Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами.


Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них»

Цели:
Работа по закреплению знаний учащихся об однородных членах   предложения.
Подготовка к проверочной  работе.
Задачи:
Закрепить изученное об однородных членах предложения.
Углубить знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Отработать навыки постановки и употребления знаков препинания при однородных членах, соединённых сочинительными союзами.
Оборудование:
Учебник «Русский язык.8 класс».
Опорные  схемы и таблицы
Листы с заданиями для проверочной работы (2 варианта)
ХОД УРОКА
1.Мотивация к учебной деятельности
« В человеке всё должно быть прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
А.П. Чехов
- Как вы понимаете это высказывание?
- Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему сегодняшнему уроку?
- Какие знаки препинания стоят в предложении? В связи с чем?
- Сформулируйте тему урока.
- А как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке?
Обратите внимание на слайд и давайте вместе ответим на вопрос:
Что такое однородные члены предложения? Назовите признаки однородных членов?
   а) отвечают на один и тот же вопрос;    б) относятся к одному и тому же слову;    в) являются одинаковыми членами предложения;    г) произносятся с интонацией перечисления;    д) равноправны по отношению  друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью).II. Повторение
Найдите однородные члены предложения:
1.Пью чай с лимоном и вареньем (дополнение).
2.Пью чай с лимоном и удовольствием (дополнение и обстоятельство).
Вывод:
– Итак, однородные члены предложения связаны не только с помощью интонации, но и с помощью сочинительных союзов.– Какие группы сочинительных союзов, соединяющих однородные члены предложения, вы знаете? 
Позиция
в предложении Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
Одиночные и, да а, но, да (=но), однако, же, зато или (иль), либо
Повторяющиеся и … и,
ни … ниили …или,
либо … либо,
то …то,
не то … не то
то ли … то ли
Двойные не только …, но и
как …, так и Вывод по таблице: ОЧП в предложении соединяются союзами.III. Закрепление
<Презентация. Слайд №1>.
– А теперь посмотрите на схемы. Как вы думаете, что вам предстоит сделать?
[O, но O]
[как O, так и O]
[O или O]
Учащиеся составляют предложения по схемам.
- Какую особенность вы заметили при составлении предложений?(В 3-ем предложении нет запятой)
- Почему?
– Расскажите по схемам о постановке запятой между однородными членами. <Презентация. Слайд №2>.
Запятая ставится:                                                     Запятая не ставится:
1.  [O, а O]                                                                                           [O и O]     [O, но O]; [O, да (=но) O]; [O, да и O]2.  [и O, и O]                                                                                      [O да (= и) O]     [и O, и O, и O]                                                                                [O или O]     [O, и O, и O]                                                                                   [O либо O]3.  [как O, так и O]                                                                         [O и O, O и O]     [не только O, но и O]
IV. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии
( Записываем предложения, выделяем грамматическую основу, составляем схему.)
Человек с трудом переносит как мороз, так и жару.Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.Она не только работала, но и училась.
По вечерам он читал, или играл в шахматы, или смотрел телевизор.
V. Углубление материала
<Презентация. Слайд №3>.
1. Запятая не ставится во фразеологических оборотах.
Ни с того ни с сего и воробей не чирикнет. Дела мои в последнее время шли и вкривь и вкось.
2. Рядом стоящие глаголы образуют единое смысловое целое, глаголы в одинаковой форме (движение + цель).
Мать ждёт не дождётся сына домой. Зайду проведаю.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Запишите предложения в два столбика – с запятой при однородных членах и без нее. Подчеркните однородные члены, составьте схемы.
1) Солнце взошло уже выше леса и косыми лучами играло на рябящей воде огромного разлива.
2) Лютик хотя и ярко-желтый но все же сам по себе не очень яркий цветок.
3) Целую жизнь потом он если не рассказывал то вспоминал эту историю.
4) Далеко гулы повторяют и рев и треск и шум и гром.
5) Маяк то вспыхивал то погасал беззвучно.
6) Бор глухо и сонно гудит в отдалении.
- Проверяем.
Запятая ставится Запятая не ставится
left0left0Лютик хотя и ярко-желтый, но все же сам по себе не очень яркий цветок.
(О, но О) Солнце взошло уже выше леса и косыми лучами играло на рябящей воде огромного разлива.
(О и О)
Целую жизнь потом он если не рассказывал, то вспоминал эту историю.
(О, то О) Бор глухо и сонно гудит в отдалении.
(О и О)
Далеко гулы повторяют и рев, и треск, и шум, и гром.
(и О, и О, и О, и О) Маяк то вспыхивал, то погасал беззвучно.
(то О, то О)  
Вывод: при одиночном союзе запятая не ставиться.
VIII. Работа (в парах) по закреплению темы. Схематический диктант.
Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.
Этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами.
Я же не только любовался, но и с восторженным умилением смотрел на них.
IX. Итог работы на уроке составление кластера.
X. Рефлексия.
Задания выполнил(а) полностью, самостоятельно или с классом?
Обращался за помощью к преподавателю, к  товарищам?
Помогал  одноклассникам?
Пользовался учебником?
XI. Домашнее задание.