Конспект урока по русскому языку для 7 класса Запятые при деепричастном обороте.


Русский язык
Класс: 7
Направленность средств ИКТ: универсальноеТребования к владению ИКТ учителями: работа в программах Microsoft Word, Power Point
Требования к владению ИКТ учениками: работа в программе Microsoft Word
Павлюченкова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы
первой категории
МКОУ «Андринская СОШ»
Октябрьского района ХМАО-ЮгрыПояснительная записка
Урок по теме «Запятые при деепричастном обороте» является повторительно-обобщающим. Цель данного урока: учиться применять теоретические знания материала на практике, выделять графически деепричастный оборот, развивать у учащихся речь, мышление, внимание.
Использование презентации на уроке помогает сделать урок более живым, увлекательным, интерактивным. Эмоциональность, создаваемая использованием современных средств обучения, является одним из условий для успеха в учебном процессе. 
Сочетание различных видов работ (фронтальной, индивидуальной) позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего урока, поддерживать интерес к предмету.
Индивидуальная работа способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и формированию у них умений самостоятельной работы. На уроке использован валеологический компонент при разборе предложения, межпредметная связь: искусство, литература.
Конспект урока по русскому языку для 7 класса на тему «Запятые при деепричастном обороте».
Продолжительность урока: 40 минут
Тип урока: повторение и обобщение знаний по изученной теме
Цели:
Образовательные:
- продолжить работу обучающихся с деепричастием и деепричастным оборотом; с выделением знаками препинания деепричастных оборотов ;- переносить теоретические знания материала на практику;
-выделять основное действие в предложении, выраженное глаголом, задавать правильно вопрос и определять добавочное действие по отношению к зависимому слову;
- продолжить учиться выделять графически деепричастный оборот.
Развивающие:
-развивать у учащихся познавательные способности - речь, мышление, внимание, воображение, восприятие;
-развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, дисциплинированность и аккуратность работы на уроке;
-создание эмоционального настроя через различные педагогические технологии.
Средства обучения:
1) на доске записаны число и тема урока;
2) учебник, тетради, ручка, карандаш, линейка, ластик;
3) карточки, наглядности;
4) презентация, проектор, экран.
План урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели урока
3. Проверка домашнего задания
4. Повторение изученного5. Закрепление изученного6. Домашнее задание и его объяснение
7. Подведение итогов
8. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Все ли у нас приготовлено к уроку?! Садитесь!
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Проверка домашнего задания (упр. 168 "по цепочке")
- Ребята записываем в тетради сегодняшнее число и тему урока.
- В начале урока мы займемся с вами разборами на повторение.
4. Разборы.
1. Надев лыжи, человек может идти по снегу, почти не проваливаясь в него. (Повест., невоскл., простое, распр., двусост., осл. деепр. оборотами). (Слайд 3).
- А что вы можете рассказать о лыжном виде спорта?
( Лыжный спорт является одним из массовых видов спорта и доступных средств физического воспитания. При занятиях лыжным спортом работают практически все мышцы тела. Занятия на чистом морозном воздухе, в лесу благотворно влияют на организм, прежде всего на органы дыхания, снижают умственное утомление, являются прекрасным средством активного отдыха. В результате улучшается общее состояние организма, повышаются его защитные функции. Лыжный спорт помогает воспитывать и совершенствовать такие физические и морально-волевые качества, как выносливость, сила, смелость, выдержка, упорство. Лыжи используют и как средство передвижения в труднодоступной местности, охотники, геологи, полярники).- А из вас кто-нибудь занимается этим видом спорта?
2. Фонетический разбор слова егерь.
- Ребята, а кто такой егерь? Давайте поработаем с толковым словарём Ожегова и узнаем значение данного слова.
(Егерь - охотник-профессионал). Репродукция «Егерь с тремя борзыми», 1872г., находится в Государственном русском музее. (Слайд 4).
Егерь - 2 слога [ й э г э р] (Вторушина Настя).
е < [й] - согласный, звонкий, мягкий, сонорный;
[э] - гласный, ударный;
г – [г] - согласный, звонкий, мягкий;
е – [э]- гласный, безударный;
р – [р] - согласный, звонкий, мягкий, сонорный;
ь - [-].______________________________________________
5 букв, 5 звуков.
3. Морфологический разбор причастия гладь лугов прошитую.
(Гладь лугов) прошитую - причастие.
I. (Гладь лугов какую?) прошитую. Н. ф. - прошитый.
II. Пост. признаки: страдат., прошед. врем., соверш. вида;
непост.- вин. пад., ед. ч., ж. р.
III.(Гладь лугов какую?) прошитую.
5. Фронтальный опрос.
- Ребята, а сейчас давайте повторим сведения о деепричастии, деепричастном обороте. Игра с мячом называется "Закончи фразу".
- Деепричастие- это... (Слайд 5 ).
- Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие называется...
- Деепричастие отвечает на вопросы...
- Подчеркивается в предложение деепричастие...
- Деепричастие всегда обозначает...
- Находится деепричастие при...
- Деепричастия бывают .... и ... вида.
- Деепричастный оборот - это...
6. Физкультминутка. (Слайд 6).
Руки в стороны, в кулачок.
Разжимай и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки влево, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вправо, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки на колени, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки за голову, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки за спину, в кулачок,
Разжимай и на бочок.

7. Закрепление изученного. Формирование умений и навыков.
- Ребята, сразу запишем домашнее задание в дневник. Оно будет на закрепление деепричастного оборота. Такой же будет наша работа в классе. Параграф 27, упражнение 165. (Слайд 7).
- Сейчас мы будем отрабатывать расстановку знаков препинания при деепричастном обороте.
1). Упр. 165 выполняется по заданию в учебнике.
2). Образуйте от глаголов деепричастие совершенного и несовершенного вида, выделяя в них суффикс.
Говорить - говоря, поговорив; видеть - видя, увидев; слышать - слыша, услышав; тормозить - тормозя, затормозив; собираться - собираясь, собравшись. (Слайд 8).
3) Самостоятельная работа по карточкам. (Приложение 1).
В предложениях из произведений Антона Павловича Чехова поставьте границы деепричастного оборота, подчеркните их, укажите глаголы, к которым они относятся.
Въехав на плотину, тройка почему-то остановилась.
Упав на залив, она утонула.
Взобравшись, он с остервенением дергает за звонок.
Поглядев в небо, Алеша увидел одну только звездочку.
Потухая и вспыхивая, они двигались по одному направлению
Согнувшись и придерживая левой рукой шапку, он тихо крался.
Том Бекас, растянувшись на полу, спал, как у себя дома.
Выглянув из-под одеяла на свет Божий и выругавшись, он спрыгнул с кровати и, потрясая
кулаками, зашагал по комнате.
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок. (Слайд 9).
- Итак, ребята, давайте подведём итог нашего урока. Что мы сегодня повторили, над чем работали?
- Что называется деепричастным оборотом?
9. Рефлексия. (Слайд 10).
- Все ли довольны своей работой?
- Что показалось на уроке интересным?
- Все молодцы! Спасибо за урок!
Список использованной литературы
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений/ - М.: Просвещение, 2009. 
Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором:рус. яз.: 7 кл.:пособие для учащихся/-М.: Просвещение, 2006.
Филипченко М.П. Грамоте учиться всегда пригодится.- Волгоград:Учитель, 2008.
Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка.-Волгоград: Учитель, 2009.