7кл/4 Пиксина Е.(7б) – 3 место
Открытая российская интернет-олимпиада по математике МетаШкола7кл/3 Исайчев С.(7в) – 1 место,
Фролов И.(7б) – 2 место,
Ярцев А.(7а) – 3 место
Межрегиональная олимпиада школьников по математике «САММАТ» 7кл/8 Куркина А.(7а) прошла в заключительный тур
Математический конкурс «Кенгуру» 7кл/30 2014-2015 уч.г.
Название Класс/
участники Результат
Межрегиональная олимпиада школьников по математике «САММАТ» 8кл/7 Сергеева Е.(8а) прошла в заключительный тур
Математический конкурс «Кенгуру» 5кл/31
8кл/19 Школьный конкурс научно-исследовательских проектов «Ярмарка идей» 8кл/1 Исайчев С.(8в) – 1 место
4. Внеурочная деятельность.2013-2014 уч.г.
Проведено внеклассное мероприятие для учащихся 7 а, б, в классов «Праздник числа Пи» (Приложение 1)
5. Обобщение и распространение собственного опыта
Выступления на МО и педсоветах
Место Дата Тема
Педсовет 09.11.2014 Педагогическая этика (Приложение 2)
Открытые уроки
Дата Класс Предмет Тема
15.12.2014 5 в Математика Числовые и буквенные выражения (Приложение 3)
18.02.2015 8 а Алгебра Неполные квадратные уравнения (Приложение 4)

6. Используемые образовательные ресурсыПо алгебре и началам анализа я использую следующие учебные программы:
•5-6 классы – учебная программа Н.Я. Виленкина,
•7-9 класс – учебная программа Ю.М. Колягина и М.В.Ткачевой.
По геометрии:
•учебная программа Л.С. Атанасяна.
Наличие технических средств обучения
Проектор.
Мультимедиа
Компьютерные средства обучения
1. Медиатека.
а) Презентации
б) Устные задания
в) Тесты
2. Информационно-коммуникативные ресурсы:
www.1september.ru,
www.uztest.ru,
www.etudes.ru,
www.mathtest.ru,
www.kenguru.sp.ru,
http://methmath.chat.ru,
www.turgor.ru,
http://tasks.ceemat.ru,
http://festival.1september.ru,
http://math.child.ru,
http://vzms.relline.ru,
www.zavuch.info,
www.proshkolu.ru.