Конспект урока по русскому языку на тему Понятие об окончании и основе слова. (3 класс)


Русский язык
Тема урока: Понятие об окончании и основе слова.
1) Создать условия для творческого усвоения детьми языковых понятия «окончание» и «основа» слова.
2) Совершенствовать умение «видеть» и проверять орфограммы в основе слова; на основе этого умения развивать орфографическую зоркость учеников.
3) Развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
4) Развивать интерес учащихся к предмету через познавательную деятельность.
5) Воспитывать взаимовыручку младших школьников.
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Мотивация к учебной деятельности. Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Будем грамотно писать.
Тайны слова «познавать»
2 Введение в раздел. Определение основного вопроса урока. - Откройте учебники на стр. 144.
-Прочитайте название параграфа.
-Что в его названии Вам знакомо?
-Какие части слова знаете?
-Что такое корень?
-Что такое приставка?
-Что такое суффикс?
Тема урока: Окончание и основа.
Что-то в этом названии Вам знакомо?
-Что Вы знаете об окончании?
-Что нового должны узнать на уроке? Окончание и основа слова.
-Части слова.
-Корень, суффикс, приставка.
- Главная часть слова и общая часть слова однокоренных слов.
- Часть слова, которая стоит перед корнем. Приставки образуют новые слова.
Часть слова. Он стоит после корня. Суффиксы образуют новые слова.
Окончание
Окончание – это часть слова. Стоит в конце слова.
Для чего служит окончание?
Что такое основа?
3 - Открытие» нового знания.
На слайде
Берёзу называют символом России.
Русь моя, люблю твои берёзы!
Берёза воспета в поэзии.
Под берёзой нашли грибок.
О берёзе слагали песни.
На берёзах распустились почки.
Выпишите слова, которые повторяются в каждом предложении.
-Выделите ту часть слова, которая изменяется.
- Как называется эта часть слова?
- Сделайте вывод.
- Упражнение № 175.
- Прочитайте слова.
- Можно ли считать, что это предложение?
- Почему?
- Что нужно сделать, чтобы из этих слов можно было составить предложение?
- Прочитайте слова второй строчки.
- Достаточно ли изменить окончание?
- Так для чего служит окончание?
- Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитав 1-2 абзацы.
- Прочитайте 2 часть.
- Как вы поняли, что такое основа слова?
- Как Вы думаете , почему эта часть получила такое название?
- Выделите основу слова в словах записанных в тетради.
Берёзу, берёза, берёзы, под берёзой, о берёзе, на берёзах.
- Окончание.
- Окончание эта изменяемая часть слова.
Нет.
Слова в предложении не связаны по смыслу.
- Нужно изменить окончание.
-Записывают предложение, объясняют орфограммы.
Нет. Нужно добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.
Окончание служит для связи слов в предложении.
- Это часть слова без окончания.
- В ней заключён основной смысл слова.
3 Первичное закрепление, развитие учебно- языковых умений. Как вы думаете слова: берёзу, берёза, берёзы, под берёзой, о берёзе, на берёзах- это одно и то же слово или это разные слова?
- Подберите к слову берёза однокоренные слова.
- При помощи каких частей слова мы образовали новые слова?
- А что же такое окончание?
- Упражнение № 177 устно.
- Можно образовать новые слова с помощью окончания?
- Могут ли быть разные окончания в слове?
- Как найти в слове окончание?
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике?
- Что нового узнали из этого определения?
- Придумайте слова с нулевым окончанием.
Групповая работа.
Эстафета
- Выделите окончание и основу в словах - Формы одного и того же слова.
- Берёзка, подберёзовик, березняк.
- При помощи приставки и суффикса.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, но не образует новые слова.
- Нет.
Да.
- Нужно изменить слово.
- Окончание может быть нулевым.
- Парад, конь, степь.
Ветви старуха девица
Дуб у моря окно
Сказка рыбка для батюшки
В темнице старик стороны
Следы с тиной остров
Иорской в землянке под елью
4 Итог урока - Что нового мы хотели узнать на уроке?
- Повторите определение своими словами. -Что такое основа слова и для чего служит окончание.
5 Рефлексия урока Кто бы поставил себе за работу на уроке «5»?
-Почему?
«4»-Почему? 6 Д/з № 177