Рабочая программа по биологии 7 класс, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко

7 класс
Биология. Животные.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М.Константинова, В.С.Кучменко, И.Н.Пономаревой //Биология в основной школе: Программы. -М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требованиями к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 кл. предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии, формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли в результате их эволюции.
Принципы отбора основного дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей и возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Все работы являются этапами комбинированных уроков.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Основное внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2006.
Тетрадь включает вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с последними способствует формировать умения распознавать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф,2006. – 224с.;
а также методических пособий для учителя:
1) В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методические пособия для учителя. – М.:Вентана-Граф, 2005;
2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.:Вентана-Граф, 2005.-72с.;




































Реферативное описание тем.
Биология 7 класс.

ТЕМА №1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ – 5 часов.
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах. Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира. Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, семейство, отряд, род, вид, популяция. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Достижение современной зоологии.

ТЕМА №2 СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ – 3 часа.
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

ТЕМА№3 ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ, ИЛИ ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ – 4часа.
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Амеба протей как одноклеточный организм. Внешний вид и внутреннее строение. Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцестирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее в себе черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория – туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный плазмодий. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека. Л/Р «Изучение строения инфузории-туфельки», «Рассмотрение других простейших».

ТЕМА №4 ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – 4часа.
Краткая характеристика подцарства Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Регенерация. Значение в природе. Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в жизни человека.

ТЕМА №5 ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ,КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ – 6 часов.
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация. Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. Тип Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и с/х животных. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и в жизни человека. Тип кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее строение. Внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. Значение червей и их место в истории развития животного мира. Л/Р «Изучение внешнего строения дождевого червя», «Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах».

ТЕМА №6 ТИП МОЛЛЮСКИ – 4 часа.
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков, особенности строения, поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины. Брюхоногие моллюски. Большой прудовик и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Двустворчатые моллюски. Беззубка и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. Л/Р «Изучение строения раковины, наружного и внутреннего слоев».

ТЕМА №7 ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – 8 часов.
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Класс ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие паукообразных. Паук-крестовик. Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биоценозах. Клещи. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие группы насекомых с неполным превращением: прямокрылые, равнокрылые клопы и стрекозы. Важнейшие группы насекомых с полным превращением: бабочки, жуки, двукрылые, перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Одомашнивание насекомых на примере тутового шелкопряда. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека. Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биологическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых. Л/Р и П/Р «Изучение внешнего строения жуков», «Изучение коллекций насекомых - вредители сада, огорода, комнатных растений, меры борьбы с ними».

ТЕМА №8 ТИП ХОРДОВЫЕ -32 часа.
ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ – 1 час.
Краткая характеристика типа Хордовые. Бесчерепные. Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

ПОДТИП ЧЕРЕПНЫЕ. РЫБЫ. – 5 часов.
Общая характеристика черепных. Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Часть тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костистой рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграция рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятия о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособление рыб к наземным местам обитания. Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, тресковые, камбалообразные, карпообразные и др. рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Л/Р «Изучение внешнего строения рыбы».

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ – 5 часов.
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Л/Р «Изучение внешнего строения лягушки», «Изучение скелета лягушки», «Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах».

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ – 4 часа.
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере ящерицы прыткой). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека. Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древесных пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. Л/Р «Изучение внешнего строения пресмыкающихся».

КЛАСС ПТИЦЫ – 8 часов.
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Изучение строения скелета птицы. Изучение внешнего строения птиц. Изучение строения пера. Изучение особенностей перьевого покрова птиц.
Систематические группы птиц. Экологические группы птиц.

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ИЛИ ЗВЕРИ – 10 часов.
Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания. Внутреннее строение млекопитающих. Системы внутренних органов млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие или Плацентарные звери. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие. Китообразные. Парно- и непарнокопытные звери. Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека. Охрана млекопитающих.

РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ – 2 часа.
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Искусственный и естественный отбор. Многообразие и многочисленность животного мира. Основные этапы развития животного мира на Земле. От одноклеточных к многоклеточным животным.























Тематическое планирование по биологии 7 класс
(70 часов, 2 часа в неделю).

№ п/п
Тема урока

Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту

Введение – 5 часов

1
Зоология – наука о животных
1



2
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Л/Р «Выявление приспособлений животных к среде обитания».
1



3
Классификация животных и основные систематические группы.
1



4
Влияние человека на животных.
1



5
Вводный контроль по теме «Введение».
1



Строение тела животных – 3 часа.

6
Строение клетки животного.
1



7
Ткани животного. Л/Р «строение клетки и тканей животного».
1



8
Органы и системы органов животного.
1



Подцарство Простейшие – 4 часа.

9
Тип Саркодовые.
1



10
Класс Жгутиконосцы.
1



11
Тип Инфузории. Л/Р «Изучение строения инфузории-туфельки».
1



12
Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
1



Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные – 4 часа.

13
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.
1



14
Пресноводная гидра.
1



15
Морские кишечнополостные.
1



16
Самостоятельная работа по темам: «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные».
1



Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви – 6 часов.

17
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви.
1



18
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Л/Р «Выявление приспособлений у плоских червей к среде обитания».
1



19
Тип Круглые черви.
1



20
Тип Кольчатые черви
1



21
Малощетинковые черви. Л/Р «Наблюдение за поведением дождевого червя – его передвижением, ответами на раздражение. Изечение внешнего строения червя».
1



22
Самостоятельная работа по теме: «Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».
1



Тип Моллюски – 4часа.

23
Общая характеристика типа Моллюски.
1



24
Класс Брюхоногие моллюски. Л/Р «Изучение строения раковины, наружнего и внутреннего слоев. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков».
1



25
Класс Двустворчатые моллюски.
1



26
Класс Головоногие моллюски.
1



Тип Членистоногие – 8 часов.

27
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные.
1



28
Класс Паукообразные.
1



29
Класс Насекомые. Внешнее строение. Л/Р «Изучение внешнего строения насекомого»
1



30
Внутренне строение насекомых.
1



31
Типы развития насекомых.
1



32
Полезные насекомые. Охрана насекомых.
1



33
Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний.
1



34
Самостоятельная работа по темам: «Тип Моллюски. Тип Членистоногие».
1



Тип Хордовые – 5 часов. Подтип Бесчерепные – 1 час.

35
Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные.
1



36
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. Л/Р « Изучение внешнего строения рыбы. Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы».
1



37
Внутреннее строение рыбы.
1



38
Особенности размножения рыб
1



39
Основные систематические группы рыб.
1



40
Промысловые рыбы. Их использование.
1



Класс Земноводные, или Амфибии – 5 часов.


41
Места обитания и строения земноводных. Л/Р «Изучение скелета лягушки».
1



42
Строение и деятельность внутренних органов. Л/Р «Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах».
1



43
Годовой цикл и происхождение Земноводных.
1



44
Многообразие и значение Земноводных.
1



45
Самостоятельная работа по темам: «Рыбы и земноводные».
1



Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии – 4 часа.

46
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Л/Р «Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки».
1



47
Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.
1



48
Многообразие пресмыкающихся.
1



49
Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.
1



Класс Птицы – 8 часов.

50
Среда обитания и внешнее строение птиц. Л/Р «Изучение внешнего строения птицы. Изучение перьевого покрова и различных типов перьев».
1



51
Опорно-двигательная система птиц. Л/Р «Изучение строения скелета птицы».
1



52
Внутреннее строение птиц. Л/Р «Изучение внутреннего строения птицы по готовым влажным препаратам».
1



53
Размножение и развитие птиц.
1



54
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.
1



55
Многообразие птиц.
1



56
Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
1



57
Самостоятельная работа по темам: «класс Пресмыкающиеся и класс Птицы».
1



Класс Млекопитающие, или Звери – 10 часов.

58
Внешнее строение. Среды жизни и места обитания. Л/Р «Изучение внешнего строения млекопитающего».
1



59
Внутреннее строение млекопитающих. Л/Р «Изучение скелета млекопитающего», «изучение внутреннего строение по готовым влажным препаратам».
1



60
Размножение и развитие млекопитающих.
1



61
Происхождение и многообразие млекопитающих.
1



62
Плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые; Грызуны и Зайцеобразные. Хищные.
1



63
Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные.
1



64
Отряд Приматы
1



65
Экологические группы млекопитающих.
1



66
Значение млекопитающих для человека.
1



67
Самостоятельная работа по теме: «Млекопитающие».
1



Развитие животного мира на Земле – 2 часа.

68
Доказательство эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина об эволюции.
1



69
Основные этапы развития животного мира на Земле.
1



70
Резервное время.
1

































Литература

1. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф,2009

15